формирование орфографической зоркости в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Петрова Ирина Михайловна

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка                            у младших школьников.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Необходимо учитывать 
факторы формирования орфографической зоркости, а это:
 1. 
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 
 3. 
Рукодвигательный  фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание слова так,  как надо писать. 
          В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений
.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

     «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Виды работ по орфографии. Формирование орфографической зоркости у учащихся

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Дети  мало читают, у многих плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитием  фонематического слуха, умением заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей постепенно начинает  формироваться  умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф.Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100-200 кратным повторением. Например, чтобы ребёнок научился писать букву а , он должен написать её 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100-200 раз, то это не даст желаемого результата . Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.

  1. Прочитай слово или предложение.
  2. Повтори его, не заглядывая в текст.
  3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы.
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори предложение, проговаривая орфографически все звуки.
  6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.
  7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, при формировании орфографической зоркости, первоклассников необходимо вооружить  знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Таким образом, начиная работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

  1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
  2. Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

АЛГОРИТМ.

  1. Определи место в слове, где возникла орфографическая задача.
  2. Вспомни правило, к которому относится данная орфограмма.
  3. Определи часть слова, где находится орфограмма.
  4. Установи букву, которую нужно проверить: гласную или согласную.
  5. Поставь в слове ударение.
  6. Определи, можно ли проверить  данную орфограмму;
  7. Напиши слово в соответствии с правилом.

  При изучении тем «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе с учителем находят необходимый способ решения орфографических задач.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1.Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами.

 Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу».

Например: Зимой леса  засыпаны снегом. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте в словах ударение, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3.Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Определите, какие гласные нужно проверять? Почему?  Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.

Орфографическое чтение. Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Если ежедневно, на каждом уроке математики, русского языка, чтения, окружающего мира, отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Диктант “ Проверяю себя” Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Какографические упражнения В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Работа над ошибками  Во 2  классе, при проверке любой работы, ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки -точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

 Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать материал,  насыщенный изучаемыми орфограммами, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Особое место среди диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором: 1)текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом; 2) проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант  проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

 1) В парах с взаимопроверкой при использовании образца; 2) Один из учащихся, диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова,  после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Обострению орфографической зоркости способствует приём ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети выделяют правило в словах. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Игры.

 «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. 

 «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды. Объясни , почему вставили такие буквы

  «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука…   бере…

лу…      моро…

зимний ле…    гладкий лё…

Игра «Огоньки» хорошо развивает орфографическую зоркость . На доске записаны  предложения. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем»  на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и «зажигают огоньки» в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Виды работ.

  • На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
  • При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.

     Если ученик, написал слово и пропустил непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того, как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивают непроизносимые согласные.

 Это упражнение можно использовать  при изучении любой темы.

  • Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)

   Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта ученики спрашивают, как нужно было написать то или иное слово.  Детям предлагается  вспомнить правило или  с помощью наводящих вопросов учитель подводит ученика к правильному ответу. Затем слово записывается в тетрадь.

  • Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель стучит по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Стук заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...

«Работа над ошибкам, формирование орфографической зоркости у учащихся класса компенсирующего обучения»

Данная статья включает материал по формированию орфографической зоркости и работы над ошибками в классах компенсирующего обучения....

Игровые технологии при формировании орфографической зоркости в начальной школе.

Разработка мастер-класса Ищенко В. А. (учителя МОАУ СОШ "13 г. Новотроицка) для интерактивного выступления в формате обмена опытом на открытом МО педагов начальных классов города.Тема выступления"...

Презентация "Формирование орфографической зоркости в начальной школе"

Презентация "Формирование орфографической зоркости в начальной школе"...

Приемы формирования орфографической зоркости в начальной школе.

Данная статья будет полезна не только (даже не столько) для педагогов, сколько для родителей. Как помочь своему ребенку сформировать орфографическую зоркость, не заставляя его сидеть за уроками и учит...

Формирование орфографической зоркости учащихся начальной школы

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма ...

Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе.

Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе....