Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

       Настоящая рабочая программа по курсу «Русский язык» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык» для общеобразовательных учреждений учебника В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ_yaz_3.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Настоящая рабочая программа по курсу «Русский язык» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык» для общеобразовательных учреждений учебника В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

     Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

      •Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089),

       •Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ М РФ от 09.03.2004 №1312),

       •Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;

       •Рекомендательным письмом  МО РМ от 12.04.2010 №1718;

       •Приказом  МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях №904 от 16.08.2011 года;

      •учебниками:

1.В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. Москва.«Просвещение». 2018.

2.А. А. Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России». Москва. Просвещение. 2017.

    Согласно действующему  учебному плану в 3  классе предполагается обучение в объёме 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Контрольное списывание - 3

Контрольный диктант - 5

Развитие речи - 28

Проверочная работа-4

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 Место курса «Русский язык» в учебном плане

 Программа в 3 классе рассчитана на  170 ч , 5 часов в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

   Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

   В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:

— к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);

— к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);

— к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);

— к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);

— к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

   Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

   Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

  Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

Основные содержательные линии

Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи (текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.)

Изменения, внесенные в программу

   Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания  

 Система уроков, цели, задачи, ожидаемые результаты обучения в 3 классе выстроены с учётом уровня развития класса и состояния  здоровья учащихся.

Характеристика содержания курса

«Русский язык» 3 класс

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

    Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и о корне слова, формирование представлений об основе и окончании, о суффиксе и приставке, об их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне, правилами правописания безударных гласных (проверяемых и не проверяемых ударением), парных по глухости-звонкости согласных в корне (на конце слова и перед согласным), непроизносимых согласных, правописанием наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанием разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

    Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам).

    В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и

мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

    Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

    Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление). Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся

в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания

прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука.

Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое

чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение

начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

•раздельное написание слов;

•обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

•прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

•перенос слов по слогам без стечения согласных;

•знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных

звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости со-

гласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости

согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава

слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),

пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в

однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором

употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме

прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные

местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных.

Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы

что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но.

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с именами существительными;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

•запятая при обращении в предложениях;

•запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

   Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

   Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

   Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

   План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

   Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

   Знакомство с жанрами письма и поздравления.

   Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

   Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Содержание разделов

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык (2ч).

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

Текст (2ч)

Предложение (1ч)

Виды предложений по цели высказывания и по интонации (3ч)

Предложения с обращением (1ч)

Состав предложения (3ч)

Простое и сложное предложения (2ч)

Словосочетание (2ч)

Слово в языке и речи (19ч)

Лексическое значение слова (2ч)

Омонимы (1ч)

Слово и словосочетание (1ч)

Фразеологизмы (2ч)

Части речи (5ч)

Однокоренные слова (1ч)

Слово и слог. Звуки и буквы (7ч)

Состав слова (16ч)

Корень слова (3ч)

Формы слова. Окончание (3ч)

Приставка (3ч)

Суффикс (3ч)

Основа слова (1ч)

Обобщение знаний о составе слова (3ч)

Правописание частей слова (29ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1ч)

Правописание слов с безударными гласными в слове (4ч)

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне (5ч)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5ч)

Правописание слов с удвоенными согласными (2ч)

Правописание суффиксов и приставок (4ч)

Правописание приставок и предлогов (3ч)

Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) (5ч)

Части речи (76ч)

Части речи (1ч)

Имя существительное (30ч)

Число имен существительных (2ч)

Род имен существительных (7ч)

Падеж имен существительных (12ч)

Все падежи (3ч)

Имя прилагательное (19ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3ч)

Текст – описание (2ч)

Формы имен прилагательных. Род имени прилагательных (4ч)

Число имен прилагательных (2ч)

Падеж имен прилагательных (2ч)

Обобщение знаний об имени прилагательном (6ч)

Местоимение (5ч)

Глагол (21ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе (4ч)

Формы глагола (2ч)

Число глаголов (2ч)

Времена глагола (5ч)

Род глаголов в прошедшем времени (2ч)

Правописание частицы не с глаголами (2ч)

Повторение (14 ч)

Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Личностными результатами изучения русского языка являются:

•        осознание языка как основного средства человеческого общения;

•        восприятие русского языка как явления национальной культуры;

•         понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•        способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются:

•        умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

•        способность в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•        умение выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

•         понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•         стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка являются:

•        овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

•        умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания ( в объеме изученного ) при записи собственных и предложенных текстов;

•        умение проверять написанное;

•         умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова;

•        способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих знаний и умений.

Обучающиеся научатся:

        части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

        части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог ;

        члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;

- производить разбор слов по составу;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки;

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам ( простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам  связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений;

- интонационно правильно произносить предложения;

 - писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

 определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

- составлять устный ответ – рассуждение.

Тематическое планирование по учебному курсу «Русский язык»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максималь-ная           нагрузка учащегося, ч

Из них

Теорет.

Обуче-ние, ч

Изло-жение, ч

Контр

диктант, ч

Контр

списывание, ч

Сочинение, ч

1

Наша речь и наш язык

2

2

-

-

-

-

2

Текст

2

2

-

-

-

-

3

Предложение

1

1

-

-

-

-

4

Виды предложений по цели высказывания

3

3

-

-

-

-

5

Предложения с обращением

1

1

-

-

-

1

6

Состав предложения

3

3

-

-

-

-

7

Простое и сложное предложения

2

2

-

-

-

-

8

Словосочетания

2

1

-

1

-

-

9

Лексическое значение

2

2

-

-

-

-

10

Омонимы

1

1

-

-

-

-

11

Слово и словосочетания

1

1

-

-

-

-

12

Фразеологизмы

2

1

1

-

-

-

13

Части речи

5

4

-

-

-

1

14

Имя числительное

2

2

-

-

-

-

15

Однокоренные слова

1

1

-

-

-

-

16

Слово и слог. Звуки и буквы

7

5

1

1

-

-

17

Состав слова

3

3

-

-

-

-

18

Формы слова. Окончание

3

2

-

-

-

1

19

Приставка

31

2

-

-

-

1

20

Суффикс. Основа слова

4

4

1

1

-

-

21

Обобщение знаний о составе слова

3

3

-

-

1

-

22

Правописание частей слова

29

27

1

-

1

-

23

Части речи

1

1

-

-

-

-

24

Имя существительное

30

26

2

-

1

1

25

Имя прилагательное

19

17

-

1

-

1

26

Местоимение

5

5

1

-

-

-

27

Глагол

21

19

1

1

-

-

28

Повторение

14

14

-

-

-

1

Итого:

170

147

8

5

3

7

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Изл.

2

1

2

1

6

Соч.

4

2

6

К/д

1

1

1

5

К/сп

1

1

2

Проекты

2

2

4

                                                               Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Виды, формы контроля

Сроки

По плану

Фактически

Язык и речь (2ч)

Наша речь и наш язык (2ч)

1

1.Знакомство с учебником. Виды речи, их  назначение. Речь – отражение культуры человека у.1-4

1

Текущий

2

2. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. (у 5-10)

1

Текущий

Текст. Предложение. Словосочетание. ( 14 ч )

3

1.Текст как единица языка и речи (у 11-13)

1

Текущий

4

2.Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.(у.14-16)

1

Текущий

5

3.Предложение (повторение и углубление представлений)

(у.17-19)

1

Текущий

6

4.Виды предложений по цели высказывания. (у.20-23)

1

Текущий

7

5.Виды предложений по цели высказывания. Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы» (у.24-26)

1

Текущий

8

6.Виды предложений по интонации. (у.27-33)

1

Текущий

9

7.Обращение. Предложения с обращением (у.34-36)

1

Текущий

10

8.Главные и второстепенные члены предложения. (у.37-41)

1

Текущий

11

9.Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. (у.42-47)

1

Текущий

12

10.Простое и сложное предложения (общее представление)

(у.48-52)

1

Текущий

13

11.Сложное предложение.

Союзы а, и, но. (у53-56)

1

Текущий

14

12. Словосочетание (общее представление) (у 57-60)

1

Текущий

15

14. Проверочная работа №1 «Текст. Предложение. Словосочетание»

Работа над ошибками

1

Проверочная работа

Слово в языке и речи (17)

16

1.Лексическое значение слова (у 64-67)

1

Текущий

18

2. Лексическое значение слова (у 68-74)

1

Текущий

19

3. Омонимы (у 75-77)

1

Текущий

20

4.Слово и словосочетание (у79-82)

1

Текущий

21

5.Фразеологизмы (у83-87)

1

Текущий

22

6. Фразеологизмы

1

Текущий

23

7.Части речи (у89-92)

1

Текущий

24

8.Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. (у93-97)

1

Текущий

25

9.Имя прилагательное. Глагол. (у98-102)

1

Текущий

26

10. Имя числительное (у 103-106)

1

Текущий

27

11. Однокоренные слова (у107-111)

1

Текущий

Слово и слог. Звуки и буквы (6ч)

28

12. Гласные звуки и буквы для их обозначения. (у 112-116)

1

Текущий

29 30

14. Парные согласные звуки на конце слова (у122-124 )

2

Текущий

31

15.Разделительный мягкий знак (у 125-127)

1

Текущий

32

16.РР. Обучающее изложение (у 128-129)

1

Текущий

33

 «Слово в языке и речи» Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове»

1

Состав слова (47)

Корень слова (3ч)

34

1.Корень слова (у 130-134)

1

Текущий

35

2.Корень слова (у 135-137)

1

Текущий

36

3.Корень слова (у 138-141)

1

Текущий

Формы слова. Окончание (4ч)

37

4.Формы слова. Окончание (у 142-145)

1

Текущий

38

5.Нулевое окончание (у 146-149)

1

Текущий

39

6. Слова, которые не имеют окончания. (у 150-152)

1

Текущий

40

7.Контрольный диктант №1

1

Диктант

Приставка (3ч)

41

8 Работа над ошибками. Приставка (у 153-155)

1

Текущий

42

9.Приставка (у 156-160)

1

Текущий

43

10. Приставка (у 161-163 )

1

Текущий

Повторение, закрепление изученного

Суффикс (3ч)

44

11.Суффикс (у 164-167 )

1

Текущий

45

12.Суффикс (у 168-172)

1

Текущий

46

13.Суффикс (у 173-176)

1

Текущий

Основа слова (1ч)

47

14.Основа слова. РР. Сочинение по репродукции картины А. Рылова «В голубом просторе» (у 179)

1

Текущий

Обобщение знаний о составе слова (4ч)

48

15. Обобщение знаний о составе слова (у 180-184)

1

Текущий

49

16. Изменяемые и неизменяемые слова (у 185-189)

1

Текущий

50

17. Изложение У.191

Текущий

51

Проверочная работа

52

1. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (у 192-193)

1

Текущий

53

2.Правописание слов с безударными

1

Текущий

54

3.Правописание слов с безударными гласными в корне(у 197-200)

1

Текущий

55

4.Правописание слов с безударными гласными в корне(у 201-204)

1

Текущий

56

5.Правописание слов с безударными гласными в корне(у 205-207)

1

Текущий

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов

и перед согласным в корне (4 ч).

57

6. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (у 208-210)

1

Текущий

58

7. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (у 211-215)

1

Текущий

59

8. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (у 216-219)

1

Текущий

60

9. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (у 220-222)

1

Текущий

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне(4ч)

61

10. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (у 223-225)

1

Текущий

62

11.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (у 226-228)

1

Текущий

63

12.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (у 229-231 )

1

Текущий

64

13.Проверочный диктант  (у 232)

1

Диктант

Правописание слов с удвоенными согласными (3ч)

65

13. Правописание слов с удвоенными согласными (у 233-234)

1

Текущий

66

15.Правописание слов с удвоенными согласными

(у 235-237)

1

Текущий

67

16.РР. Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Снегурочка» (у 238)

1

Текущий

Правописание суффиксов и приставок (3ч)

68

17.Правописание суффиксов и приставок (у 239-242)

1

Текущий

69

18.Правописание суффиксов и приставок (у 243-246)

1

Текущий

70

19.Правописание суффиксов и приставок (у 248-252 )

1

Текущий

71

20.Правописание значимых частей слова

(у 247, 253-256)

1

Текущий

Правописание приставок и предлогов (3ч)

72

21.Правописание приставок и предлогов (у 257-260)

1

Текущий

73

22.Правописание приставок и предлогов (у 261-263)

1

Текущий

74

23. Контрольный диктант

1

Диктант

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (6ч)

75

24Работа над ошиб.Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

(у 264-267 )

1

Текущий

76

25. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (у 268-272 )

1

Текущий

77

26.Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. (у 273-275 )

1

Текущий

78

Составляем орфографический словарь    1

ЧАСТИ РЕЧИ (75ч)

Части речи (2ч)

79-81

1.Части речи у(1-4)

1

Текущий

14

82

2.Части речи (у 5-7)

1

Текущий

15

Имя существительное (30ч)

Повторение и углубление представлений (6ч)

83

1. Имя существительное и его роль в речи (у 8-10)

1

Текущий

16

84

2.Значение и употребление имён существительных в речи (у 11-14)

1

Текущий

17

85

3.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (15-19)

1

Текущий

18

86

4. РР. Обучающее изложение (у21)

1

Текущий

87

5. Собственные и нарицательные имена существительные (22-25)

1

Текущий

88

6.Собственные и нарицательные имена существительные.

Рекомендации к осуществлению проектной деятельности (26, 27, 38)

1

Текущий

Проект «Тайна имени»

Учебник: рубрика «Наши проекты» с 18-19

Число имён существительных (2ч)

89

7. Число имён существительных (28-32)

1

Текущий

90

8. Число имён существительных (33-37)

1

Текущий

Род имён существительных (мужской, женский, средний) (7ч)

91

9. Род имён существительных (у 39-42 )

1

Текущий

92

10.Род имён существительных (у 43-46)

1

Текущий

93

11.Род имён существительных (у 47-50)

1

Текущий

94

12. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (у 51-55)

1

Текущий

95

13. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (у 56-61)

1

Текущий

96

14. РР. Обучающее изложение (у 62-63)

1

Текущий

97

15. Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

1

Диктант

Падеж имён существительных (11ч)

98

16.Склонение имён существительных (у 64-67)

1

Текущий

99

17.Склонение имён существительных (у 68-70)

1

Текущий

100

18.Склонение имён существительных. Неизменяемые имена существительные. (у71-73 )

1

Текущий

101

29.Именительный падеж (у 74-76 )

1

Текущий

102

20.Родительный падеж

1

Текущий

103

21.Дательный падеж

1

Текущий

104

22.Винительный падеж

1

Текущий

105

23. Именительный, родительный, винительный падежи.

