Учимся писать изложения
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Гилева Наталья Валентиновна


Материал содержит памятки по написанию сжатого изложения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_szhatoe_izlozhenie.docx46.84 КБ
Файл pamyatka_izlozhenie_teksta.docx210.34 КБ

Предварительный просмотр:

http://wiki.pippkro.ru/images/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA.gif

                              ПАМЯТКА

                          ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Написание сжатого изложения – это  информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Эти умения формируются не только на уроках русского языка и литературы, но и при изучении иностранного языка, истории, биологии, географии и пр. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Первое чтение текста

1.Этап  определения темы текста.

Учащиеся отвечают на вопрос:  «О чем текст?»        

Определяют  тему текста.

Как же определить тему? Тема определяется различными способами:

-по началу текста;

-по ключевым словам;

-по ключевым эпизодам;

-по поступкам или размышлениям героев (автора);

-по заглавию текста

2.Этап определения идеи текста        

Отвечаю на вопрос: «Зачем  автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

-общая тональность звучания текста;

-настроение, которое вызывает прочтение текста;

-отношение автора к событиям, героям;

-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3.Этап определения структуры текста        

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.        

                     Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются 

вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

Второе чтение текста

4.Этап абзацного членения текста:

Определение микротем текста  как частей общей темы.        

Выполнения задания:

«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

«Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,

«Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруйте.        

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения        

Снимите нумерацию абзацев – микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.        

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

ПРИМЕР:

ТЕКСТ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

 

№ абзаца        Микротема

       1               Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

       2               Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

       3               Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В

                        мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее.

       4               Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий,

                        которые постепенно приближают его к желаемому, невзирая на возможные

                        препятствия.

       5               Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на

                         много лет и делает нас добрее и лучше.

 

ПРИМЕР СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

А вот мечта это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.

И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения.

Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и смыслом и становится лучше и добрее. (111 слов)



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Изложение текста»

_________________________________________________________________________

Этапы работы над изложением:

  1. Прочитай текст:
  • Какова главная мысль текста?
  • Сколько частей в тексте?
  • Прочитай каждую часть в отдельности. О чем говорится в 1 части? Во 2 части? и т.д.

  1. Проведи орфографическую подготовку:
  • Найди в тексте слова с орфограммами, объясни их написание.

  1. Перескажи текст по частям.

  1. Прочитай текст еще раз.

  1. Напиши изложение текста:
  • Напиши слово «Изложение».
  • На следующей строке напиши название текста (если таковое имеется).
  • Напиши текст по памяти. Если к тексту даны вопросы, то при изложении текста подробно отвечай на опорные вопросы по порядку. Старайся придерживаться точной передачи текста (как написал его автор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.

Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...

Учимся писать изложения

Начальная школа ХХI века, 2 класс. Тема: "Учимся писать изложения"....

Презентация на тему "Учимся писать изложения. Оляпка - водяной воробей"

Эта презентация поможет подготовить обучающихся к  написанию изложения с элементами сочинения....

Учимся писать изложение

данная презентация содержит учебный материал по обучению написания изложения...

Учимся писать изложение.

Формировать умение писать изложение по составленному плану....