Исследовательская работа "Значение ударения в русском языке"
проект по русскому языку (4 класс)

Коваленко Галина Юрьевна

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo.docx564.58 КБ
Файл gotovo_buklet.docx672.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №5»

Значение ударения в русском языке

Коваленко Галина Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №5»

2019 год


Оглавление

Введение

5

1 Роль ударения

7

2 Разноместность ударения

7

3 Особенности ударения

8

4 Советы для запоминания ударений

10

5 Практическая часть

11

6 Проведенная работа

15

Заключение

17

Приложение 1

19


Введение

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.

Задачи:

1. Обозначить роль ударения.

2. Изучить, в каких частях слова может ставиться ударение.

3. Разобраться с особенностями ударения.

4. Выяснить, насколько правильно обучающиеся нашей школы расставляют ударения в словах.

Работа включает 3 таблицы, 6 рисунков и 1 приложение.

Объект исследования: ударение в словах.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы, интернет источников;
  2. Сравнение информации различных источников;
  3. Анализ изучаемого материала;
  4. Социологический опрос.

Ожидаемые результаты:

  1. Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации;
  2. Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений;
  3. Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.


1 Роль ударения

В каждом языке в словах есть слоги ударные и безударные. Поэтому ударение необходимо везде, так как оно служит для передачи лексического значения слова, а также показывает культуру речи.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах: замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).

Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).

В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности постановки ударения.

2 Разноместность ударения

В русском языке ударение не фиксировано, то есть оно разноместно. Это значит, что ударение не прикреплено к какому-либо определенному слогу (то есть к первому, или последнему), или же к части слова (к окончанию или корню). Поэтому оно может падать на любой слог и на различные части. Например, бу́лочка – ударение на первый слог в корне, пиани́ст – ударение на третий слог в суффиксе, стопа́ – ударение на второй слог в окончании.

Но так бывает не во всех языках. В некоторых оно фиксировано, и падает на начальный слог. Это чешский, эстонский, латышский и финский языки. В других на предпоследний слог – в грузинском и польском. Есть и языки, где ударение всегда ставится на последний слог, например, во французском.

Так для чего же в русском языке нужно разноместное ударение?

Оно используется для различения слов. Есть слова, одинаковые по составу фонем, но отличные по смыслу. Например, следующие слова: а́тлас-атла́с, ве́сти – вести́, до́рог – доро́г, жа́ркое – жарко́е, за́води – заводи́, здо́рово – здоро́во, и́рис – ири́с, му́ка – мука́, па́ром – паро́м, по́том – пото́м, со́рок – соро́к, у́же – уже́, хло́пок – хлопо́к, це́лую – целу́ю.

В определенных случаях разное ударение не создает новое значение, добавляя стилистическую окраску или же особый оттенок значения слова. Например, слова молоде́ц, деви́ца, шё́лковый при переносе ударения (мо́лодец, де́вица, шелко́вый) приобретают своеобразный народно-поэтический колорит.

А слова и́збранный, лю́бящий, на́чатый, которые в современном языке произносятся с ударением на первый слог, при переносе на второй слог приобретают книжную окраску: избра́нный, любя́щий, нача́тый.

   

3 Особенности ударения

В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.

Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи, това́рищей, това́рищеский и т.д.; ви́дишь, ви́дят, ви́дим, ви́дел, ви́девший и т.д.

Подвижное ударение – это ударение, меняющее свое место при изменении формы слова. Это такие слова как па́рус – паруса́, о́стров – острова́, о́блако – облака́ и многие другие.

В определенных случаях ударение неправильно ставится в заимствованных словах, так как говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке-источнике. Например, жа́люзи – неправильно, жалюзи́ – правильно. Это французское слово, где, как говорилось ранее, ударение всегда падает на последний слог. Марке́тинг – неправильно, ма́ркетинг – правильно: английское слово, где прослеживается тенденция ударения на первый слог, хотя это не всегда. Ква́ртал – неправильно, кварта́л – правильно. Это слово, пришедшее из немецкого языка, где много сложных слов, которые сами заимствованы из других языков или же образованы из двух и более корней. В данном случае слово «квартал» образовано от немецкого qartal, происходящего от латинского quartus.

В современном русском языке в большинстве печатных текстов отсутствует буква Ё, которая всегда обозначает ударный гласный звук. Поэтому и появляются ошибки при чтении некоторых слов. Это такие слова как свё́кла (неправ. свекла́), новорождё́нный (неправ. новоро́жденный), заворожё́нный (неправ. заворо́женный).

Буква Ё словно магнит притягивает к себе ударение. Но знали ли вы, что существует исключение из этого правила? Слово кённигсбе́ргский.

А ведь есть и совсем неожиданные слова, где Ё поможет с правильной постановкой ударения. Например, в слове берёста, которое происходит от однокоренного берёза. В разговорной речи широко распространено произношение с ударением на последнем слоге (береста́), но по нормам говорить все же следует берёста, в то время как береста́ – это лишь допустимый вариант разговорной речи.

Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод, что ударение в русском языке представляет большую сложность, но вместе с тем имеет огромное значение. Оно помогает отличать слова друг от друга, а также различать грамматические формы. Без знания ударения у говорящих могут возникнуть проблемы с пониманием при разговоре с другими людьми, так как неправильное ударение может привести к искажению смысла.

4 Советы для запоминания ударений

Мы подобрали советы, которые могу помочь при запоминании правильной постановки ударения.

1. Так как человек лучше запоминает изображения, запишите изучаемые слова на стикерах, выделите ударную гласную красным цветом и расклейте эти стикеры по всему дому. Таким образом, вы чаще будете «сталкиваться» с изучаемыми словами, и они быстрее запомнятся.

2. Придумывайте рифмы к изучаемым словам, особенно к тем, в которых вы путаетесь.

То́рты – натюрморты, стёрты.

Кре́мы – схемы, хризантемы.

3. Также в интернете можно найти много стишков-запоминалок, которые можно выучить и больше не путаться в произношении.

Мама сына балова́ла,

Вместо супа торт давала.

Нет, вы только посмотрите:

На стене опять граффи́ти.

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите догово́р.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный катало́г.

И многие другие.

4. И последний совет. Подружитесь со справочниками. И в любой спорной ситуации обращайтесь к ним. Либо к книжным орфоэпическим словарям, либо к электронным справочникам.

5 Практическая часть

Мы решили провести исследование среди учащихся нашей школы: 2, 3 и 4 классов. В нашей повседневной жизни, в общении со сверстниками, родителями и другими взрослыми мы очень часто слышим неправильное произношение слов. Хотелось бы узнать, насколько грамотными являются обучающиеся нашей школы.

Опрашиваемым были даны карточки, в одной части которых были вопросы, на которые требовалось дать ответ, а в другой необходимо было правильно расставить ударения в словах.

Таблица 1

1. Играет ли роль ударение в словах?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

2. Для чего нужно ставить ударение?

а) Чтобы правильно произносить слова

б) Чтобы правильно говорить

в) Чтобы слово правильно звучало

г) Для красоты слова и понятия

д) Не знаю

3. Зависит ли смысл слова от его ударения?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

а) В орфографическом

б) В словаре словарных слов

в) В толковом словаре

г) В словаре ударений

д) В орфоэпическом словаре

е) Не знаю

5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

а) Да

б) Нет

в) Не всегда

6. Расставьте правильно ударения в следующих словах:

Баловать, водопровод, договор, жалюзи, завидно, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мастерски, позвонишь, свекла, торты, туфля, феномен, щавель, банты, по средам, искра, компас, кухонный, сливовый, кашлянуть, отдала, граффити, зевота, обнял.

Результаты следующие.

В опросе приняли участие 35 человек. На поставленные вопросы ответы были такие.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Таблица 2

Варианты ответов

Количество ответивших

1. Играет ли роль ударение в словах?

а) Да

33

б) Нет

0

в) Не знаю

2

2. Для чего нужно ставить ударение?

а) Чтобы правильно произносить слова

26

б) Чтобы правильно говорить

4

в) Чтобы слово правильно звучало

3

г) Для красоты слова и понятия

2

д) Не знаю

0

3. Зависит ли смысл слова от его ударения?

а) Да

27

б) Нет

3

в) Не знаю

5

4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

а) В орфографическом

5

б) В словаре словарных слов

1

в) В толковом словаре

3

г) В орфоэпическом словаре

25

д) Не знаю

2

5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

а) Да

17

б) Нет

7

в) Не всегда

11

Проанализировав ответы, мы сделали вывод о том, что большинство обучающихся нашей школы считают, что ударение играет важную роль в произношении слов, от него зависит смысл слова, а правильное ударение можно посмотреть в орфоэпическом словаре. Почти половина обучающихся считает, что всегда правильно ставит ударение в словах.

Теперь посмотрим данные по второй части опроса – по правильной расстановке ударений.

Таблица 3

Слово

Количество ошибок

балова́ть

9

водопрово́д

12

догово́р

5

жалюзи́

8

зави́дно

6

катало́г

5

кварта́л

18

краси́вее

4

ма́ркетинг

17

мастерски́

15

позвони́шь

6

свё́кла

8

то́рты

1

ту́фля

1

фено́мен

2

щаве́ль

9

ба́нты

5

по среда́м

21

и́скра

19

ко́мпас

0

ку́хонный

0

сли́вовый

6

ка́шлянуть

7

отдала́

2

граффи́ти

14

зево́та

2

о́бнял

3

Рисунок 4

Очевидно, что самыми сложными оказались следующие слова: водопровод (12 ошибок), квартал (18 ошибок), маркетинг (17 ошибок), мастерски (15 ошибок), искра (19 ошибок), граффити (14 ошибок). Самое большое количество ошибок в слове «по средам» - 21.

