Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс
картотека по русскому языку (4 класс)

Таланцева Светлана Борисовна

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и синтаксис и Тренировочные диктанты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс

Тренировочные задания по разделу «Фонетика»

                                                       Базовый (основной) уровень

  1. Выпиши слово, где 6 ЗВУКОВ И 6 БУКВ

1) письмо    2) яблоко    3) зорька  4) клубок    5) карась  

________________________

2.

3. Выпиши слово, где ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ

1) берег      2) подъезд    3) пень         4) лесное

________________________

4. Найди и выпиши слово, где ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МЯГКИЕ

1) дерево    2) шишки   3) Найди и выпиши слово, где ЗВУКОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БУКВ  

1) ёлка      2) осень        3) пьёт        4) мечта            

________________________ 

 

Борис        4) мяч        

____________________________

5. Выпиши слово, где ДВА ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКА СТОЯТ РЯДОМ  

1)обжигать    2) плавучий   3) ускакать  4) крикун 

____________________________       

6.  Найди и выпиши слово, где ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ

1) лужок     2) горох         3) добрый      4) болтун

__________________________

7. Найди и выпиши слово, где  ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  ГЛУХИЕ

1) каток      2) сорока        3) зима             4) речка    

_________________________    

8. Найди и выпиши слово, где  ВТОРОЙ СЛОГ УДАРНЫЙ

1) карандаш      2) коллекция       3) библиотека     4) пассажир        

9. Выпиши группу слов, где

 БУКВЫ Я, Ю, Е, Ё ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА В СЛОВАХ

        1) пьеса, поезд, юный, меню

        2) юнга, прибьёт, брошюра, съел

        3) обезьяна, юмор, боец, поезд

_________________________________________________

10. Найди и выпиши слово, где ТРЕТИЙ СЛОГ УДАРНЫЙ

1) капуста          2) солома                3) пшеница          4) хлебороб

_____________________

11. Выпиши группу слов, где УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ СЛОГ В СЛОВАХ ГРУППЫ:

1) покрасить, положить

                     3) числовой, букварь

2) азбука, сказочник

                     4) котёнок, мышка

___________________________________________________________

12.  Выпиши группу слов, где ВСЕ СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ МЯГКИЕ

1) цепь, щёки, чаща, мебель

2) щавель, пища, чайники, меч

3) день, шили, чайки, осень

__________________________________________

13. В СЛОВЕ ОБЪЕЗД  определите количество букв и звуков

14.  Игорь должен заполнить таблицу словами. Но одно из перечисленных слов не подходит ни в одну графу таблицы.

Портфель, юла, юг, клён, конь

Один слог

Два слога

Звуков больше, чем букв

Звуков меньше, чем букв

15. ЗВУК [ Й ] ЕСТЬ В СЛОВЕ:

1) икра        2) дня                 3) экран              4) юнга

16. Выбери и выпиши, где БУКВ БОЛЬШЕ ЧЕМ ЗВУКОВ

______________________________

1) кость         2) еловый        3) подъём         4) заяц

17. Найди и выпиши слово, где 4 ЗВУКА И 5 БУКВ

   1) трава            2) ледок                    3) яркий                4) дверь      

__________________________________  

18. Оля должна заполнить таблицу словами. Но одно из перечисленных слов не подходит ни в одну графу таблицы.

Мечта, письмо, мяч, пень, ёлка.

Один слог

Два слога

Звуков меньше, чем букв

Количество звуков и букв совпадает

19. Выбери  и выпиши слово, где ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ

1) ясный            2) умный                3) вьюнок             4) косьба

_______________________________

20. Выбери и выпиши слово, где  ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МЯГКИЕ

1) весело           2) жители             3) горячий             4) меч

______________________________________

21.Найди и выпиши слово, где  ДВА ГЛУХИХ ВТОРОЙ СЛОГ УДАРНЫЙ

1) завтракать    2) земляника     3) календарь       4) жилище

__________________________________-

22. Выбери  и выпиши  слово, где СОГЛАСНЫХ ЗВУКА СТОЯТ РЯДОМ

1) сноп             2) подводный       3) дружок              4) бабушка

___________________________________

23. Выбери и выпиши слова, где  ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ

1) бежит          2) болото              3) румяный            4) воздух

___________________________

24. Найди и выпиши, где ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  ГЛУХИЕ

1) солнышко   2) восток             3) пашня                 4) песок

___________________________________

25. Найди и выпиши группу слов, где БУКВЫ Я, Ю, Е, Ё ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА  

  1. ящик, юрта, лень, стоял, вьёт
  2. енот, юг, рояль, шьёт, пять
  3. ящер, скамья, юрта, баян, въезд

________________________________________________________

26. Найди и выпиши группу слов, где ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ТВЁРДЫЕ

        1) чудо, жираф, лото, шёлк

        2) ширма, ложь, цирк, зажим

        3) цитата, чужой, шанс, кожа

______________________________________________________________

27. В СЛОВЕ СЪЕСТЬ определи количество букв и звуков ____________________

28.  Найди и напиши, где в  слове  согласных звуков больше, чем гласных

1) яхта                 2) олень                3) море                  4) озеро

_____________________________

29. Найди и выпиши, где   в слове  все согласные звуки мягкие

1) речка                 2) окунь                  3) шинель              4) щуки

__________________________

30. Найди слово, в котором  при замене одной  буквы животное превратится в хищную птицу:

 1) Коза                                            3) Слон

 2) Корова                                        4) Осёл

                       Базовый (функциональный) уровень

  1. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения  над ударными гласными.

Звонит,   силос,  средства,  начать,  углубить.

  1. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие твёрдые. Выпиши это слово.

С огорода  пожаловали на праздник урожая кочаны капусты.

Ответ: _________________________________________

  1. В  данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звонкие твёрдые. Выпиши это слово.

Агроном  - важнейшая профессия в сельской местности.

Ответ: __________________________________________

  1. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения  над ударными гласными.

Газопровод, жалюзи, избаловать, попила, цемент.

  1. В данном ниже предложении найди слово, в котором все  согласные звуки  звонкие непарные. Выпиши это слово.

Теплолюбивое растение майоран  не переносит даже небольших заморозков.

Ответ: _______________________________________________

  1. Составь  слова  из букв:

Артакин  ___________________             фетелон __________________

палма ______________________               навна ____________________

азва _______________________                гутю  ____________________

одиар ______________________               лепарь ___________________

  1.  Прочитай звуковую запись слова (транскрипцию), запиши эти слова с помощью букв, подчеркни буквы, которыми они различаются.

[в а л] [в’а л]

Составь и запиши предложения с этими словам.

 ______________________________________________________________________

  1. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие твёрдые. Выпиши это слово.

Всем кошкам присуща бесшумная, мягкая походка.

Ответ: ________________________________

  1. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие твёрдые. Выпиши это слово.

На поле вдалеке виднелся одинокий стог сена.

Ответ: ___________________________________

  1. В данном ниже  предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие твёрдые. Выпиши это слово.

С древнейших  времён прекрасные розы восхищали людей.

Ответ: ________________________________________________

  1.  Прочитай слова.

Льдина, яма, вода, клён, зверьки, путь,  ладья, поёт, ёжик.

Сравни  в этих словах количество звуков и букв. Запиши  слова в соответствующий столбик таблицы.

Звуков столько же, сколько букв

Звуков больше, чем букв

Звуков меньше, чем букв

Тренировочные задания по разделу «Орфография и пунктуация»

                                                                Базовый (основной) уровень

  1. Найди и выпиши  словосочетания, в которых в окончании существительных пишется и.

ехал  по  дорожк…                         прочитал в журнал…

думал  о  работ…                            работал  без устал..

подошёл к деревн…                       подплыл к Казан…

спал в палатк….                              зашёл к подруг…

__________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  слова, в которых  пропущена буква
  1. праз… ник                           4) чудес… ный
  2. со… нце                               5) опас… ность
  3. килограм..                            6) рус.. кий

________________________________________________________

  1.  Подчеркни  слова, в которых пропущен разделительный  твёрдый знак

Под …езд, в… юга,  об…явление,  варен..е, с…едобный,  л…динка.

  1. Найди, исправь и выпиши словосочетания, в котором  допущена орфографическая ошибка.
  1. экскурсия о галерее
  2.  сочинение о музеи
  3. дорога в городе
  4. рассказ  о метели

_________________________________________________________________

  1. Допиши буквы на месте  пропуска

«Ещё  в п…лях б..леет сне..,

  А воды уж в…сной шумят.» (Ф.Тютчев)

  1.  Найди  и выпиши ряд, где  во всех словах пропущена безударная гласная, поверяемая ударением?
  1. л..пата,  м...рской,  з..лотой
  2. б..льной,  в..рхушка,  к..рабль
  3. м..нолог,  с..рафан,  в…рота
  4.  тр…вяной, с…рдечный,  скв…рец

__________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.
  1. Утром  выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.
  2. Утром  выпал снег и все деревья  стоят белые и пушистые.
  3. Утром выпал снег  и все деревья стоят белые, и пушистые.
  4. Утром выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые.

______________________________________________________________

  1. Найди и напиши  слово с непроизносимой согласной т.
  1. чудес..ный
  2. опас…ный
  3. грус… ный
  4. ужас..ный

_____________________________________________________

  1. Найди и выпиши строку, в которой во всех словах  нужен мягкий знак.
  1. мелоч…, товарищ…, луч…
  2. леч..,  помогаеш…, сыч..
  3. молодёж..,  бежиш..,  вещ..
  4. слушаеш..,  гараж.., доч…

___________________________________________________________

  1.  Разбери слова по составу, выпиши, где в слове нет приставки?
  1. заря
  2. записал
  3. заезд
  4. зарисовка

________________________________________________________

  1. Найди  строку и выпиши, где  во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная.
  1. к..стрюля, т…релка, г..зета
  2. п..шёл, маш..на, л..сник
  3. л..вить, с..рдито, хв..сты
  4. скаж..т, бук..вка, комн..та

_____________________________________________________________

  1.    Найди и выпиши  слово с непроизносимой согласной т.
  1. радос..ный
  2. вкус..ный
  3. прекрас..ный
  4. воскрес..ный

______________________________________________________________

  1. Найди строку и выпиши, где  все слова имеют окончание  –е?
  1. на площад.., о кон…
  2. по улиц..,  в тетрад..
  3. в рассказ.., к сестр..
  4. о реч.., в тен..

____________________________________________________

  1.  Найди строку и выпиши, где  во всех словах нужен мягкий знак.

1)врач..,  обруч..,  печ..

2) слушаеш..,  малыш..,  грач..

3) лещ..,  рисуеш.., багаж..

4) делаеш.., брош.., мыш…

          __________________________________________________________

  1.  Выдели способ проверки безударных гласных
  1. Изменить слово
  2. Обозначить ударение
  3. Разобрать слово по составу
  4. Подобрать имя существительное

  1.  Укажи  и выпиши слово с буквой Я в корне:
  1. т..жёлый                                 3) ч..рвяк
  2. уч..сток                                   4) тр..щит

____________________________________________________

  1. Укажи  «лишнее» слово:
  1. поласкать                             2) ласковый
  1. полоскать                             4) ласкает

  1.  Найди   и выпиши словосочетание, где   глагол с буквой А в корне:
  1. Расск..зать  сказку
  2. Раст..пить печь
  3. Заст..нать от ужаса
  4. Раст..пырить пальцы

___________________________________________________________

  1.   Найди и выпиши  строку с парами  слов, в которых буква согласного проверена правильно:
  1. Сладкий – сладок, варежки-варежка
  2. Площадка – площадь, косьба – косарь
  3.  Гладкий – гладенький, шубка – шуба
  4. Ходьба – ходит, гриб – грибки

___________________________________________________

  1.  Найди строку и выпиши, где в каждом слове которой  нет непроизносимых согласных:
  1. Громоз…кий,  счас..ливый,  ус..ный
  2. Чу..ство,  окрес..ный,  извес..ный
  3. Грус..ный,  звёз..ный,  чес..ный
  4. Опас..ный, ужас..ный, вкус..ный

_____________________________________________________

  1. Найди и выпиши  строку, в каждом слове которой  пишется разделительный Ъ:
  1. Об..яснили,  об..единить,  об..езд
  2. Сем..я,  руж..ё,  солов..и
  3. Бел..ё,  под...ём,  п..еса
  4. В..ёт,  бул..он,  волч..и

_______________________________________________________

  1. Выдели слово, в котором нужно писать разделительный Ь.
  1. в..езд                                 3) с…ёжился
  2. об..ём                                4) обез..яна        

  1.  Найди и выпиши  предложения  с однородными членами. Составь схемы для предложений
  1. В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки
  2. Закружились  снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
  3. Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
  4. Ветер весело шумит, судно весело бежит.

______________________________________________________________

  1.  Найди, исправь и запиши слова, в которых допущены ошибки.

1)неловкий                                         4)жемчуг

2)грясь                                                5) овцы

3)козьба                                              6) скребка

_______________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  слова, где нужно поставить букву Г.
  1. вени..                                               4) хирур..
  2. мя…кий                                           5) бульдо…
  3. вос..                                                  6) кри..

_______________________________________________________________

  1.  Выберите  букву, которую нужно поставить в слова

испорт..л,   обмер..л,  кле..л,  оконч..л

  1. я        2) е          3) и

  1.   Запиши слова, раскрывая скобки
  1. (про) бежка               4) (про)ножку
  2. (за)мной                    5) (за)свистеть
  3. (в)одежде                  6) (в) лить

____________________________________________________________

  1.  Найди, вставь  и выпиши слова, где в окончаниях  пишется  буква И?
  1. тащ…т                             4) улов…шь
  2. ненавид..м                       5) свет…м
  3. смотр.. м                          6) искупа..те

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  Найди, исправь и выпиши слова, в которых допущены ошибки
  1. каштаньчик                    4) мандариньчик
  2. чтец                                 5) сарафаньчик
  3. хищьный                         6) мечтатель

___________________________________________________________

  1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

крас…м,  слуша..м, приглаша…м, пил…м, боле..м, не обид..м, гуля..м, прос..м.

                     Базовый (функциональный) уровень

  1. Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Солить, честный, скворцы, грустный, узкий, солнце,  лёгкий, свистел, гладкий.

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

Бобр вынырнул  из воды начал отряхиваться причёсываться.

Мы очень торопились но так и не успели на поезд.

 Густой туман лежал над чёрными прудами над лугами и озёрами.

Я еду в школу не на автобусе а на метро.

  1. Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Цветы, шапка, сердце, лиса, стружки, местный, вечерний, звёздный, редкий

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

Ветер  набросал   листья  на  стол  на  пол  на  книги.

Кленовый  лист  вздрогнул  на  мгновение  замер  и  медленно закружился в воздухе.

Мальчик кинул  мяч  но  в  сетку  не  попал.

Летела  пташка  высоко  а села недалеко.

  1.  Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Лесной,  шубка,  грустный, указка, грибной, пробка, местный, земной, солнце  

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай слова.

Просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце

Заполни  таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

                                                                Базовый (основной) уровень

  1. Найди и выпиши  словосочетания, в которых в окончании существительных пишется и.

ехал  по  дорожк…                         прочитал в журнал…

думал  о  работ…                            работал  без устал..

подошёл к деревн…                       подплыл к Казан…

спал в палатк….                              зашёл к подруг…

__________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  слова, в которых  пропущена буква
  1. праз… ник                           4) чудес… ный
  2. со… нце                               5) опас… ность
  3. килограм..                            6) рус.. кий

________________________________________________________

  1.  Подчеркни  слова, в которых пропущен разделительный  твёрдый знак

Под …езд, в… юга,  об…явление,  варен..е, с…едобный,  л…динка.

  1. Найди, исправь и выпиши словосочетания, в котором  допущена орфографическая ошибка.
  1. экскурсия о галерее
  2.  сочинение о музеи
  3. дорога в городе
  4. рассказ  о метели

_________________________________________________________________

  1. Допиши буквы на месте  пропуска

«Ещё  в п…лях б..леет сне..,

  А воды уж в…сной шумят.» (Ф.Тютчев)

  1.  Найди  и выпиши ряд, где  во всех словах пропущена безударная гласная, поверяемая ударением?
  1. л..пата,  м...рской,  з..лотой
  2. б..льной,  в..рхушка,  к..рабль
  3. м..нолог,  с..рафан,  в…рота
  4.  тр…вяной, с…рдечный,  скв…рец

__________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.
  1. Утром  выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.
  2. Утром  выпал снег и все деревья  стоят белые и пушистые.
  3. Утром выпал снег  и все деревья стоят белые, и пушистые.
  4. Утром выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые.

______________________________________________________________

  1. Найди и напиши  слово с непроизносимой согласной т.
  1. чудес..ный
  2. опас…ный
  3. грус… ный
  4. ужас..ный

_____________________________________________________

  1. Найди и выпиши строку, в которой во всех словах  нужен мягкий знак.
  1. мелоч…, товарищ…, луч…
  2. леч..,  помогаеш…, сыч..
  3. молодёж..,  бежиш..,  вещ..
  4. слушаеш..,  гараж.., доч…

___________________________________________________________

  1.  Разбери слова по составу, выпиши, где в слове нет приставки?
  1. заря
  2. записал
  3. заезд
  4. зарисовка

________________________________________________________

  1. Найди  строку и выпиши, где  во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная.
  1. к..стрюля, т…релка, г..зета
  2. п..шёл, маш..на, л..сник
  3. л..вить, с..рдито, хв..сты
  4. скаж..т, бук..вка, комн..та

_____________________________________________________________

  1.    Найди и выпиши  слово с непроизносимой согласной т.
  1. радос..ный
  2. вкус..ный
  3. прекрас..ный
  4. воскрес..ный

______________________________________________________________

  1. Найди строку и выпиши, где  все слова имеют окончание  –е?
  1. на площад.., о кон…
  2. по улиц..,  в тетрад..
  3. в рассказ.., к сестр..
  4. о реч.., в тен..

____________________________________________________

  1.  Найди строку и выпиши, где  во всех словах нужен мягкий знак.

1)врач..,  обруч..,  печ..

2) слушаеш..,  малыш..,  грач..

3) лещ..,  рисуеш.., багаж..

4) делаеш.., брош.., мыш…

          __________________________________________________________

  1.  Выдели способ проверки безударных гласных
  1. Изменить слово
  2. Обозначить ударение
  3. Разобрать слово по составу
  4. Подобрать имя существительное

  1.  Укажи  и выпиши слово с буквой Я в корне:
  1. т..жёлый                                 3) ч..рвяк
  2. уч..сток                                   4) тр..щит

____________________________________________________

  1. Укажи  «лишнее» слово:
  1. поласкать                             2) ласковый
  1. полоскать                             4) ласкает

  1.  Найди   и выпиши словосочетание, где   глагол с буквой А в корне:
  1. Расск..зать  сказку
  2. Раст..пить печь
  3. Заст..нать от ужаса
  4. Раст..пырить пальцы

___________________________________________________________

  1.   Найди и выпиши  строку с парами  слов, в которых буква согласного проверена правильно:
  1. Сладкий – сладок, варежки-варежка
  2. Площадка – площадь, косьба – косарь
  3.  Гладкий – гладенький, шубка – шуба
  4. Ходьба – ходит, гриб – грибки

___________________________________________________

  1.  Найди строку и выпиши, где в каждом слове которой  нет непроизносимых согласных:
  1. Громоз…кий,  счас..ливый,  ус..ный
  2. Чу..ство,  окрес..ный,  извес..ный
  3. Грус..ный,  звёз..ный,  чес..ный
  4. Опас..ный, ужас..ный, вкус..ный

_____________________________________________________

  1. Найди и выпиши  строку, в каждом слове которой  пишется разделительный Ъ:
  1. Об..яснили,  об..единить,  об..езд
  2. Сем..я,  руж..ё,  солов..и
  3. Бел..ё,  под...ём,  п..еса
  4. В..ёт,  бул..он,  волч..и

_______________________________________________________

  1. Выдели слово, в котором нужно писать разделительный Ь.
  1. в..езд                                 3) с…ёжился
  2. об..ём                                4) обез..яна        

  1.  Найди и выпиши  предложения  с однородными членами. Составь схемы для предложений
  1. В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки
  2. Закружились  снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
  3. Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
  4. Ветер весело шумит, судно весело бежит.

______________________________________________________________

  1.  Найди, исправь и запиши слова, в которых допущены ошибки.

1)неловкий                                         4)жемчуг

2)грясь                                                5) овцы

3)козьба                                              6) скребка

_______________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  слова, где нужно поставить букву Г.
  1. вени..                                               4) хирур..
  2. мя…кий                                           5) бульдо…
  3. вос..                                                  6) кри..

_______________________________________________________________

  1.  Выберите  букву, которую нужно поставить в слова

испорт..л,   обмер..л,  кле..л,  оконч..л

  1. я        2) е          3) и

  1.   Запиши слова, раскрывая скобки
  1. (про) бежка               4) (про)ножку
  2. (за)мной                    5) (за)свистеть
  3. (в)одежде                  6) (в) лить

____________________________________________________________

  1.  Найди, вставь  и выпиши слова, где в окончаниях  пишется  буква И?
  1. тащ…т                             4) улов…шь
  2. ненавид..м                       5) свет…м
  3. смотр.. м                          6) искупа..те

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  Найди, исправь и выпиши слова, в которых допущены ошибки
  1. каштаньчик                    4) мандариньчик
  2. чтец                                 5) сарафаньчик
  3. хищьный                         6) мечтатель

___________________________________________________________

  1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

крас…м,  слуша..м, приглаша…м, пил…м, боле..м, не обид..м, гуля..м, прос..м.

                     Базовый (функциональный) уровень

  1. Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Солить, честный, скворцы, грустный, узкий, солнце,  лёгкий, свистел, гладкий.

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

Бобр вынырнул  из воды начал отряхиваться причёсываться.

Мы очень торопились но так и не успели на поезд.

 Густой туман лежал над чёрными прудами над лугами и озёрами.

Я еду в школу не на автобусе а на метро.

  1. Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Цветы, шапка, сердце, лиса, стружки, местный, вечерний, звёздный, редкий

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

Ветер  набросал   листья  на  стол  на  пол  на  книги.

Кленовый  лист  вздрогнул  на  мгновение  замер  и  медленно закружился в воздухе.

Мальчик кинул  мяч  но  в  сетку  не  попал.

Летела  пташка  высоко  а села недалеко.

  1.  Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Лесной,  шубка,  грустный, указка, грибной, пробка, местный, земной, солнце  

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай слова.

Просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце

Заполни  таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

                                                                Базовый (основной) уровень

  1. Найди и выпиши  словосочетания, в которых в окончании существительных пишется и.

ехал  по  дорожк…                         прочитал в журнал…

думал  о  работ…                            работал  без устал..

подошёл к деревн…                       подплыл к Казан…

спал в палатк….                              зашёл к подруг…

__________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  слова, в которых  пропущена буква
  1. праз… ник                           4) чудес… ный
  2. со… нце                               5) опас… ность
  3. килограм..                            6) рус.. кий

________________________________________________________

  1.  Подчеркни  слова, в которых пропущен разделительный  твёрдый знак

Под …езд, в… юга,  об…явление,  варен..е, с…едобный,  л…динка.

  1. Найди, исправь и выпиши словосочетания, в котором  допущена орфографическая ошибка.
  1. экскурсия о галерее
  2.  сочинение о музеи
  3. дорога в городе
  4. рассказ  о метели

_________________________________________________________________

  1. Допиши буквы на месте  пропуска

«Ещё  в п…лях б..леет сне..,

  А воды уж в…сной шумят.» (Ф.Тютчев)

  1.  Найди  и выпиши ряд, где  во всех словах пропущена безударная гласная, поверяемая ударением?
  1. л..пата,  м...рской,  з..лотой
  2. б..льной,  в..рхушка,  к..рабль
  3. м..нолог,  с..рафан,  в…рота
  4.  тр…вяной, с…рдечный,  скв…рец

__________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.
  1. Утром  выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.
  2. Утром  выпал снег и все деревья  стоят белые и пушистые.
  3. Утром выпал снег  и все деревья стоят белые, и пушистые.
  4. Утром выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые.

______________________________________________________________

  1. Найди и напиши  слово с непроизносимой согласной т.
  1. чудес..ный
  2. опас…ный
  3. грус… ный
  4. ужас..ный

_____________________________________________________

  1. Найди и выпиши строку, в которой во всех словах  нужен мягкий знак.
  1. мелоч…, товарищ…, луч…
  2. леч..,  помогаеш…, сыч..
  3. молодёж..,  бежиш..,  вещ..
  4. слушаеш..,  гараж.., доч…

___________________________________________________________

  1.  Разбери слова по составу, выпиши, где в слове нет приставки?
  1. заря
  2. записал
  3. заезд
  4. зарисовка

________________________________________________________

  1. Найди  строку и выпиши, где  во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная.
  1. к..стрюля, т…релка, г..зета
  2. п..шёл, маш..на, л..сник
  3. л..вить, с..рдито, хв..сты
  4. скаж..т, бук..вка, комн..та

_____________________________________________________________

  1.    Найди и выпиши  слово с непроизносимой согласной т.
  1. радос..ный
  2. вкус..ный
  3. прекрас..ный
  4. воскрес..ный

______________________________________________________________

  1. Найди строку и выпиши, где  все слова имеют окончание  –е?
  1. на площад.., о кон…
  2. по улиц..,  в тетрад..
  3. в рассказ.., к сестр..
  4. о реч.., в тен..

____________________________________________________

  1.  Найди строку и выпиши, где  во всех словах нужен мягкий знак.

1)врач..,  обруч..,  печ..

2) слушаеш..,  малыш..,  грач..

3) лещ..,  рисуеш.., багаж..

4) делаеш.., брош.., мыш…

          __________________________________________________________

  1.  Выдели способ проверки безударных гласных
  1. Изменить слово
  2. Обозначить ударение
  3. Разобрать слово по составу
  4. Подобрать имя существительное

  1.  Укажи  и выпиши слово с буквой Я в корне:
  1. т..жёлый                                 3) ч..рвяк
  2. уч..сток                                   4) тр..щит

____________________________________________________

  1. Укажи  «лишнее» слово:
  1. поласкать                             2) ласковый
  1. полоскать                             4) ласкает

  1.  Найди   и выпиши словосочетание, где   глагол с буквой А в корне:
  1. Расск..зать  сказку
  2. Раст..пить печь
  3. Заст..нать от ужаса
  4. Раст..пырить пальцы

___________________________________________________________

  1.   Найди и выпиши  строку с парами  слов, в которых буква согласного проверена правильно:
  1. Сладкий – сладок, варежки-варежка
  2. Площадка – площадь, косьба – косарь
  3.  Гладкий – гладенький, шубка – шуба
  4. Ходьба – ходит, гриб – грибки

___________________________________________________

  1.  Найди строку и выпиши, где в каждом слове которой  нет непроизносимых согласных:
  1. Громоз…кий,  счас..ливый,  ус..ный
  2. Чу..ство,  окрес..ный,  извес..ный
  3. Грус..ный,  звёз..ный,  чес..ный
  4. Опас..ный, ужас..ный, вкус..ный

_____________________________________________________

  1. Найди и выпиши  строку, в каждом слове которой  пишется разделительный Ъ:
  1. Об..яснили,  об..единить,  об..езд
  2. Сем..я,  руж..ё,  солов..и
  3. Бел..ё,  под...ём,  п..еса
  4. В..ёт,  бул..он,  волч..и

_______________________________________________________

  1. Выдели слово, в котором нужно писать разделительный Ь.
  1. в..езд                                 3) с…ёжился
  2. об..ём                                4) обез..яна        

  1.  Найди и выпиши  предложения  с однородными членами. Составь схемы для предложений
  1. В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки
  2. Закружились  снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
  3. Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
  4. Ветер весело шумит, судно весело бежит.

______________________________________________________________

  1.  Найди, исправь и запиши слова, в которых допущены ошибки.

1)неловкий                                         4)жемчуг

2)грясь                                                5) овцы

3)козьба                                              6) скребка

_______________________________________________________________

  1. Найди и выпиши  слова, где нужно поставить букву Г.
  1. вени..                                               4) хирур..
  2. мя…кий                                           5) бульдо…
  3. вос..                                                  6) кри..

_______________________________________________________________

  1.  Выберите  букву, которую нужно поставить в слова

испорт..л,   обмер..л,  кле..л,  оконч..л

  1. я        2) е          3) и

  1.   Запиши слова, раскрывая скобки
  1. (про) бежка               4) (про)ножку
  2. (за)мной                    5) (за)свистеть
  3. (в)одежде                  6) (в) лить

____________________________________________________________

  1.  Найди, вставь  и выпиши слова, где в окончаниях  пишется  буква И?
  1. тащ…т                             4) улов…шь
  2. ненавид..м                       5) свет…м
  3. смотр.. м                          6) искупа..те

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  Найди, исправь и выпиши слова, в которых допущены ошибки
  1. каштаньчик                    4) мандариньчик
  2. чтец                                 5) сарафаньчик
  3. хищьный                         6) мечтатель

___________________________________________________________

  1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

крас…м,  слуша..м, приглаша…м, пил…м, боле..м, не обид..м, гуля..м, прос..м.

                     Базовый (функциональный) уровень

  1. Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Солить, честный, скворцы, грустный, узкий, солнце,  лёгкий, свистел, гладкий.

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

Бобр вынырнул  из воды начал отряхиваться причёсываться.

Мы очень торопились но так и не успели на поезд.

 Густой туман лежал над чёрными прудами над лугами и озёрами.

Я еду в школу не на автобусе а на метро.

  1. Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Цветы, шапка, сердце, лиса, стружки, местный, вечерний, звёздный, редкий

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

Ветер  набросал   листья  на  стол  на  пол  на  книги.

Кленовый  лист  вздрогнул  на  мгновение  замер  и  медленно закружился в воздухе.

Мальчик кинул  мяч  но  в  сетку  не  попал.

Летела  пташка  высоко  а села недалеко.

  1.  Раздели слова на  три группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши  каждую группу на отдельной строчке.

Лесной,  шубка,  грустный, указка, грибной, пробка, местный, земной, солнце  

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

   _______________________________________________________

  1. Прочитай слова.

Просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце

Заполни  таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

Тренировочные задания по разделу «Морфология»

Базовый (основной) уровень

  1. Запиши в три столбика существительные 1-ого, 2-ого и 3-его склонения.

Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, лагерь, рыба, слон, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь, букварь, сеть.

_____________                      ______________             _______________

_____________                      _______________           _______________

_____________                     _______________            _______________

_____________                     _______________            _______________

_____________                     _______________            _______________

  1. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы.  Над словами укажи склонение и падеж всех имен существительных.

Наступила  з_л_тая  осень. Загл_ни  в  лес. По  _пушкам  р_стут  гр_бы. Среди тр_вы   кр_снеют   под_синовики. Старые  пни  покрыты  _пенками.

  1. Запиши в три столбика существительные 1-ого, 2-ого и 3-его склонения.

Дочь, библиотека, пальто, день, огурец, сирень, картина, дедушка, учитель, щука, волк, победа, богатство, помощь, медаль, береза, речь, календарь, тетрадь.

_____________                     _______________              _______________

_____________                     _______________              _______________

_____________                     _______________              _______________

_____________                     _______________              _______________

_____________                    _______________               _______________  

  1. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы.  Над  словами  укажи склонение и падеж всех имен существительных.

Было  ясное  м_розное  утро. М__роз  запуш_л  д_ерев_я  сн_жком.  Они  ст_ят словно  в  ска_ке.  В  комнату  вн_сли  б_льшую  елку.  От ели п_т_нуло х_л_дком.

  1. Образуй имена прилагательные мужского и среднего рода. Запиши их.

громкая________________________________________________________

ясная___________________________________________________________

синяя__________________________________________________________

  1. Допиши окончания имен прилагательных, укажи падеж.

Подошли к густ_ березов_ роще.

Смотрели на стройн_ , красив_ дерево.

Приятно подышать чист_, свеж_ воздухом.

С утра и до поздн_ вечера подъезжают машины.

  1. От данных имен прилагательных образуй и запиши прилагательные в указанных в скобках падеже и числе.

вкусный (Р.п., мн.ч.)________________________________________________

голубое (Д.п., ед.ч.)_________________________________________________

сухая (Т.п, ед.ч.)____________________________________________________

узкая (В.п., мн.ч.) ___________________________________________________

мелкий (П.п., мн.ч.)_________________________________________________

  1. Найди ошибочное   утверждение.
  1. Имена  существительные  бывают мужского, женского и среднего рода.
  2. Имена существительные  изменяются  по родам.
  3. Имена существительные  изменяются по числам.
  4. Имена существительные  изменяются  по падежам.

  1.  Выпиши группу слов, где приведены  существительные только среднего рода.

  1. край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо
  2. тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь
  3. гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако
  4. конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель

_____________________________________________________________

  1.  Выпиши предложение, где  выделенное существительное употреблено в творительном падеже?
  1. Лесник расчищал в лесу просеку.
  2.  К обеду ребята наловили много рыбы.
  3. Бабушка сварила вкусную уху.
  4. Неожиданно из куста вылетела птичка и закружилась над нашими головами.

_________________________________________________________________

  1.  Сколько  существительных в стихотворении?

                      Белка щёлкает орешки

                      На дубу без всякой спешки.

                      Чистит  десять штук за час,

                      Будет на зиму запас. _______________________

  1.  Выпиши группу слов, где  во все слова не надо вставлять Ь?
  1. ёж..,   карандаш..,  чиж..,  камыш..,  калач..
  2. овощ..,  мяч..,  ёрш...,  дич..,  ноч..,  крепвш..
  3. реч..,  вещ..,  доч..,  помощ..,  мыш..,  тиш..
  4. печ..,  малыш…,  гараж..,  лещ...,  врач…

_________________________________________________________________

  1.  Выпиши из  предложения  все имена существительные в той форме, в которой  они стоят в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза.

Ответ:__________________________________________________________

________________________________________________________________

  1.  Выпиши из  предложения  все имена существительные в той форме, в которой  они стоят в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).

Шум  листопада  наполнял душу Андрея тоской и тревогой.

Ответ:__________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какое  имя существительное употреблено в том же падеже, что и слово друг в сочетании  встретил друга?
  1. спинка  стула                                  3) оказал помощь
  2. распустилась черёмуха                  4) наступила полночь

  1.  В каком предложении подлежащее выражено именем существительным I склонения? Выпиши это предложение.
  1. «Ложился на поля туман,
  2. Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

  1. Приближалась

Довольно скучная пора;

  1. Стоял ноябрь уж у двора.»  (А.С.Пушкин)

________________________________________________________________

  1.  Из  данного  предложения выпиши прилагательное,  укажи род и число

В энциклопедии о животных были представлены интересные сведения об их  жизни.

19. Выпиши группу слов, где глаголы являются  глаголами  II спряжения?

1) стелить, клеить                                3) смотреть, сидеть

2) думать, лепить                                 4) петь, гулять

___________________________

  1. Найди и выпиши  предложение, где сказуемое выражено глаголом I спряжения?
  1. Птица  в  клетке  спала  неспокойно.
  2. Солнечное  пятно еле  наметилось  в  пасмурных  облаках.
  3. Воробей задумчиво  поглядел  в  окно.
  4.  Песня началась тихо, незаметно.

________________________________________________________________

  1. Из предложения выпиши прилагательные и определите род и число.

 На большой площади были разбиты цветники. 

  1. Запиши указанные глаголы в три столбика:

Несли, поблескивает, ловил, споете, работает, замерзнет, сидеть, цвела, светит.

  1. От глаголов в неопределенной форме образуй и запиши глаголы во 2-м лице единственного числа настоящего времени.

беречь__________________________________________________________

ночевать________________________________________________________

чистить_________________________________________________________

  1. Определи время, лицо, число, спряжение глаголов:

увидели___________________________________________________________

везет_____________________________________________________________

лежишь___________________________________________________________

молчишь _________________________________________________________

споют_____________________________________________________________

  1. Выпиши из предложения все формы имён прилагательных с именами  существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм прилагательного ( на выбор)

Казалось,  что от неё, как от сказочного светильника, струился  тихий свет.

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Выпиши из предложения все формы имён прилагательных с именами  существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм прилагательного ( на выбор)

В осеннем  поднебесье , сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем  бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней  взлетали чёрные кудлатые султаны дыма.

Ответ:________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Выпиши  из предложения все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).

Я зацепил брёвнышко и откатил его  на край.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Выпиши  из предложения все глаголы в той форме,  в которой  они стоят в предложении, укажи  морфологические  признаки одной из форм (на выбор).

Теперь  муравьи  многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши из предложения все  глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).

На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат.

Ответ: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Базовый (функциональный) уровень

  1. Составь и запиши предложение, в котором словосочетание маленький брат будет стоять в родительном падеже.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь и запиши предложение, в котором словосочетание высокая сосна будет стоять в дательном падеже.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каком предложении  глагол употреблён в прямом значении?
  1. Время бежит быстро.
  2. Слёзы бежали по её щекам.
  3. Молодой спортсмен первым прибежал к финишу.
  4. Между кустов бежит звонкий ручей.

  1. Найди и выпиши  пару глаголов-антонимов, стоящих в неопределённой форме:
  1. Светлеет- темнеет
  2. Умнеть – глупеть
  3. Добрый – злой
  4. Шептать – нашёптывать

__________________________________________

  1. Прочитай  пословицы.  Впиши подходящие по смыслу глаголы с не.

…… языком, спеши делом.

 Крепкую  дружбу  и топором  ….. .

Шила  в мешке  …..       .

Одна  ласточка весны   ….   .

После  драки  кулаками ….

  1. Заполни таблицу, изменяя глаголы по временам.

Прошедшее время

Настоящее  время

Будущее время

держит

танцевал

прочитал

победит

  1. Прочитай  текст. Выпиши  три  существительных  в форме единственного числа, определи  их склонение и падеж.

Дневная жара сменилась ночной прохладой. В окнах  домов засветились огни. Длинные тени деревьев ложились на пыльную дорогу. Белое причудливое облако  виднелось на горизонте.

____________________________________________________________

  1. Заполни таблицу, изменяя глаголы по временам.

Прошедшее время

Настоящее  время

Будущее время

спит

гулял

нарисовал

побежит

  1. Прочитай  пословицы.  Впиши подходящие по смыслу глаголы с не.

Правда в огне  …….   ,  в воде …… .

Семеро  одного   ………            .

Кто сегодня  обманет,   тому  завтра …….

Под лежачий камень вода ………

   

Тренировочные задания по разделу  «Состав слова и Синтаксис» 

1. Найди и выпиши предложения. Выдели грамматическую основу предложения.

1. Мама пошла в магазин за хлебом.

2. весело шагают пионеры.

3. В глухой лесу росли грибы.

4. Михаил и Степан – друзья.

5. К весна летел гость.

___________________________________________________________________

2. Найди  предложения с ошибками. Исправь и запиши.

1.его не приглашали пройти.

2.Осень стояла тихая и унылая.

3.Развернулись Богатыри русские и поскакали прочь.

4.нелегко пришлось деду на фронте.

5.Приходи сегодня к кинотеатру в шесть.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найди, выпиши  и  расставь знаки препинания в  предложении, в конце которых нужно поставить вопросительный знак.

1. Разнообразных животных можно встретить в тропиках

2. Лесная красавица ель укуталась в снежную шубу

3. Когда же начнётся лето

4. А ты что подаришь мне на день рождения

5. Весело тебе

__________________________________________________________________

4. Найди предложения с неправильным знаком препинания. Исправь и выпиши.

1. Беги быстрее.

2. Вороны и сороки уселись вдоль дороги.

3. Сколько стоит мороженое!

4. Молодец, Андрей, молодец.

5. Подосиновик растёт под осиной!

5. Выдели вопросительные предложения.

Наступила весна Солнышко светить всё ярче и теплее Скоро прилетят грачи А ты видел их Мы с мамой поедем в лес Поедешь с нами Скорее собирайся, а то на поезд опоздаем

6. Отметь  и расставь знаки препинания  в побудительном предложении.

1. Затянуло озеро тонкой коркой льда              

2. Давай, Данил, давай                             

3. Наступила золотая осень                  

4. Внимание                             

5.Корабли в порту стоят   

7. В предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:

͡     ^  □      

Андрей  не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ: ___________________________________________________

8. В предложении найди имя прилагательное, строение которого соответствует схеме:

   ¬ ͡        ^  □    

В прибрежных кустах  найти будущего  артиста легко, весна была ранняя, воронята уже оставили гнёзда и жили на земле.

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ: ___________________________________________________

9.  Разбери слово по составу и нарисуй схему слову предгрозовой

10. Выпиши предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и.

1) Налетел ветер, и упали первые капли дождя.

2) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

3) В кабинете у доктора по-прежнему жили зайцы и белки.

4) Люди  готовят из плодов калины вкусный мармелад и полезный сок.

__________________________________________________________________

11.  Придумай имя существительное множественного числа, которое соответствует схеме   ¬  ͡     ^  □      _______________________

12. Найди и выпиши предложение, где есть второстепенные члены соединённые союзом и.

1) Ветер шумит и свистит в трубе.

2) Синицы и дятлы прячут свои гнёзда в дупле.

3) В большом лесу во время бури  деревья стонут и трещат.

4)  Воздух наполнился ароматом тополя и черёмухи.

13. Подчеркни предложение, построенное по схеме: определение + подлежащее + сказуемое.   

1.Воскресный день закончился.

2.Жёлтые листья опадают.                              

3.Птицы поют в гнезде.

4.Настя знает все правила.                                   

5.В саду осыпались клёны.

14. Прочитай текст. Выпиши из текста однокоренные слова. Выдели корень.

Для птиц наступило печальное время прощания с родиной. Осенний ветер качает ветви пожелтевшей берёзы, старый скворечник. Скворец сел на ветку и затянул грустную песенку. Замолчал певец, и скворчиха вылетела из жилища. Им пора в путь.

__________________________________________________________________

15. Отметь группы предложений, которые  можно назвать текстом?

1. Моя мама работает на заводе лаборантом. У неё в кабинете много всяких пробирок и колбочек. Весело играли с Мишей. Купили вчера санки.

2. На соревнованиях весело. Все кричат, поддерживают свои команды. А сколько сил прибавляется у участников, когда они чувствуют поддержку. Соперникам не выиграть!

3. Наступила долгожданная зима. Барсук залёг в спячку. Мышка тоже поглубже спряталась в свою норку. Белочка уже давно сделала себе запасы на зиму. Даже косолапый крепко заснул.

4. Пилот – очень ответственная работа. Самолёт летит быстро. Облака видно близко – близко. Птицы так высоко не летают. Самолёт делают их прочной стали.

5. Снегопад начался уже утром. Засыпало всё вокруг. Белыми стали деревья, дома, даже скамейку во дворе занесло снегом. Скоро начнётся строительство горки и ледовой площадки. Покатаемся!

16. Найди и выпиши предложения с однородными членами.

1. На уроке ребята вырезали, склеивали, разукрашивали детали самолёта.

2. Весёлый клоун кувыркался на арене.

3. На Новый год к нам придёт Дед Мороз.

4. Мама варила суп, а Вера помогала мыть посуду.

5. На землю тихо падали жёлтые, красные и уже пожухлые листья.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Найди и выпиши предложения с однородными подлежащими.

1. На праздник взрослые надули шары: красные, оранжевые и голубые.

2. К утру мороз разукрасил во дворе все окна.

3. Данил пригласил на день рождения Веру, Сашу и Петра.

4. Воробьи, вороны и сороки устроили птичий пир.

5. Мария, Вероника и Лиза пошли по ягоды.

_____________________________________________________________________

18. Найди и выпиши  предложения с однородными сказуемыми.

1. На спортивных занятиях мы можем прыгать, кувыркаться и играть в мяч.

2. По морю плавают корабли, яхты и грузовые суда.

3. Ёж с ежихой быстро спрятались за куст.

4. Сегодня я с папой пилил, строгал и укладывал доски.

5. Наша собака не лает, не кусается, а только ласкается.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

19. Выпиши предложения, где нужно поставить запятую.

1. Резвый конь скакал по арене а наездник пытался удержаться в седле.

2. Миша выглядел глупо и нелепо.

3. Долго же мы ждали наступления весны!

4. Праздник прошёл весело.

5. На рынке мы купили яблоки бананы сливы и апельсины а про мандарины забыли.

____________________________________________________________________
20.
Составь и напиши словосочетания, изменяя слова  в скобках по смыслу. Выдели окончания.
ценить что? (книга, забота)                     __________________________________
дорожить чем? (коллектив, честь)          __________________________________
радоваться чему? (праздник, подарок)   __________________________________
интересоваться чем? (работа, дело)       __________________________________
удивляться чему? (природа, талант)      __________________________________

21.
Разбери слова по составу.
подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка.


22.
Расположи  последовательность  предложений  так,  чтобы получился относительно законченный текст. Запиши  получившийся текст.

 А. Они смастерили для черепахи домик, в который положили солому.

 Б. Весной около дороги ребята нашли черепаху.

 В. Солнце разбудило её от спячки.

 Г. Черепаха жила в домике до тех пор, пока не наступило лето.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Выполни полный синтаксический разбор предложения

  От куста бежала глухарка и беспомощно размахивала крыльями.

24. Найди и выпиши  побудительное  предложение

  1. Разве я вожу детей хуже взрослых лошадей?
  2. Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!
  3. Я съедаю очень мало, меньше кошек и собак.
  4. Я выносливее многих: и верблюдов, и коня!

___________________________________________________________________

25.  Укажи  правильный порядок разбора предложения

       Из-за тучи выглянуло солнце.

  1. Повествовательное, простое, распространенное, невосклицательное;
  2. Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое;
  3. Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное;
  4. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.

26.  Найди и выпиши слово, где стол является главным в словосочетании:

  1. школьный стол;
  2. вынести стол;
  3. ножка стола;
  4. сидел под столом.

_____________________________________

27. Выпиши  все словосочетания  из  предложения

Стройные косяки журавлей потянулись в далекие страны? 

_____________________________________________________________________

28. Сказуемым в предложении

Пыль  совершенно  запорошила  ему  глаза  и  застряла  в  горле   является

  1. совершенно запорошила
  2. запорошила и застряла
  3. пыль запорошила и застряла
  4. запорошила и застряла в горле

29. Найди и выпиши предложения,  где есть однородные члены.

  1. В весеннем лесу появились первые цветы.
  2. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
  3. Весна спешит, а зима не отступает.
  4. Я помню лес, палатку, песни у костра.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Выпиши предложения с однородными обстоятельствами.

  1. Он неожиданно схватил вёсла и быстро поплыл.
  2. Дети увидели вдалеке маленькое и чёрное облачко пыли.
  3. Скучно сидеть без дела зимним вечером.
  4. Громко и звонко звучали вдалеке детские голоса.

___________________________________________________________________

31. Найди предложения, где  неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах? Устрани ошибки и выпиши  данные предложения.

  1. Солдата славят, смелость, победа, награда.
  2. Мы изучаем окружающий мир, и литературу.
  3. Ребята для гербария собирали цветы и листья, травинки и плоды.
  4. Мы любим стихи и Пушкина, и Лермонтова, и Некрасова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Найди  предложение, в котором нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не поставлены). Выпиши исправленное  предложение .

  1. Он подолгу рассматривал шапки снега на пнях на заборах на еловых ветках.
  2. Осенью листья падали и день и ночь.
  3. Поднялось солнце и залило светом и теплом водную гладь и лес.
  4. Я взял кусочек хлеба и ломтик ветчины.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

33. Найди  предложение, в котором нет запятых. (Знаки препинания не расставлены). Выпиши данное предложение.

  1. И волки сыты и овцы целы.
  2. Зубы есть но нечего есть.
  3. Вьюги да метели под февраль полетели.
  4. Не лает не кусает но в дом не пускает.

34. Выпишите сложные предложения и составьте схему

  1. Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел дальше.
  2. Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
  3. На сковородке жарилась и шипела картошка.
  4. Ярко-белая вспышка молнии прорезала ночное небо и выхватила глинобитное строение у самой реки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

35.  Подбери к данным существительным однокоренные прилагательные и глаголы. Запиши. Выдели корень.

Лень - …, ….                                         Холод - …, …..

 Зима - …, … .                                      Старость - …, ….

36. Выпиши только слова, состоящие из корня.

Листья, холод, остров, берега, сапог, ученик, адрес, повесть, костер, салют.

                           Базовый (функциональный) уровень

1 . Спиши слова в три столбика в таком порядке: 1) слова, состоящие из корня и окончания; 2) слова, состоящие из корня и суффикса; 3) слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

Гнездышко, стебелек, карманчик, белеет, собака, колосок, пылинка, скалистый.

