ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Единственное и множественное число имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Педагогические цели

Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное); создать условия для ознакомления со словами, употребляемыми только в единственном или множественном числе, развития навыков правописания словарных слов.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные
результаты

Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию
из учебного текста;
логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

II. Чистописание

Запишите буквы по образцу.

э Э ж Ж

Ножка ,книжка.

-Какой звук обозначен выделенными буквами в каждом слове?

-Почему написание выделенных букв надо проверять?

-Как это сделать?

Выполняют письмо
по образцу

-Выделенная буква в словах обозначает звук

[ш].

-Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости перед глухим согласным надо проверять.

-Надо подобрать проверочное слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным.

Вырабатывают каллиграфический почерк

Личностные  – воспринимать нашу речь.

-Запишите предложение , подчеркните главные члены предложения.

Женя живет на втором этаже.

-Зачитывают записи, отвечают на вопросы

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Личностные  – воспринимать нашу речь.

III.Словарная работа.

Словарно-орфографическая работа.

Знакомит со значением и правописанием словарных  слов


«
Береза, сахар, заяц, карандаш, девочка, тарелка, мебель.», организует их запоминание

Записывают и запоминают правописание

слов.

Усваивают написание

непроверяемого слова

Личностные  – воспринимать нашу речь.

IV. Постановка учебной задачи

Знакомит с темой и целями
урока

- Какие части речи вы записали?

- Эти слова обозначают один предмет или много?

- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.

- У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?.

- Какую цель мы поставим перед собой? .

Работа в парах (по карточкам)

Карточка № 1

а) Тетрадь, окно, стол, ручка.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Тетради, окна, столы, ручки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов

Карточка № 2

а) Город, улица, страна, река.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Города, улицы, страны, реки.

   Вывод: существительное обозначает _________предметов

Слушают учителя

-Имена существительные.

-Эти слова обозначают один предмет.

-Записывают второй столбик.

-Сахар.

-Изменять имена существительные по числам

-Научиться изменять имена существительные по числам. И находить слова, которые употребляются только в единственном и множественном числе.

-Работают в парах,

делают вывод о том , что имена существительные изменяются по числам.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия,

принимать и сохранять учебную задачу

 V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1 - Давайте сыграем в игру «Один-много». Если я называю существительное единственного числа, то вы поднимаете одну руку, а если множественного, то обе руки:

дом, картофель, заяц, ножницы, часы, стрела, стрелы, кровать, сахар, дерево, сани, яблоки.


- Вижу, вы научились определять число имён существительных устно, а после физкультминутки я посмотрю, как ваши знания на письме.

Определяют число имен существительных.

Выполняют правила игры.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

2. . – Прочитайте загадки. Объясните отгадки. Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.

 Загадки упр. 108
Определите число имен существительных

Объясняют отгадки. Списывают, подчеркивают изученные орфограммы. Определяют число имен существительных

Анализируют текст загадок, высказывают свое мнение. Объясняют правописание орфограмм

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

3. Изменение формы слова. упр. 109

Организует работу с упражнением. Предлагает подобрать проверочные слова, изменяя форму слова

Подбирают проверочные слова. Записывают слова по образцу

Умеют подбирать
проверочные слова, изменяя форму слова. Контролируют действия партнера

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Физкультминутка

Раз, два, три - веселей шагайте.

Раз, два, три - ноги поднимайте.

Раз, два, три - потянитесь дружно.

Раз, два, три - сели и привстали.

Раз, два, три - ручками похлопали.

Раз, два, три - ножками потопали.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Изменение числа имени существительного.

 Орфограммы упр. 110

– По какому признаку имена существительные распределены на две группы?

– Запишите все имена существительные в един. числе. Как проверить правописание слов?

Записывают слова

в единственном числе.

-Слова распределены в две группы : первая группа – одушевленные имена существительные ,а вторая – неодушевлённые имена существительные.

Объясняют способы проверки правописания парных по глухости-звонкости согласных

Объясняют признаки группировки слов,
самостоятельно определяют возможные критерии классификации слов. Применяют правила правописания орфограмм

Регулятивные – анализировать собственную работу.

Слова единственного и множественного
числа (упр. 111). Правило (учебник, с. 64)

– Прочитайте правило. Что
нового вы узнали?

Предлагает выполнить упражнение, используя рисунки .

 -Какие предметы изображены на рисунке?

-Что мы можем сказать об этих именах существительных?

Читают правило.

-Мы узнали , что одни имена существительные употребляются только в ед.числе или только во мн.числе.

-Очки , ножницы, весы, санки.

- Эти имена существительные употребляются только во множественном числе.

Отвечают на вопросы, выполняют письменные задания.

Группируют слова
по заданным критериям. Распознают слова, употребляемые только в единственном и множественном числе

Регулятивные – анализировать собственную работу.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?

– Что получилось хорошо?

– Что вызвало затруднения?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Учились …

У меня хорошо получилось…

Мне понравилось…

Я затрудняюсь…

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные – осуществлять итоговый контроль.

VIII. Домашнее задание

– Составьте и запишите предложения со словами: ножницы,
топор, молоток

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Объяснение

учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. русский язык. Единственное и множественное число имен существительных.

Отличительные признаки ед.и мн. числа имен существительных....

Единственное и множественное число имен существительных

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Единственное и множественное число имен существительных". УМК "Школа России" (ФГОС)...

Единственное и множественное число имен существительных.

Обобщающий урок по теме "Число имен существительных". Различные задания  объединены общей темой "Масленица."...

Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...

" Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта изучения темы " Единственное и множественное число имен существительных" для 2 класса....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...