6 Проведенная работа

Изучив данную тему, было принято решение оформить в нашем классе уголок «Говори правильно», в котором были помещены слова с правильно расставленными ударениями. Таким образом, был применен наглядный метод, который позволит моим одноклассникам лучше запоминать материал.

Также были изготовлены буклеты, в которых собраны слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки. А также записаны стишки для запоминания ударений в словах.

Рисунок 5

Рисунок 6


Заключение

В результате проведенной работы, нами был сделан вывод:

1)   ударение – важнейший элемент устной речи;

2) с ударением связан важнейший раздел  русского языка – правописание безударных гласных;

3) ударение влияет на смысл сказанного и написанного и имеет большое значение.

Знание и умение применять литературное ударение важны в работе по развитию речи, в повышении культуры русского языка. Поэтому должна быть сформирована потребность в правильности произношения слов.


Список использованной литературы

  1. Универсальный словарь русского языка - Санкт-Петербург Издательская группа «Весь», 2010г.;
  2. С.И.Ожегов Словарь русского языка -  Москва «Русский язык», 1989г.;
  3. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов ЭКСМО - Москва, 2011г.
  4. Адме.ру https://www.adme.ru/svoboda-kultura/150-slov-s-pravilnym-udareniem-857260/
  5. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  6. Издательство «Лицей» https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/633-17_udarenie.html
  7. Лайфхакер https://lifehacker.ru/udarenie-v-slovax/



Предварительный просмотр:

Запомни правильное произношение этих слов!

Балова́ть, водопрово́д, догово́р, жалюзи́, зави́дно, катало́г, кварта́л, краси́вее, ма́ркетинг, мастерски́, позвони́шь, свё́кла, то́рты, ту́фля, фено́мен, щаве́ль, ба́нты, по среда́м, и́скра, ко́мпас, ку́хонный, сли́вовый, ка́шлянуть, отдала́, граффи́ти, зево́та, о́бнял


Советы для запоминания правильного ударенияhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/402117/34f37026-e071-4345-9ef0-106ade37564d/s1200?webp=false

1. Так как человек лучше запоминает изображения, запишите изучаемые слова на стикерах, выделите ударную гласную красным цветом и расклейте эти стикеры по всему дому. Таким образом, вы чаще будете «сталкиваться» с изучаемыми словами, и они быстрее запомнятся.

2. Придумывайте рифмы к изучаемым словам, особенно к тем, в которых вы путаетесь.

То́рты – натюрморты, стёрты.

Кре́мы – схемы, хризантемы.

3. Заучивайте стишки-напоминалки из нашего буклета и ищите самостоятельно их в интернете


Приложение 1

Говори правильно!

https://4.bp.blogspot.com/-VYGOvgSMqXs/WTLtGonl86I/AAAAAAAAgPU/qNK-KVpj-mIP0Fkb4JR3vqIagrs-8fqXgCLcB/s1600/6-2-.png

Выполнила: Черных Юлия

Руководитель: Коваленко Галина Юрьевна

2019


Мама сына балова́ла,

Вместо супа торт давала.

https://i.pinimg.com/originals/60/e3/93/60e393060d656846c5bffc20cbb1ba01.jpg

Нет, вы только посмотрите:

На стене опять граффи́ти.

http://www.vremyan.ru/_data/objects/0021/5773/icon.jpg?1533788593

На полке сметана,
На полке творо́г.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог

http://xn--80aaeric8avr9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/09/arabesko.ru_14.pnghttp://xn--80aaeric8avr9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/09/arabesko.ru_14.pnghttp://xn--80aaeric8avr9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/09/arabesko.ru_14.png

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докум
е́нт

Как работать неохота!
Одолела нас дрем
о́та

Свёкла плакать начала,

До корней намокла:

– Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свё́кла


Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите догово́р.

https://luch11.edumsko.ru/uploads/3100/3057/section/673873/17contract-1024x931.jpg?1547726104756

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный катало́г.http://ekologiya.net/sites/default/files/images/2017/04/img1265671926_20738955659969934.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

Исследовательская деятельность на уроках русского языка

При обобщении темы "Имя существительное" исследуем слово с позиции лексики, словообразования, фонетики, морфологии, фразеологии и других разделов русского языка....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Практика исследовательского обучения на уроках русского языка в различных УМК

     В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться....

Значение ударения в русском языке

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок ...