Главные вкладки

    Русский язык "Окончание слова"
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

    Джаббарова Наргиз Али кызы

    Направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1. развивать умение находить окончания в словах;
    2. работать со словарем;
    3. различать формы слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx18.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Окончание слова

    Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

    Учебные задачи:

    Направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1. развивать умение находить окончания в словах;
    2. работать со словарем;
    3. различать формы слов.

    Направленные на достижение личностных результатов:

    1. будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
    2. получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка;
    3. научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

    Материалы для учащихся:

    1. учебник;
    2. рабочая тетрадь.

    Материалы для учителя:

    1. учебник;
    2. презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Встали ровненько, красиво!

    -Прозвенел уже звонок, начинается урок!

    -Прочитайте пословицу, которая записана на доске.

    «Делу- время, потехе- час»

    - Значение каких слов вам непонятно? (Потеха- веселье, развлечение..)

    - Как вы понимаете эту пословицу? (Всему своё время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений)

    -Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом)

    - Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

    II. Актуализация знаний

    -Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

    III. Минутка чистописания

    Полумесяц в небе темном

    Буквой «С» повис над домом.

    - Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»

    1. Словарный диктант

    Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный. (Один ученик работает у доски, а остальные в тетради, проверка, самооценка)

    IV. Самоопределение к деятельности

    - Отгадайте загадку.

    С ветки на ветку,

    Быстрый, как мяч,

    Скачет по лесу рыжий циркач.

    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол

    И в дупло убежал. (Белка.)

    Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.

    - Сформулируйте тему урока

    V. Работа по теме урока

    1. Работа по учебнику

    Упр. 148 (с. 82).

    (Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

    - Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

    - Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

    Упр. 149 (с. 82).

    (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

    2. Работа со словами из словаря

    - Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

    Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

    - Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.)

    Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

    - Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

    - Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

    - Запомните написание этих слов.

    Материал для учителя

    Ужин

    Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.

    С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».

    Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

    VI. Физкультминутка

    -Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)

    VII. Продолжение работы по теме урока

    Работа по учебнику

    Упр. 150 (с. 82).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

    — Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните написание слов с орфограммами.

    — Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

    — Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это непроверяемые орфограммы.)

    Упр. 151 (с. 83).

    — Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

    — Как можно озаглавить этот текст?

    — Выполните письменное задание к упражнению.

    — Прочитайте текст.

    — Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».

    — Что нового вы узнали о словах в русском языке?

    — Составьте предложение с любым из данных слов.

    — Какие части речи не имеют окончаний?

    VIII. Рефлексия

    — Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок. (Делу время, потехе- час)

    Задание: Спишите выделите в словах пословицы окончание.

    Проверка с доской

    - Кто сделал так же как я?  Если вы выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя хорошей отметкой.

    — Что такое окончание?

    — Для чего служит окончание?

    — Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

    — Оцените свою работу на уроке.

    IX. Подведение итогов урока

    — Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

    Домашнее задание

    Упр. 152 (с. 83).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

    -         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

    Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

    Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

    Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

    Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

    Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

    Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

    презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"

    в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....

    Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

    Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...