1

Текущий

106

24.Творительный падеж

1

Текущий

107

25. Предложный падеж

1

Текущий

108

26.РР. Обучающее изложение

1

Текущий

Все падежи (обобщение) (4ч)

109

27.Падежи имён существительных

1

Текущий

110

28.Все падежи. Начальная и косвенная формы имён существительных

1

Текущий

111

29.Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

1

Проверочная работа, диктант

112

30. РР. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Зимняя страничка»

1

Текущий

Проект «Зимняя страничка»

Учебник: рубрика «Наши проекты» с 60

Имя прилагательное (18ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (5ч)

113

1.Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

Текущий

114

2. Связь имени прилагательного с именем существительным

1

Текущий

115

3. Роль прилагательных в тексте-описании

1

Текущий

116

4.Текст-описание

1

Текущий

117

5.Текст-описание

1

Текущий

Формы имён прилагательных (8ч)

118

6.Род имён прилагательных

1

Текущий

119

7. Род имён прилагательных

1

Текущий

120

8.Род имён прилагательных

1

Текущий

121

9.Число имён прилагательных

1

Текущий

122

10.Число имён прилагательных

1

Текущий

123

11. Падеж имён прилагательных

1

Текущий

124

12. Падеж имён прилагательных

1

Текущий

125

13.Начальная форма имени прилагательного

1

Текущий

Обобщение знаний об имени прилагательном (5ч)

126

14. Имя

прилагательное (обобщение знаний)

1

Текущий

127

15. Имя прилагательное и существительное (обобщение знаний)

1

Текущий

128

16. РР. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. Серова «Девочка с персиками» у154

1

Текущий

129

17. Контрольный диктант

1

Диктант

130

18. Работа над ошибками

1

Проект «Имена прилагательные в загадках»»

Учебник: рубрика «Наши проекты» с 90

Местоимение (4ч)

131

1. Личные местоимения

1

Текущий

132

2.Изменение личных местоимений по родам

1

Текущий

133

3. Местоимение

1

Текущий

134

4. Проверочная работа «Местоимение»   С.98,167,

1

Проверочная работа

Глагол (21ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе (4ч)

135

1.Значение и употребление глаголов в речи

1

Текущий

136

2.Значение и употребление глаголов в речи

1

Текущий

137

3. Значение и употребление глаголов в речи

1

Текущий

138

4. РР. Составление текста по сюжетным рисункам

у180

1

Текущий

Формы глагола (13ч)

139

5.Неопределённая форма глагола

1

Текущий

140

6. Неопределённая форма глагола

1

Текущий

141

7.Число глаголов

1

Текущий

142

8. Число глаголов

1

Текущий

143

9.Времена глаголов

1

Текущий

144

10.Времена глаголов

1

Текущий

145

11.Времена глаголов

1

Текущий

146

12.Времена глаголов

1

Текущий

147

13. РР. Обучающее изложение у 213

1

Текущий

148

14. Род глаголов в прошедшем времени

1

Текущий

149

15. Род глаголов в прошедшем времени

1

Текущий

150

16.Правописание частицы не с глаголами

1

Текущий

151

17. Правописание частицы не с глаголами

1

Текущий

Обобщение знаний о глаголе (4ч)

152

18.Глагол (обобщение знаний)

1

Текущий

153

19.Глагол (обобщение знаний)

1

Текущий

155

21. Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Диктант

Повторение (15ч)

156

1. Части речи

1

Текущий

157

2. РР. Обучающее изложение

1

Текущий

158

3.Предложения по цели высказывания и по интонации

1

Текущий

159

4.Имя числительное. Имя существительное

1

Текущий

160

5.Правописание слов с изученными орфограммами

1

Текущий

161

6. Правописание слов с изученными орфограммами

1

Текущий

162

7.Однокоренные слова

1

Текущий

163

8. РР. Обучающее изложение у265

1

Текущий

164

9.РР.Составление теста на основе сюжетного рисунка у268

1

Текущий

165

10.РР. Составление рассказа на тему «Почему я жду летних каникул» у267

1

Текущий

166

11. Проверочная работа №7

1

Текущий

167

12. Повторение изученного материала

1

Текущий

168

13. Повторение изученного материала

1

Текущий

169

14. Повторение изученного материала

1

Текущий

170

15. Итоговый контрольный диктант

1

Диктант

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

              Виды контроля. Тема

2

Стартовая диагностическая работа

Констатирующий

16

Контрольный диктант

Констатирующий

17

Проверочная работа

Текст. Предложение. Словосочетание

27

Проверочная работа

Части речи

35

Контрольный  диктант

Слово в языке и речи

48

Контрольный диктант

Констатирующий (за 1 четверть)

67.

