Приемы формирования орфографической зоркости в начальной школе.
статья по русскому языку

Пеняскина Дарья Юрьевна

Данная статья будет полезна не только (даже не столько) для педагогов, сколько для родителей. Как помочь своему ребенку сформировать орфографическую зоркость, не заставляя его сидеть за уроками и учить правила, а просто играя с ним и проводя время вместе? Ответ Вы найдете в статье!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования орфографической зоркости в начальной школе. Советы для родителей.

Автор: Пеняскина Д.Ю.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов»

Одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка – формирование навыков грамотного письма.

Важнейшим условием успешного формирования орфографического навыка является развитие орфографической зоркости - умения определять звук в слабой позиции, находить «опасные» места в слове, где при одном произношении возможен различный выбор написания.

Выделяют три основных фактора формирования орфографической зоркости:

  1. Зрительный, когда ребенок запоминает, как «выглядит» и пишется слово, как бы мысленно фотографируя его.
  2. Слуховой, когда при проговаривании слова самостоятельно или слушая другого человека, может определить «опасные» места. Этому способствует развитие фонематического слуха.
  3. Рукодвигательный, когда при записи слова создается его графический образ, рука как бы «запоминает» написание.

Пожалуй, не все родители знают, что развивать орфографическую зоркость можно не только на уроках в школе, но и дома, используя простые, но эффективные приемы и методы.

Еще в дошкольном возрасте важно разграничить понятия «звук» и «буква». Ребенок должен четко понимать, что буква – это знак, обозначающий звук, и что одна и та же буква может обозначать разные звуки, и наоборот: один и тот же звук может быть записан с помощью разных букв. Необходимо приводить примеры  (кот – котенок, трава – травушка), определяя, в каких случаях буква соответствует произносимому звуку, а в каких нет. Тем самым у ребенка будет формироваться понятие сильной и слабой позиции звуков, а в дальнейшем – понимание, что слабая позиция – это и есть «опасное» место, орфограмма, которую можно либо проверить, применив правило, либо запомнить. Ребенок должен четко уяснить главное: проверить слово нужно до того, как оно будет написано.

Знакомясь с приемами развития орфографической зоркости, которые советуют родителям опытные преподаватели, на первое место можно поставить два: списывание и комментированное письмо.

Списывать можно как текст из учебника, так и отрывок из любимого произведения. Для правильной организации работы следует придерживаться алгоритма:

  1. Прочитать предложение, закрыть глаза и повторить предложение по памяти.
  2. Прочитать предложение еще раз по слогам, четко проговаривая написание.
  3. Записать предложение, диктуя себе каждое слово.
  4. Прочитать и проверить свою запись. Сверить написанное с образцом.

Предложите ребенку выборочное списывание: конкретное предложение, основную мысль текста, определенные части речи и т.д. Учителя советуют разнообразить данный прием так называемым «устным списыванием», когда ребенок читает вслух небольшой текст орфографически (так, как слова пишутся), затем вы закрываете текст и называете любое слово из прочитанного орфоэпически (так, как оно произносится), а ребенок снова диктует данное слово орфографически.

При комментированном письме ребенок должен не просто проговаривать слова, но и объяснять выбор буквы в каждой найденной орфограмме. Если он сомневается в написании, позвольте ему поставить в данном месте пропуск с условием, что после завершения работы буква на месте пропуска будет вставлена. Если проверить ее не удается, на помощь приходит орфографический словарь – надежный друг, который обязательно должен быть в арсенале ученика.

Особое внимание следует уделить непроверяемым орфограммам в словарных словах. Можно составлять свой домашний словарик, постепенно заполняя его. Для лучшего запоминания новых слов предложите ребенку составить с ними кроссворд, который родители потом с удовольствием разгадают.

Есть еще несколько интересных приемов, которые очень нравятся детям.

Прием «Орфографическая прогулка».

Во время прогулки с ребенком (или по дороге из школы домой), обратите внимание на вывески, баннеры, названия магазинов. Выберите наиболее интересное на ваш взгляд слово, пусть ребенок проанализирует его на наличие орфограмм, объяснит каждую, проговорит данное слово сначала орфоэпически, затем орфографически. И запомнит его. Через какое-то время выберите следующее, проведите с ним аналогичную работу, в конце повторив то слово, которое было первым. Поработав с третьим словом, ребенок должен вспомнить и проговорить два предшествующих. Таким образом к окончанию прогулки слова образуют так называемый «снежный ком». Для начала можно ограничиться 5-6 словами, в дальнейшем увеличивая их количество.

Придя домой, попросите ребенка записать эти слова, желательно в том порядке, в котором они были выбраны на прогулке, выделив в них все «опасные» места. Пусть ребенок классифицирует орфограммы, которые есть в данных словах и для каждого вида подберет и запишет еще по 2-3 примера.

 В следующие раз можно использовать уже не вывески и объявления, а названия объектов, встречающихся на пути («деревья», «стадион», «автобус»).

Таким образом, при использовании данного приема в работу включаются все три фактора формирования орфографической зоркости.

Прием «Книга – лучший друг».

Данный прием направлен на отработку определенного вида орфограмм. Вы вместе с ребенком решаете, с какой орфограммой хотите поработать. В домашней библиотеке ребенку необходимо найти книгу, в названии которой содержится данная орфограмма. Записать автора книги и название в тетрадь. Затем в данной книге найти 5-6 слов на выбранную орфограмму. Если она проверяемая, тогда рядом с каждым словом записать проверочное.

Прием «Орфографические сказки».

Для лучшего запоминания правил правописания попробуйте сочинить с ребенком орфографическую сказку – это и полезно, и очень увлекательно. Можно ее даже иллюстрировать, создать сборник, который ребенок с радостью представит одноклассникам.

Например: «Сказка о подружках ЧК, ЧН и мягком знаке».

Жила-была буква Ч, и были у две верные подружки – буквы К и Н. Она ходил в гости то к одной, то к другой, делилась секретами, и было им очень весело и интересно. Но с буквой Ч мечтал дружить мягкий знак и все пытался поссорить ее и с К, и с Н. Встанет между ними и начинает придумывать свои правила, портить игру. Разозлились буквы, прогнали мягкий знак и запретили ему разделять их, когда они вместе. С тех пор мягкий знак никогда не встает в сочетания ЧК и ЧН.

Одно дело – выучить правило, совсем другое – превратить его в сказку.

Конечно, в наше инновационное время существует огромное множество образовательных платформ и тренажеров, помогающих детям осваивать необходимые умения и навыки в области различных учебных дисциплин. Но, согласитесь, что общение с родителями, приносящее и знания, и удовольствие, и творческие идеи, ничто не заменит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии при формировании орфографической зоркости в начальной школе.

Разработка мастер-класса Ищенко В. А. (учителя МОАУ СОШ "13 г. Новотроицка) для интерактивного выступления в формате обмена опытом на открытом МО педагов начальных классов города.Тема выступления"...

Презентация "Формирование орфографической зоркости в начальной школе"

Презентация "Формирование орфографической зоркости в начальной школе"...

"Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка "

Материал сообщения раскрывает понятия "орфография", "орфографическая зоркость", процесс формирования орфографической зоркости с помощью специальных приемов, применяемых на уроках р...

Формирование орфографической зоркости учащихся начальной школы

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма ...

Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Выступление на тему "Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"...

Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе.

Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе....