Методическая разработка к уроку русского языка "Изменение имён прилагательных по родам".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

В методической разработке показана минутка чистописания, работа со словарными словами, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rya_4-1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».

Класс: 4-1.

Учитель: Сехина Марина Леонидовна

Санкт-Петербург

2019

  Ф.И.О. Сехина Марина Леонидовна

Предмет: Русский язык.

Класс: 4-1

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Изменение имён прилагательных по родам».

Цели

Образовательные: способствовать изучению таких понятий как «Род имён прилагательных».

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический речь, память, внимание.

Цель: создание условий для развития познавательного и мотивационного интереса учащихся через игровую, индивидуальную и фронтальную работу.

Коррекционная задача: способствовать формированию и развитию у учащихся речевого аппарата, грамотного и полноценного произношения, широкого словарного запаса, при помощи постоянного проговаривания окончаний имён прилагательных и нахождении имён прилагательных в заданных предложениях.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

  • Уметь определять и высказывать самые просты для всех людей правила, положительно относится к учению, сомооценить себя и свои поступки.

-  Регулятивные УУД: 

  • Умение определять цель деятельности на уроке, успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: 

  • Умение извлекать информацию из (схем, иллюстраций, текстов, таблиц), на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: такие понятия как «Прилагательное», «Окончания ж.р, м.р, ср.р» и «Род».

Уметь: правильно анализировать и определять, такую часть речи, как прилагательное его род и окончание, находить данную часть речи в предложениях.

Личностные: 
Формирование интереса к учебному процессу и труду, положительное отношение к школе, предмету и одноклассникам.

(Метапредметные)

Регулятивные:

Научится принимать и сохранять результат своих действий, воспринимать оценку своей работы учителем,

Познавательные:  

Научиться осуществлять поиск источника, понимать обозначения знаков символов, строить ответы в устной форме.

Основные понятия

 Прилагательное, окончание, род.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

ТСО (интерактивная доска, компьютер).

-

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.  

Технология проведения

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

I. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Организационный момент

  Для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, проверьте ваши парты, на них должен быть порядок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня, и хорошего настроения. Молодцы, садитесь. Тогда, можем начитать.

Актуализация знаний

Чистописание

И начнём мы наш урок с чистописания, прописывать мы будет соединения строчных букв Ы, Е, Ы, Й, И, Е, ЕЕ. (ЫЕ, ЫЙ, ИЕ, ЕЕ).

Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работ.

Прописываем (нижнее соединение) ЫЕ.

Прописываем (верхнее соединение) ЫЕ.

Прописываем (нижнее соединение) ИЕ.

Прописываем (нижнее соединение) ЕЕ.

Опрос

Как вы думаете, что мы с вами только что прописали или написали? ….

Электронная доска (окончания)

Да, молодцы. Обратите внимание на доску, что вы видите? ...  Нам даны окончания прилагательных.

Назовите окончания прилагательных женского рода. (АЯ, ЯЯ).

Назовите окончания прилагательных мужского рода. (ЫЙ, ОЙ, ИЙ).

А какие окончания у нас остались? (ЫЕ, ИЕ). Как вы думаете, в каком числе они употреблены?.. Да, верно.

Приводят примеры слов с окончаниями ЫЕ, ИЕ

А приведите пример, прилагательного множественного числа, так что бы окончание в вашем слове было-либо ЫЕ либо ИЕ... Молодцы.

 

Дети: здравствуйте.

Дети: окончания прилагательных.

Дети: соединения, окончания.

Дети: во множественном числе.

Дети: Красивые, пушистые

II. Формулирование темы урока, постановка цели.

Ребята, как вы думаете о какой чести речи мы сегодня будем говорить?... Да, абсолютно, верно.

Тема наша звучит так, «Изменение имён прилагательных по родам».

А, что такое прилагательное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»). Молодцы. 

 

Дети: о прилагательном.

Дети: это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

III. Подача нового материала

Работа в рабочих тетрадях (словарные слова)

Теперь, я попрошу вас вернуться к своим рабочим тетрадям и записать на следующей строке по середине словарные слова.

И первое слово, которое мы с вами запишем будет ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Теперь, я попрошу вас взять зелёную ручку, поставить в данном слове ударение и подчеркнуть орфограммы.

  • И так, куда же падает ударение? (на гласную букву и).
  • Какие орфограммы вы подчеркнули? ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (безударная гласная э в корне слова непроверяемая ударением, безударная гласная е в корне слова непроверяемая ударением, безударная гласная е во 2 слоге не проверяемая ударением, безударная гласная о в 3 слоге не проверяемая ударением).

Следующее слово ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ.

Самостоятельно поставьте в данном слове ударение и подчеркните орфограммы.

  • Куда же падает ударение? (на гласную букву и).
  • Какие орфограммы вы подчеркнули? ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (безударная гласная э в корне слова непроверяемая ударением, безударная гласная е в корне слова непроверяемая ударением, безударная гласная е во 2 слоге не проверяемая ударением). Молодцы.

Составление словосочетаний

Теперь, давайте попробуем составить словочетание с данными словами.

Начнём со слова ЭЛЕКРИЧЕСТВО. Какое может быть ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

 (опасное электричество, беспроводное электричество, безопасное электричество, доступное электричество). Да, молодцы.

Теперь со словом ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ

(электрический робот, электрический щит, электрический ток, электрический прибор).

Разбор словосочетания

Давайте попробуем разобрать словосочетание ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РОБОТ.

  • Какое слово в данном словосочетании обозначает имя прилагательное? …
  • А какое имя существительное? …

А как нам определить род имени прилагательного ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ?

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить род имени существительного.
  3. Какой род у существительного, такой же у прилагательного.

А как нам узнать правильно ли написано окончание у прилагательного ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ?

  1. Задаём вопрос от имени существительного, к прилагательному. Задаём, РОБОТ (какой?) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ.
  2. Какое окончание в вопросе такое и в слове.
  3. Нужно помнить, что прилагательные мужского рода отвечают на вопрос КАКОЙ?
  4. А окончание ОЙ пишется только под УДАРЕНИЕМ. (проливнОй, золотОй)
  5. А в БЕЗУДАРНОМ случае у прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах окончания -ЫЙ или- ИЙ.
  6. Поэтому сначала определите род прилагательного. Если это предложение, то и падеж.

Да, молодцы.

Упражнение(карточки)

А теперь, давайте выполним упражнение. Для этого я раздам вам предложения, а ваша задача их дополнить прилагательными. Например, давайте разберём первое предложение. Слушайте.

(В большом лесу на опушке жил бедный дровосек и его добрая жена).

В большом лесу на опушке жил ………дровосек и его ……жена.

Добрый, любопытная.

Смелый, молодая.

Сильный, любимая.

Весёлый, радостная.

Храбрый, ленивая.

Бедный, честная.

Весь день шёл ……… ливень.

Сильный,

Проливной,

Мелкий.

Большой и ………… корабль отправился в путь.

Холодный

Чёрный

Красивый

Кто закончил поднимите руку. Отлично, давайте проверять.

Имя…прочитай 1 предложение, которое у тебя получилось.

Имя…прочитай 2 предложение, которое у тебя получилось.

Имя…прочитай 3 предложение которое у тебя получилось.

ФИЗМИНУТКА.

Запись двух любых предложений и листа:

Отлично, молодцы. Хорошо. Запишите, пожалуйста, два любых предложения, которые вы составили. Вам дано 3, но я попрошу вас записать только два, на ваш выбор и выделите окончания в прилагательных. Отлично, какие предложения вы записали? Хорошо. Молодцы.

Игра (эл. доска- ошибки в окончаниях)

Ну, а сейчас я предложу вам найти ошибки в окончаниях прилагательных.  Для этого обратите внимание на доску. И так, вам будут даны словосочетания, в каждом словосочетании будет прилагательное, ваша задача сказать правильное ли окончание будет иметь прилагательное, если нет, то почему.

Спелые вишня

  1. Правильно написано окончание у прилагательного?
  2. Почему, нет?
  3. Давайте зададим вопрос от существительного, вишня КАКАЯ?
  4. В вопросе окончание АЯ. Значит и в прилагательном должно быть окончание АЯ.
  5.  А у нас? (ЫЕ).

Значит неправильно, молодцы.

Красный роза

         1. Правильно написано окончание у прилагательного?

  1. Почему, нет?
  2. Давайте зададим вопрос от существительного, роза КАКАЯ?
  3. В вопросе окончание АЯ. Значит и в прилагательном должно быть окончание АЯ.
  4.  А у нас? (ЫЙ).

Значит неправильно, молодцы.

Золотой ключ

         1. Правильно написано окончание у прилагательного?

  1. Почему, да?
  2. Давайте зададим вопрос от существительного, ключ КАКОЙ?
  3. В вопросе окончание ОЙ. Значит и в прилагательном должно быть окончание ОЙ.
  4.  А у нас? (ОЙ).

Значит правильно, молодцы.

Вкусная яблоко

         1. Правильно написано окончание у прилагательного?

  1. Почему, нет?
  2. Давайте зададим вопрос от существительного, яблоко КАКОЕ?
  3. В вопросе окончание ОЕ. Значит и в прилагательном должно быть окончание ОЕ.
  4.  А у нас? (АЯ).

Значит неправильно, молодцы.

Скоростный автомобиль

         1. Правильно написано окончание у прилагательного?

  1. Почему, да?
  2. Давайте зададим вопрос от существительного, дети КАКОЕ?
  3. В вопросе окончание ОЕ. Значит и в прилагательном должно быть окончание ОЕ.
  4.  А у нас? (ОЕ).

Значит правильно, молодцы

Тёмный небо

         1. Правильно написано окончание у прилагательного?

  1. Почему, нет?
  2. Давайте зададим вопрос от существительного, небо КАКОЕ?
  3. В вопросе окончание ОЕ. Значит и в прилагательном должно быть окончание ОЕ.
  4.  А у нас? (ЫЙ).

Значит неправильно, молодцы.

Быстрая птица

         1. Правильно написано окончание у прилагательного?

  1. Почему, да?
  2. Давайте зададим вопрос от существительного, птица КАКАЯ?
  3. В вопросе окончание АЯ. Значит и в прилагательном должно быть окончание АЯ.
  4.  А у нас? (АЯ).

Значит правильно, молодцы.

Молодцы.  

Дети: на букву и.

Дети: э, е,е,о.

Дети: на и.

Дети: э,е,е.

Дети: опасное.

Дети: робот.

Дети: Электрический.

Дети: робот.

Дети: какой?

IV. Закрепление.

Работа с доской обычной (ошибки в окончаниях)

Обратите внимание на доску, что не так с этими словосочетаниями…

Верно, так давайте поставим прилагательные в правильный род. И так, имя… прочитай первое словосочетание.

Имя... выходи к доске.

Следующий идёт... имя.

Известный фамилия (какая?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какая? (окончание АЯ).

-Значит и в прилагательном будет окончание АЯ.

-Значит, как мы скажем?

-ИзвестнАЯ фамилия.

ИзвестнАЯ фамилия

Известный имя (какое?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какое? (окончание ОЕ).

-Значит и в прилагательном будет окончание ОЕ.

-Значит, как мы скажем?

-ИзвестнОЕ имя.

ИзвестнОЕ имя

Вечерний небо (какое?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какое? (окончание ОЕ).

-Но мы знаем, что ОЕ пишется только под ударением. А НЕ ПОД ударением ЕЕ.

-Значит и в прилагательном будет окончание ЕЕ.

-Значит, как мы скажем?

-ВечернЕЕ небо.

ВечернЕЕ небо

Вечерний закат (какой?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какой? (окончание ОЙ).

-Но мы знаем, что ОЙ пишется только под ударением. А НЕ ПОД ударением ИЙ, ЫЙ.

-Значит и в прилагательном будет окончание ИЙ.

-Значит, как мы скажем?

-ВечернИЙ закат.

ВечернИЙ закат

Электрический часы (какие?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какие? (окончание ИЕ).

-Значит и в прилагательном будет окончание ИЕ.

-Значит, как мы скажем?

-ЭлектрическИЕ часы.

ЭлектрическИЕ часы

Электрический энергия (какая?)

-Что бы правильно определить окончание прилагательного, что нам нужно сделать? (задать от сущ. вопрос).

-Какая? (окончание АЯ).

-Значит и в прилагательном будет окончание АЯ.

-Значит, как мы скажем?

-ЭлектрическАЯ энергия.

ЭлектрическАЯ энергия.

Вы хорошо справились с заданием. Молодцы.

 

Дети: прилагательные имеют не правильный род.

VII. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов:

  1. Ребят о чём мы сегодня говорили?..

  1. Как определить род имён прилагательных?

  1. Что такое прилагательное?..

  1. Как узнать окончание имён прилагательных?..

ДЗ:

Стр. 9 упражнение 13.

Откроите учебники на странице 9, посмотрите на 13 номер. В этом номере вам нужно будет подобрать к существительному прилагательное в скобках.

Например: (Болотный, болотистый) край

(КРАЙ как правило БОЛОТИСТЫЙ, т.е усеянный болотами, но не как не БОЛОТНЫЙ, болотным может быть ЦВЕТ, ЗАПАХ и т.д.)

Поэтому вы записываете это так: БОЛОТИСТЫЙ КРАЙ, БОЛОТНЫЙ… ну например ЗАПАХ.  

И так с каждым словосочетанием. Поняли?

Например: (Стекольный, стеклянный) завод.

(ЗАВОД не может быть весь из стекла, поэтому он СТЕКОЛЬНЫЙ, т.е на данном заводе делают стекло, а СТЕКЛЯННЫМ может быть СТАКАН).

 

Дети: об изменении имён прилагательных по родам.

Дети: найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определить род имени существительного, какой род у существительного, такой же у прилагательного.

Дети: это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Дети: задаём вопрос от имени существительного, к прилагательному, какое окончание в вопросе такое и в слове.

Дети: Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

4 класс Русский язык Урок 119 "Изменение имён прилагательных по родам",УМК "Школа России"

К технологической карте урока прилагается презентация .Файл с музыкой П.И.Чайковского загрузить не получилось....

Методическая разработка при изучении темы "Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам" в 3 классе УМК "Перспектива"

Индивидуальные карточки для закрепления материала по теме " Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам" в 3 классе УМК Перспектива....

Конспект урока русского языка "Изменение прилагательных по родам и числам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по родам и числам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об основных грамматических признаках имен прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение прилагательных по родам и числам»(3 класс, УМК "Перспективная начальная школа)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об основных грамматических признаках имён прилагательных(изменение по числам и в е...