Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чёрненькая Инна Викторовна

 

Основная цель данного урока - создание условий для ознакомления учащихся с новой для них частью речи и формирования умения раздельно писать её с глаголами.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chyornenkoy.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»,

авторы учебника «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (учеб. стр. 78-79)

Тема урока

«Правописание частицы НЕ с глаголами».

Цель урока

Создание условий для ознакомления учащихся с новой для них частью речи и формирования умения раздельно писать её с глаголами.

Планиру-

емый результат обучения, в т.ч. и формирова-

ние УУД

Личностные УУД

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к

школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия

образца «хорошего ученика»

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи

формировать знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение

формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

формировать установку на здоровый образ жизни и его реализацию

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности

Регулятивные УУД

учить в сотрудничестве с учителем определять тему урока и ставить новые учебные задачи

учить учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

учить осуществлять констатирующую, итоговую рефлексию, а также актуальный

контроль, на уровне произвольного внимания

Познавательные УУД

развивать орфографическую зоркость, умение находить, исправлять ошибки в тесте

учить осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

учить устанавливать причинно-следственные связи и строить простые рассуждения

об объекте, его строении, свойствах и связях

учить обобщать на основе выделения существенной связи

Коммуникативные УУД

учить формулировать и аргументировать собственную точку зрения

учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

учить задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, а также владеть монологической и диалогической формой речи.

Основные понятия

Глагол, частица НЕ, значение отрицания и запрещения, «слитное» и «раздельное» написание

орфограмма пробел

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись произведения Г. Свиридова «Весна», интерактивный тренажёр «Не с глаголами»,учебники

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Проверка готовности к уроку.

Хоровое проговаривание слов: «Долгожданный дан звонок, начинается урок».

Психологичес

кий настрой

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные

Слайд 1

Просьба к детям улыбнуться  сесть поудобнее, улыбнуться друг другу и пожелать успешной работы на уроке

Хоровое проговаривание-повторение, положительный самонастрой на работу на уроке

Актуализация знаний

Личностные УУД

Слайд 2

Представление текста на доске с ошибками и установка на поиск и исправление ошибок с подбором проверочных слов.

Создание ситуации успеха. Постановка проблемного вопроса о ненайденной неисправленной учащимися ошибке и неизвестной орфограмме

По очереди выходят к доске, исправляют, аргументируют. Проживают ситуацию успеха от знаний по изученному материалу и испытывают практическое затруднение при поиске и исправлении неизученной орфограммы

Определение темы, целеполагание и мотивация

Регулятивные УУД

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Предоставление языкового материала аудиозапись речевой ситуации для возможности сделать самостоятельные предположения о теме, цели и задачах урока, а также о предполагаемом ходе дальнейших действий.

Предложение высказать свои предположения о дальнейших действиях.

Рассуждают, предполагают коллективная устная работа по определению темы, цели и задач урока

Работа по «открытию» нового знания детьми

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Слайд 7

Предложение внимательно послушать аудиозапись грамматической сказки о взаимоотношениях глаголов и НЕ, а потом сделать вывод о том, что такое НЕ

Слайд 8

Слайд 9

Предложение обсудить в малых группах (по 4 человека) предоставленный учителем языковой материал (предложение без НЕ и точно такое же предложение с НЕ) и ответить на вопрос:

- Как изменился смысл предложения?

Слайд 10

- Как работает частица НЕ?

Слайд 11

Слайд 12

Организация работы по учебнику на стр.78, выполнение упр. 135 и беседы о нужности и важности выработки хороших привычек у школьников

Слайд 13

Слайд 14

Предоставление текста с перечнем возможных хороших привычек

Хоровое проговаривание слов: «Сяду тихо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Внимательно прослушивают аудиозапись и формулирую первый вывод: определяют к какой части речи относится НЕ

Внимательно читают, обсуждают, высказывают свои мнения, договариваются и демонстрируют знак групповой готовности отвечать на вопросы.

Коллективно формулируют второй вывод о функции частицы НЕ в языке и речи

Внимательно читают, находят глаголы с частицей НЕ, обращают особое внимание на их раздельное написание и рассуждают о важности выработки у себя хороших привычек, затем записывают упражнение в тетради и выполняют самопроверку написанного по представленному учителем образцу

Читают, думают, пытаются устно дополнить предложенный учителем список

Физкультми-

нутка

Личностные УУД

Слайд 15

Предложение немного отдохнуть. Наблюдение за выполнением движений с полной амплитудой и бодрым настроением по музыку Г. Свиридова «Весна»

Хоровое проговаривание слов: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Выполнение упражнений с одновременным проговариванием следующих слов:

Спал цветок

И вдруг проснулся:

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Слайд 16

Слайд 17

Проведение беседы о существовании «Вредных советов» от Г. Остера и их необычном применении. Предоставление аудиозаписи и текста с одним из вредных советов для прослушивания

Слайд 18

Просьба сформулировать самостоятельно или с помощью учебника главного на уроке правила о правописании частицы НЕ с глаголами

Слайд 19

Слайд 20

Постановка проблемного вопроса: почему некоторые глаголы всё-таки пишутся слитно с частицей НЕ?

Дети внимательно слушают и читают один из вредных советов и пытаются понять их необходимость для непослушных детей

Учащиеся сначала говорят свои формулировки, а затем несколько раз хором повторяют вывод третий - основное правило урока: «Не с глаголами пишется раздельно! Эта орфограмма называется пробел»

Дети высказывают своё мнение и приходят к формулировке четвёртого вывода о том, что существуют глаголы-исключения, которые не могут существовать без НЕ, поэтому пишутся слитно с этой частицей

Первичное закрепление и взаимопроверка

Регулятивные УУД

Личностные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 21 

Предоставление аудиозаписи и текста рифмовки-обращения к детям, которая содержит не только НЕ с глаголами, но пожелание всем детям класса по выработке у себя хороших привычек

Слайд 22

Предоставление языкового материала (слов со скобками) для самостоятельной записи учащимися.

Слайд 23

Слайд 24 

Предоставление правильного варианта выполнения задания, критериев оценивания и организация взаимопроверки работы учащихся

Внимательно читают и слушают текст рифмовки, а также думают и запоминают услышанное

Учащиеся внимательно читают предоставленные учителем слова и выполняют задание в тетради (списать слова с НЕ, раскрывая скобки с учетом всех выводов, сделанных в течение урока)

Осуществляют само и взаимоконтроль, само и взаимооценку выполненной работы по указанным учителем критериям

Рефлексия

Личностные УУД

Слайд 25 

Просьба к детям высказать своё состояние в процессе работы на уроке с помощью бумажных кружочков жёлтого, зелёного и красного цвета:

- Ж. – со всеми заданиями справлялись верно, легко и быстро;

- З. – немного затруднялись, но все задания выполнили верно;

- К. – с большинством заданий не справились, было трудно, нужна помощь.

Дети рефлексируют по поводу своей работы и своего состояния на уроке с помощью бумажных кружочков жёлтого, зелёного и красного цвета, прикрепляя их магнитами к классной доске

Дифференци-

рованное домашнее задание

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Слайд 26

Предоставление дифференцированного домашнего задания в зависимости от результатов рефлексии учащихся по поводу своей работы и своего состояния на уроке

Открывают дневник и выбирают себе домашнее задание доступного уровня трудности («по силам»), соответственно выбранному цвету кружочка

Обобщение изученного на уроке учебного материала

Личностные УУД

Организация беседы по следующим вопросам:

- Что нового мы сегодня открыли на уроке?

- Как нужно писать частицу НЕ с глаголами?

- Зачем мы это изучаем?

- Почему важно быть грамотным человеком?

Думают, рассуждают, обобщают, формулируют выводы, отвечают на поставленные вопросы

Подведения итога урока

(рефлексия учителя)

Личностные УУД

Высказывание слов благодарности детям за работу, сотрудничество и взаимопомощь на уроке.

Воспринимают, размышляют, делают собственные выводы и формируют собственное отношение к услышанному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....