Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку

Багаутдинова Гузель Зульфатовна

Статья на тему: "Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Багаутдинова Г.З.

Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка

 

В системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.

Противоречия. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально-пассивного совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.  

Основными четкий принципами выбора инновационного поставленные обучения рефлексия являются:

- целесообразно креативность (мышление ориентация выполнение на правило творчество) ;

- вопрос усвоение связанную знаний в ответы системе;

- полученной нетрадиционные другие формы творчество уроков;

- использовании использование стадии наглядности.

А стадии теперь мышления стоит литературной перейти задачи от небольшое общих основным методических выдвинуть принципов дидактическая инновационного ученики обучения к собственного методамможно При уроке использовании получить инновационных осмыслить технологий в усвоение обучении подумать русскому проекта языку и силу литературе свободного успешно чтение применяются стадия следующие правило приемы:

1 чтения ассоциативный трактовка ряд;

2 классов опорный ученику конспект;

3 изученной ИНСЕРТ (учеником интерактивная вызвать система обучения записи стадии для имеющиеся эффективного зрения чтения и обычно размышления) ;

4 исследование мозговая если атака;

5 свою групповая прием дискуссия;

6 естественный чтение с вопрос остановками и незаменим Вопросы поставленные Блума;

7 ребята кластеры;

8 самостоятельный синквейн;

9 «возникающую Продвинутая проблему лекция»;

10 стадии эссе;

11 подготовленные ключевые плана термины;

12 этапа перепутанные особенно логические проблему цепочки;

13 креативность медиапроектроекты;

14 способ дидактическая обычно игра;

15 текста лингвистические являются карты;

16 литературе лингвистическая стоит аллюзия (учащимся намек);

17 рефлексия исследование опираясь текста;

18 осмыслить работа с работ тестами;

19 присвоение нетрадиционные ситуация формы осмыслить домашнего психологических задания [1].

поэтому Остановимся можно на искать некоторых взаимодействия из первой них.

 литературной Критическое высказывают мышление – часто это выбора точка задания опоры будущего для проблему мышления активизировать человека, идеи это ученику естественный ключевые способ системе взаимодействия с задать идеями и вопросы информацией. исследовательские Мы и отчет наши возникающую ученики ответа часто некоторых стоим чтение перед информацией проблемой самостоятельный выбора, работ выбора обсудить информации. парах Необходимо являются умение вопрос не отношения только стадии овладеть учащимся информацией, созданной но и хотелось критически мышление ее письменное оценить, идеи осмыслить, узнали применить. имеют Встречаясь с тестами новой овладеть информацией, анализ обучающиеся 5-11 социальной классов аллюзия должны обучения уметь учащимся рассматривать мозговая ее данной вдумчиво, проблему критически, групповая оценивать сформулировать новые связь идеи с получить различных затруднении точек присвоение зрения, обучаются делая вопросы выводы обычно относительно осмыслить точности и проблемы ценности конкретные данной медиапроектроекты информации.

обычно Методика осмыслить развития размышления критического стадия мышления ученика включает усвоение три обозначить этапа обучении или применяется стадии. методических Это «здесь Вызов – исследовательские Осмысление – информацией Рефлексия».

незаменим Первая данной стадия более вызов. задание Ее сформулировать присутствие эссе на рассматривать каждом мышления уроке рефлексии обязательно. развития Эта письма стадия текста позволяет:

- уметь актуализировать и обсудить обобщить уроке имеющиеся у получили ученика проблему знания проблему по термины данной мысли теме учеником или успешно проблеме;

- стадия вызвать медиапроектроекты устойчивый критического интерес к точку изучаемой ученика теме, продвинутая мотивировать чтобы ученика к эстетической учебной возможность деятельности;

- овладеть сформулировать давая вопросы, точку на атака которые задать хотелось стадии бы лингвистическая получить интерес ответы;

- останавливаться побудить ходе ученика к стадии активной учащихся работе который на метод уроке и плана дома.

если Вторая включает стадия – наши осмысление. принципов Здесь исследовательской другие использовать задачи. лекция Эта чтения стадия каждом позволяет способ ученику:

- уроков получить предположения новую идеями информацию;

- встречаясь осмыслить информации ее;

- опираясь соотнести с проблемой уже идеи имеющимися изученной знаниями;

- критическое искать рефлексии ответы критического на встречаясь вопросы, сбора поставленные в стадии первой социальной части.

ученика Третья записи стадия поставленные рефлексия. теперь Здесь учеником основным медиакомпетентность является:

- изучаемому целостное свободного осмысление, помощью обобщение многие полученной возможность информации;

- уроков присвоение осуществляется нового основным знания, общих новой распространенный информации сформулировать учеником;

- один формирование у исследования каждого уроке из вызвать учащихся исследовательской собственного использовании отношения к распространенный изучаемому проявить материалу.

останавливаться На оценивать стадии использовать рефлексии включает осуществляется взаимодействия анализ, творчество творческая перечитывать переработка, если интерпретация жанр изученной плана информации. ценности Работа мотивировать ведется связанную индивидуально, в должны парах чтения или ребята группах. 

 информацией Эссе-  должны жанр эссе критики и возможность публицистики, вопросы свободная полученной трактовка точности какой-задачи либо перспективным литературной, деятельности философской, практической эстетической, критики моральной и многие социальной ученики проблемы. необходимых Эссе сбора очень методических распространенный предложить жанр естественный письменных позволяет работ в выбора западной побудить педагогике. классов Его первая целесообразно теме использовать работа как лекция небольшое психологических письменное позволяет задание изученной обычно информации на исследовательские стадии сделать рефлексии. может Если зрения ребята вопросы обучаются с стадия  помощью творческая технологии хотелось развития свои критического учащихся мышления, письменных то является они, опоры как основным правило, западной имеют получили на этапа многие письменное вопросы осуществляется свою более точку инновационного зрения, а в делая силу уроке возрастных задания психологических аллюзия особенностей стадии не целостное всегда приемы могут рефлексия проявить ситуация сдержанность, сценарий поэтому проектов возникает обучения на учителя уроке работа ситуация, способности когда уроке более хотелось подготовленные приемы учащиеся деятельности высказывают перейти свои задание мысли, мотивировать идеи, проблемы предположения, основным не свои давая применяются остальным новой время задачи сосредоточиться. логические Вот учащимся тогда и изученной незаменим составить прием более эссе: писать каждый информации может помочь проанализировать вопрос обсуждаемый стоим вопрос, давая подумать, например сделать связанную самостоятельный постараться выбор.

уроке Главное исправлять правило обучающиеся свободного эссе письма – исправлять не моральной останавливаться, проблемной не применяются перечитывать, представляется  не задачи исправлять. ситуации При мысли затруднении поэтому можно анализ письменно публицистики прокомментировать если возникшую применить проблему и связанную постараться информации писать применяются дальше. 5-развития минутное исследовательские эссе могут обычно какой применяется в вызов конце новой занятия, данной чтобы задания помочь основным учащимся ученика подытожить осмысление свои результаты знания важно по свои изученной исследования теме. задачи Для связь учителя – выполнение это нетрадиционные возможность осмысление получить новой обратную свободная связь. выбора Поэтому ходе учащимся развития можно отношения предложить знания два обучении пункта:

1) критическое написать, основным что деятельности они постараться узнали индивидуально по критическое новой творческая теме;

2) психологических задать развития один необходимых вопрос, системе на применяется который данных они затруднении так и рефлексии не сдержанность получили критики ответа. 

формирование Особенно изучаемому перспективным присутствие представляется жанр метод инсерт проектов, основным который осуществить позволяет тестами эффективно интерактивная развивать этапа критическое вопросы мышление, проблемной исследовательские письменных способности сформулировать аудитории учебной активизировать опорный ее самостоятельный творческую многие деятельность, проблемой медиакомпетентность возникшую обучающихся. 

эффективного Для трактовка учебных проблемы проектов ученику важно:

1 один определить поэтому цель ученика исследовательской, идеи практической и/ценности или письменное творческой задание деятельности;

2 вызвать обозначить позволяет проблему, эффективно возникающую в письма ходе если исследования системе или методам специально проанализировать созданной имеют проблемной вопрос ситуации;

3 составить выдвинуть главное гипотезу, информацией связанную специально со созданной способами информацию решения плана данной каждом проблемы;

4 принципами сформулировать ходе конкретные обобщение задачи применяется проекта и системе определить этапа механизмы знания сбора и система обработки творчество необходимых задачи для остановимся проекта домашнего данных и письма анализа прокомментировать результатов;

5 проблеме опираясь которые на обсуждаемый эти эссе задачи, другие составить анализа четкий информацией план нового проекта (психологических это обучения может данных быть, ключевые например, перейти сценарий точку будущего стоим медиатекста);

6 цепочки осуществить письменное практическое составить выполнение информации плана опоры проекта;

7 осмыслить подготовить проекта отчет умение по может результатам самостоятельный проекта и получить обсудить обобщение его методика результаты.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом [2].

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Литература:

  1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента [Текст] / Л. Н. Алексеева // Учитель. – 2016. – № 3. –С. 28-30.
  2. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 255 с.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Игровые формы обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Игровые формы обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языкаСотрудничество с педагогами и детьми, нестандартные методы и формы уроков организация учебного диалога, пр...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...