Урок русского языка "Что такое имя числительное?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гурова Елена Юрьевна

Цель: познакомить детей с понятием «имя числительное»;

Задачи: - развивать умение распознавать часть речи-имя числительное, орфографическую зоркость, речь учащихся;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, бережливость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гурова Елена Юрьевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  средняя общеобразовательная школа №45 им.Д.И.Блынского г.Орла, г.Орел

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3

Базовый учебник

«Русский язык», 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Тема урока

Что такое имя числительное?

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Изучение нового материала

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Цель: познакомить детей с понятием «имя числительное»;

Задачи: - развивать умение распознавать часть речи-имя числительное, орфографическую зоркость, речь учащихся;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, бережливость

Материалы и оборудование

учебник «Русский язык». 3 класс.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

 рабочие тетради «Русский язык». 3 класс.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

 толковый словарь; проектор.

Структура и ход урока

Этап урока (затраченное время в мин.)

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

1

Организационный

 (1 мин.)

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку


      Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен,

И ты с числительным будь дружен! 

-Я желаю вам сегодня удачи, которая поможет вам добиться больших успехов.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний

5 мин

Я предлагаю вам на мгновение оказаться в сказке. К каким сказкам даны иллюстрации?

Сл.№1, 2,3

Назовите автора этих сказок.

Как иллюстрации связаны с темой нашего урока?

Назовите тему нашего урока                  Сл.№4

- Перед вами «Карточка исследования части речи».

                                                                         Сл.№5

Все ли вы уже знаете об имени числительном? Сегодня на уроке мы заполним нашу карточку.

Какие задачи вы бы поставили сегодня перед собой?

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Александр Сергеевич Пушкин

В названии сказок встречаются числительные.

Имя числительное.

Учащиеся называют задачи на урок

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопределение, оценивание.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

3

Самоопределение к деятельности.

10 мин.

Как записаны числительные: 12, 11, 8?

Сформулируйте задание.                              Сл.№6

На какой вопрос отвечают записанные числительные?

Что обозначают? Как называются такие числительные?

Знаете ли вы какие еще бывают числительные?

На какие вопросы отвечают? Что обозначают?

Запишите порядковые числительные:16, 15, 70

Сделайте вывод – что такое имя числительное?

                                                                      Сл.№7 

Сформулируем правило о количественных и порядковых числительных                       Сл.№8, 9

Сравните наши выводы с выводом в учебнике на стр.60

В чем разница между числом и цифрой?

Уточним по словарю С.Ожегова.

1 вариант – посмотрит в словаре, что означает слово «Число»;

2 вариант – слово «Цифра»

Цифрами

Записать числительные словами, выделить орфограммы

Сколько?

Количество

Количественные числительные

Порядковые

Который? Какая? Какое? Какой? Какие?

Обозначают порядок предметов при счете

Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счет

Цифра – знак, обозначающий число.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

4

Физминутка

1-2 мин.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Повторяют движения

Закрепление изученного материала

Групповая работа

10 мин.

Устная работа

5 мин.

Работа по учебнику

7 мин.

Где мы используем числительные?

Вспомните, что такое фразеологизмы и пословицы.                                                 Сл.№10

Поработаем в группах: у кого на партах красный сигнал – возьмут карточки, на которых написаны фразеологизмы; синие - пословицы

  1. На седьмом небе
  2. Одна пчела немного меду натаскает
  3. С пятого на десятое
  4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
  5. Плакать в три ручья
  6. Как две капли воды
  7. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня
  8. Как свои пять пальцев
  9. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Запишите одно из предложений и определите, какое имя числительное – количественное или порядковое.

А в устной речи когда мы используем имена числительные?

Назовите время по часам.        Сл.№11, 12, 13, 14

Выполнить упражнение №104, стр.59

Что общего заметили в словах, которые записали?

Как вы думаете, всегда у числительных мягкий знак пишется в середине слова?

Приведите примеры.

 Можете объяснить эту закономерность?  Сл.№15

Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.

Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость.

Ребята работают в группах. Устно называют фразеологизмы и пословицы, объясняя их значение.

        

Называем время

Выполнят 2 человека у доски

Все слова пишутся с –ь-.

Нет, есть числительные, в которых –ь- пишется в конце слова.

Записывают вывод в карточке исследования числа

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проблемная ситуация

3 мин.

Самостоятельная работа (3 мин)

Объясните, какой из этих вариантов правильный:

С обоих концов и с обеих концов

Обоими руками и обеими руками

Столкнулись с затруднением?

Правильные варианты:

С обоих концов; обеими руками

Кто сможет объяснить?                          Сл.№16

Выполнить самостоятельно задание.

Высказывания детей разные:

Оба- м.р. и ср.р

Обе- ж.р.

Записывают вывод в карточке исследования числа

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

Регулятивные:

-формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Рефлексия

2 мин.

Какие тайны русского языка мы сегодня раскрыли?

-Как вы считаете, мы достигли цели урока?

Продолжите предложение:                    Сл.№17

- На уроке я узнал …

- Мне было трудно…

-Мне было интересно…

Домашнее задание: стр.60, упр.105

Найти интересные факты об имени числительном.

Спасибо за урок!                                     Сл.№18

Мягкий знак в числительных.

Правописание –оба, -обе в числительных

Да, достигли. Предстоит еще много нового узнать.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...