Контрольный диктант по теме

"Правописание корней слов".

79

Контрольный диктант

Констатирующий (за 1 полугодие)

96

Контрольный диктант

Род и число имён существительных

111

Контрольный  диктант

Имя существительное

126

Проверочная работа

Имя прилагательное

129

Контрольный диктант

Констатирующий (за 3 четверть)

134

Проверочная работа

Местоимение

155

Проверочная работа

Глагол

156

Контрольный диктант

Констатирующий (за 4 четверть)

165

Контрольный диктант

Констатирующий (за год)

164

Контрольное списывание

Констатирующий (за год)

       166

Итоговая диагностическая работа

Итоговый

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

- для словарных диктантов: 10-12;

  • для контрольных диктантов: первое полугодие - 40-45, конец года - 55-65;

 График проведения контрольно-измерительных работ

  • для изложений: первое полугодие - примерно 50-60 слов, конец года - 60-75 слов.

                                               Развитие речи

Изложения

Сочинения

1 четверть

2

-

2 четверть

1

2

3 четверть

3

3

4 четверть

1

-

Итого:

7

5

Примечание. Изложения и сочинения носят обучающий характер

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

B соответствии c требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии c уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

B соответствии c требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, c помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. B этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-б минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. B конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.

Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков. Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее: — повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «e» букву «и»); — две негрубые ошибки считаются за одну ошибку; — если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна; — ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо (<д» в слове «лошадка» и буквы «c» вместо «з» в слове «повозка»); — при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

 — повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

— перенос, при котором часть слова написана на одной строке, a на другой опущена;

 — дважды написанное одно и то же слово.

 

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

— ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

 — отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано c большой буквы;

— единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

— отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

— нарушение орфографических правил при написании слов

— неправильное написание слов c непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

— отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии c программой:

 — дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

« 5» — ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии c требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» — ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» — ставится, если допущено З-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

 «2» — ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 «1» — ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание 

«5» — ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» — ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» — ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» — ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется c большинством грамматических заданий;

«1» — ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание                                    

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

 «4» - ставится, если в работе 1 офографическая ошибка и 1 исправление

«3» - ставится, если в работе  2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2» - если в работе допущены 3 орфографические ошибки

Словарный диктант

 «5» - без ошибок

«4» - - ставится, если в работе допущена 1 ошибка и 1 исправление

«3» - 2 ошибки и 1 исправление

 «2» - 3-5 ошибок.

Тест

«5» - верно выполнено более 5/б заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

 «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» — имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

 Сочинение

«5» — логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографичёские ошибки, 1-2 исправления.

 «З» — имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2—З предложений, беден словарь, З-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» — имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание: Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

Осенью

        Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья.  Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для  переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

        В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

        Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

  1.  Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

        

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

        Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

        Выбежала группа ребят. Они стали лепить  снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

        Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

        Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
  2. Разберите по составу слова осинка, переход.
  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

        Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

        Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание  

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
  3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

        Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

        Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

        Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

        Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.
  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
  3. Определите орд, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

        Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

        Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

        Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

        Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
  3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

по курсу «Русский язык»

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2ч. Просвещение 2018

Е. М. Тихомирова Тесты по русскому языку для 3  класса (1,2 части)  к учебнику Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык, Экзамен 2013

Карточки с заданиями по русскому языку для 1-4 классов.

Словари  по русскому языку.

Репродукция картин.

Технические средства обучения

Классная доска

Компьютер

Оборудование класса

Столы ученические двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Держатели для схем и таблиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...