Рабочая программа по русскому языку 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Матвеевская Елена Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана согласно ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по____________русскому языку, 3 класс__________________

(предмет, класс)

136 час

(количество часов в год, в неделю)

Матвеевская Елена Геннадьевна

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой 2018г.

1. Пояснительная записка

      Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ»)

Федерального  образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

- примерной образовательной программы начального общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку - «Русский язык. Основная школа», авторов:  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого М., Просвещение, 2010.

- учебного плана МБОУ «Оёрская СОШ» - филиала «Тохойская ООШ»

- Федерального перечня учебников.

- Положения о рабочей программе ОУ.

Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь - текст -предложение -слово».
        В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с бурятских писателей. На реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени.

Цель  программы: ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в  соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

      Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке. В 3 классе  должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.
      Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль.
            3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-

речевой деятельности учащихся.

 Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов.

4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
    Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различных видов и форм: это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, грамматический разбор слов, словосочетаний и предложений, использование таблиц, схем, алгоритмических предписаний, моделей и графиков, рисунков, материалов форзацев учебника.
                                            
Место предмета в учебном плане.

На изучения русского языка  в 3 классе по программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого отводится 136 часов: 4 часа в неделю.

Национально – региональный  компонент

        Использование краеведческих материалов компонента в содержание обучения в начальной школе на уроках русского языка на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Обучающиеся вместе с учителем подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края.  Но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в Бурятии, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей

2. Планируемые результаты освоения предмета

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

                                       Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

                                                Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству  речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

                                                          Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

                             Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:
      названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
      
Учащиеся должны уметь:
      
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1—3 классов;
      проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
      производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова:
      уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные;согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа
моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
      производить морфемный разбор ясных по составу слов типа
морковка, берёзонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
      распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
      изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
      интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
      вычленять в предложении основу и словосочетания;
      производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
      определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
      определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
      писать изложение и сочинение (60—75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

3. Содержание учебного предмета.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.

Наша речь и наш язык.

Текст. Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов.

Предложение. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной и письменной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).

Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.

 Слово и его лексическое значение. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
 
Части речи. Части речи (повторение): имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
 Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.

Состав слова.

Общее понятие о значимых частях слова. Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.

Правописание частей слова. Общее представление о правописании частей слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными , с двумя безударными. Слова с буквосочетаниями
оро//ра, ере//ре , оло//ла.
Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне, с непроверяемым согласным в корне.
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Правописание
сн в наиболее употребительных словах .Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова и подбором однокоренных слов. Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных, в приставках, в некоторых суффикса.
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.
Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными.

Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком . Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

Части речи.

Общее представление о частях речи.

Имя существительное. Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного, множественного.
Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки. Мягкий
(ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода.

 Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.
Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных.
Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа
(-ые, -не).
Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных
(-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).
Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.
Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).

Местоимение. Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Глагол. Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.
Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Частица
не. Правописание глаголов с частицей не.
Роль глаголов в предложении (сказуемое).

Связная речь. Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника.
Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста.

 Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя.
Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.

Повторение изученного за год.

Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи.

Календарно тематическое планирование предмета.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

1

Речь и наш язык.

Наша речь. Виды речи

1

03.09

2

Наш язык

НРК. Намжил Нимбуев « В родном улусе»

1

04.09

3

Диктант (входной)

1

05.09

4

Текст. Предложение. Словосочитание.

Текст. Типы текстов  НРК Мини диктант выбери нужные слова «Животные, рыбы и птицы Бурятии» (воробьи, конь, олень,  и тд)

1

06.09

5

Предложение

1

10.09

6

Виды предложений по цели высказывания. НРК «Происхождения названия озера Байкал»

1

11.09

7

Виды предложений по интонации

1

12.09

8

Предложения с обращением

1

13.09

9

Обучающее изложение

1

17.09

10

Главные и второстепенные члены предложения. НРК. Дондок Улзытуев «Листья»

1

18.09

11

Контрольное списывание

1

19.09

12

Простое и сложное предложения

1

20.09

13

Словосочетание

1

24.09

14

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

25.09

15

Слово о языке и речи. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.  НРК «Легенды о байкальских ветрах»

1

26.09

16

Синонимы и антонимы

1

27.09

17

Омонимы

1

01.10

18

Слово и словосочетание

1

02.10

19

Фразеологизмы

1

03.10

20

Обучающее изложение

1

04.10

21

Части речи

1

08.10

22

Имя существительное НРК Дондок Улзытуев «Вы слыхали когда- нибудь»

1

09.10

23

Имя прилагательное

1

10.10

24

Глагол

1

11.10

25

Что такое имя числительное?

1

15.10

26

Однокоренные слова

1

16.10

27

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

17.10

28

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

18.10

29

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. НРК.

1

22.10

30

Обучающее изложение

1

23.10

31

Обобщение и закрепление изученного.

Тестирование

1

24.10

32

Проект «Рассказ о слове»

1

25.10

33

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

29.10

34

Состав слова. Что такое корень слова?

1

30.10

35

Как найти в слове корень?

1

31.10

36

Сложные слова

1

01.11

37

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

12.11

38

Что такое приставка? Как найти в слове приставку? НРК. Владимир Петонов «Утро»

1

13.11

39

Значение приставок

1

14.11

40

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

15.11

41

Значение суффиксов

1

19.11

42

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

20.11

43

Что такое основа слова? НРК Составить предложения о природе Бурятии

1

21.11

44

Обобщение знаний о составе слова.

Тестирование

1

22.11

45

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

26.11

46

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

1

27.11

47

Обучающее изложение

1

26.11

48

Проект «Семья слов»

1

27.11

49

Правописание частей речи

В каких значимых частях слова  есть орфограммы?

1

28.11

50

Правописание слов с безударными гласными в корне

НРК Мини-диктант «Города, поселки, реки и озера республики Бурятия»

1

29.11

51

Контрольное списывание

1

03.12

52

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

04.12

53

Обучающее изложение

1

05.12

54

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

06.12

55

Правописание слов с удвоенными согласными

1

10.12

56

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

11.12

57

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

13.12

58

Правописание суффиксов и приставок

1

14.12

59

Правописание приставок и предлогов

1

17.12

60

Правописание слов с разделительным твердым знаком

1

18.12

61

Разделительный твердый и мягкий знаки

1

19.12

62

Обучающее изложение

1

20.12

63

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

24.12

64

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

25.12

65

Части речи.

Части речи

1

26.12

66

Имя существительное

Имя существительное и его роль в речи

1

27.12

67

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

14.01

68

Обучающее изложение

1

15.01

69

Собственные и нарицательные имена существительные НРК. Название рек, озёр Бурятии,

1

16.01

70

Проект «Тайна имени»

1

17.01

71

Контрольное списывание

1

21.01

72

Число имен существительных

1

22.01

73

Род имен существительных

1

23.01

74

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

24.01

75

Обучающее изложение

1

28.01

76

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

29.01

77

Склонение имен существительных

1

30.01

78

Падеж имен существительных

1

31.01

79

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

1.02

80

Именительный падеж

1

5.02

81

Родительный падеж

1

6.02

82

Дательный падеж

1

7.028.02

83

Винительный падеж

1

12.02

84

Творительный падеж

1

13.02

85

Предложный падеж

1

14.02

86

Обучающее изложение

1

15.02

87

Падежи имен существительных

1

88

Обобщение знаний по теме «Имя существительное» НРК Мини-диктант «Города, поселки, реки и озера республики Бурятия».

1

19.02

89

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

20.02

90

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

21.02

91

Проект «Зимняя страничка»

1

22.02

92

Имя прилагательное

Значение и употребление имен прилагательных в речи

1

26.02

93

Роль прилагательных в тексте

1

27.02

94

Текст – описание

1

28.02

95

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

01.03

96

Род имен прилагательных. НРК.Намжил Нимбуев «Что за весна»

1

05.03

97

Изменение имен прилагательных по родам

1

06.03

98

Число имен прилагательных

1

07.03

99

Изменение имен прилагательных по падежам НРК Имена «малой Родины»

1

07.03

100

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тестирование

1

12.03

101

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

1

13.03

102

Контрольное списывание

1

14.03

103

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

15.03

104

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

19.03

105

Местоимение Личные местоимения НРК Мини-диктант «Города, поселки, реки и озера республики Бурятия»

1

20.03

106

Изменение личных местоимений по родам

1

21.03

107

Местоимение

1

22.03

108

Обучающее изложение

1

02.04

109

Глагол

Значение и употребление глаголов в речи

1

03.04

110

Неопределенная форма глагола

1

04.04

111

Число глаголов

1

05.04

112

Времена глаголов

1

09.04

113

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов НРК. Солбон Атабаев «Костры на Байкале»

1

10.04

114

Изменение глаголов по временам

1

11.04

115

Обучающее изложение

1

12.04

116

Род глаголов в прошедшем времени

1

16.04

117

Правописание частицы не с глаголами

1

17.04

118

Обобщение знаний по теме «Глагол» НРК. Дамба Жамсараев

Тестирование

1

18.04

119

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

19.04

120

Итоговая комплексная контрольная работа

1

23.04

121

Повторение. Части речи

1

24.04

122

Обучающее изложение

1

25.04

123

Обобщение изученного о слове, предложении

1

26.04

124

Правописание окончаний имен прилагательных

1

30.04

125

Правописание приставок и предлогов НРК.Жамсо Тунов «Байка-лу»

1

03.05

126

Правописание безударных гласных

1

07.05

127

Правописание значимых частей слов

1

08.05

128

Итоговый контрольный диктант

1

10.05

129

Анализ диктанта. Однокоренные слова

1

14.05

130

Обучающее изложение

1

15.05

131

Текст  НРК.Намжил Нимбуев «Что за весна»

1

16.05

132

Сочинение на тему «Почему я жду летние каникулы»

1

17.05

133

КВН «Знатоки русского языка»

1

21.05

134

Повторение пройденного за год

1

22.05

135

Повторение пройденного за год

1

23.05

136

Повторение пройденного за год

1

24.05




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...