͡      □

͡     ^

͡     ^  □

2. Спиши слова в три столбика в таком порядке: 1) слова, состоящие из корня и окончания; 2) слова, состоящие из приставки и корня; 3) слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

Полоска, сидит, ребятишки, молчат, добрый, пробег, поезд.

͡       □

¬     ͡

͡     ^  □

3. В предложении  найди слово, строение которого соответствует схеме: ¬   ͡      □

Дивизия отступала  глухими просёлками, а то и бездорожьем, по тёмному и болотистому Ржевскому полесью.

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ: _____________________________________________________

4. В предложении  найди слово, строение которого соответствует схеме: ¬   ͡      □

 Андрей  не мог  смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на  голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ: _____________________________________________________

  1.  В предложении  найди имя прилагательное, строение которого соответствует схеме: ¬  ͡     ^  □

В  прибрежных  кустах найти будущего артиста  легко, весна была ранняя, воронята уже оставили  гнёзда  и жили на земле.

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ: _____________________________________________________

  1. Укажи  номера предложений, в которых  употреблены фразеологизмы.

  1. Я хотел  пожаловаться на сестру, но вовремя прикусил язык.
  2.  При появлении кота Мурзика воробьёв как ветром сдуло.
  3. В ноябре листья  с деревьев  ветром сдуло.
  4. Саша упал  и прикусил язык.
  1. 2,4          2) 2,3         3) 1,2       4) 3,4

     Замените фразеологизмы одним словом или словосочетанием и запишите их.

      Ответ: ____________________________________________________________

  1.  Распределите  по  группам  слова  в  соответствии  с их  составом: зимний, ручей, надолго, пришкольный, облака, заснеженный, тигрица, лисий, пригорок, чудеса.

͡      □

¬  ͡     ^  □

͡     ^  □

Какое слово  не вошло ни в одну группу?  Запишите его.

Ответ: _______________________________________________________________

  1. Распределите  по  группам  слова  в  соответствии  с их  составом: приморский,  охотники,  издавна,  лесной,   гриб,  пригородный,  зубы,  берёзка,  окно,  отлёт.

͡      □

¬  ͡     ^  □

͡     ^  □

Какое слово  не вошло ни в одну группу?  Запишите его.

Ответ: _________________________________________________

Тренировочные диктанты

Диктант по теме “Имя прилагательное”

                                                           Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

 

Грамматическое задание:

1) Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) Выполнить морфологический разбор имени прилагательного  из восьмого предложения.

 

                                                     Зимние краски.

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы. 

 

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Выполнить синтаксический  разбор последнего предложения.

 

                                               

                                                    Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

 

                                                         Зима

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

(102 слова)

 

                                         Диктант  по теме “Местоимение»

                                                         Лесной голосок.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

                            Контрольный диктант по теме “Глагол”

                                                  Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

 

Диктанты по теме «Предложение» и “Однородные члены предложения”

                                                                 Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

                                                      В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

 

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

 

                                          Чудесная пора осени.

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв.  В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

 

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

                                      Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

                                                             Прогулка                                   

Ранним  утром  я  иду  в  соседнюю  рощу.  Хорошо  и  радостно  в  эту  весеннюю  пору  на  душе!  Передо  мной  ряды  белых  берёз.  Сквозь  листочки  на траве  играют  золотые  лучики  солнца.  В  чаще  кустов  и  деревьев  звонко  распевают  птицы.  Звуки  их  песен  разливаются  по  всей  окрестности.  В  полном  разгаре  настоящая  весна. 

В  глубоком  овраге  у  берёзовой  рощи  журчит  холодный  ключ.  Сяду  я  на  пенёк  у  ключа,  достану  кружку  и  кусок  хлеба.  Приятно  выпить  студёной  ключевой  водицы  и  вдохнуть  полной  грудью наполненный  радостью  жизни  воздух!   

 

Грамматическое задание:

1.  Выполни  синтаксический  разбор  предложения:

     I в.  Лёгкий  ветерок  играет  в  зелени  деревьев.

    II в.  Солнце  льёт  на  землю  жаркие  лучи.

2.  Укажи  падежи  существительных  и  прилагательных  в  предложении:

     В  ночном  небе  вспыхнули  огни  праздничного  салюта.

                                                              Могучий дуб

         Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
         Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

 

                                                     Летняя  гроза

Потемнело,  нахмурилось  небо.  Побежали  мрачные  грозовые  тучи.  Затих  старый  бор,  приготовился  к  бою.  Сильный  порыв  ветра  вырвался  из-за  вершин  деревьев.  Закружилась  пыль  по  дороге  и  умчалась.

Засверкали  молнии,  прокатился  по  небу  гром.  Ударили  по  листьям  первые  тяжёлые  капли  дождя.  Вдруг  на  землю  обрушилась  сплошная  стена  воды.

Быстро  проходит  летняя  гроза.  Светлеет,  проясняется  туманная  даль.  Небо  начинает  голубеть.  Над  полем  и  лесом,  над  водной  гладью  плывёт  лёгкий  пар.  Уже  выглянуло  горячее  солнце,  но  дождь  ещё  не  прошёл. Это   падают  дождинки  с  деревьев  и  блестят  на  солнце.

 

                                             Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

(По А. Трофимову)

                                      Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни  радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу.   (82 слова)

                                                        Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

(88 слов)

Удача.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
          Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
         Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
         Зверькам пр
игодится!

(По В. Коржикову)

Встреча.

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому)

Рыбалка.

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
           Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

Ёлка.

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

На поляне

Долго ждёшь прихода весны. И вот она на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи. Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат дальше. У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна!

Слова для справок: пригревает, наполнена.

Цветы

Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес. Тёплые лучи растопили снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб. Появились первые проталины. Из-под снега стали показываться зелёные стрелки. А вот и первые подснежники! Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На лесных полянках появилась молодая травка.
          Наступает поздняя весна. Запели над ручьями голосистые соловьи. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их!

Аист

Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к дереву. На вершине чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.
           Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Последняя льдина

 Лёд на реке лопнул. Большая грязная льдина поплыла вниз по течению.
            Речка вышла из берегов, и льдину понесло в луга.
            Раз около льдины вынырнул чёрный зверёк и залез на неё. Это был крот. Льдина задела одним своим краем сухой холмик. Крот соскочил на него и живо зарылся в землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застряла. Тут на ней, как на островке, собрались зверьки. Это были лесные мыши, маленький зайчишка. Зверьки дрожали от страха и холода. Они жались друг к другу. Беда у них была общая.
          Но вот вода стала быстро спадать. Солнце сожгло льдину. Зверюшки попрыгали на землю и разбежались в разные стороны.

(По В. Бианки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс

Контрольный диктант Весна       На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серё...

СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для промежуточной аттестации по русскому языку, 4 класс (для обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования)

Проверочная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования или самообразования, по учебному пр...

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 2 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфолгия . А также даны тексты диктантов....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 3 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 2 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфолгия . А также даны тексты диктантов....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 3 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и синтаксис и Тренировочные диктанты....