Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 3 класс
картотека по русскому языку (3 класс)

Вараксина Татьяна Владимировна

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и Тренировочные диктанты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к промежуточной аттестации  по русскому языку за 3 класс

Тренировочные задания по разделу «Фонетика».

Задание № 1. 

Фонетика – это …

а) наука о языке; б) наука о словарном составе языка; в) наука звуках речи.

Задание № 2.  

Найди вариант ответа, где все слова поделены на слоги без ошибок.

1) Ка – сса, ма – лень – кий                             2) май – ка, ран - ний                

3) го – во – ри – ть, Дюй – мо – воч – ка       4) я – бло – ня, аэ – ро – порт.

Задание № 3

Найди слова, в котором  четвертый звук – мягкий согласный

Кувшин, перчатки, правило, жильцы, письмо.

Задание № 4

Обведи номера слов, в которых все согласные звуки твердые

  1. Мыши
  2. Малина
  3. Конь
  4. Корова
  5. Трамвай

Задание № 5 

В каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука? Обведи номер ответа

1. широкий, пятница, чуткий, тетрадь.

2. щупальцы, чувство, йогурт, филин.

3. животное, циркуль, шарик, жир.

Задание № 6. 

Найди слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Обведи номер ответа:

1) уши       2) слива        3) деньги               4) сцена                  5) все ответы верные

Задание № 7. 

Подчеркни правильную характеристику звука

[ б ] – согласный, звонкий, мягкий;

[ б ] – согласный, глухой, твёрдый;

[ б ] – согласный, звонкий, твёрдый;

[ б ] – согласный, глухой, мягкий.

Задание № 8.

 Запиши с помощью транскрипции:

1-й звук в слове мяч [    ]

2-й звук в слове лето [    ]

3-й звук в слове ряд [    ]

Задание № 9.

Перечислите буквы:

не обозначающие звуков _______________________________

Задание № 10.

 Укажите верное утверждение о слове ЛОШАДЬ. В этом слове:

1) все согласные мягкие

2) букв больше, чем звуков

3) нет глухих согласных

Задание № 11.

Перечислите буквы:

которые могут обозначать два звука _______________________________

Задание № 12.

Перечислите звуки:

непарные глухие _____________________________

Задание № 13.

Перечислите звуки:

непарные твердые ________________________________

Задание № 14.

Перечислите звуки:

непарные мягкие __________________________

Задание № 15.

Прочитай слова: ягода, иней, жильё, подъезд, каюта, зайчик.

Во всех этих словах есть один и тот же звук. Запиши какой:  _______

Задание № 16.

    Выпиши из текста все слова, начинающиеся с  гласного звука.

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Мальчик напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 17.

В каком слове произносится согласный звук  [г]:
1) снег
2) синего
3) мягко
4)  герб

Задание № 18.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свёкла. Запишите получившееся слово.

_______________________________________________________________

Задание № 19.

Запиши слова и расставь в них ударение: свёкла, договор, каталог, щавель, квартал, банты, звонит, банты, крапива, туфля.

____________________________________________________________________________

Задание № 20.

В каком слове на месте  буквы ч произносится звук [ш]? Обведи правильный ответ.

а) чтобы, б) почему, в) четко

Задание № 21.

Прочитай слова: моряк, море, морской, морячка

Запиши сколько во всех трех словах

а) букв «о»

б) звуков [о]

Задание № 22.

Укажите слова, которые пишутся без ь:

  1) луч_ше,
 2) воз_ми,
 3) ран_ше,
 4) ноч_ной,
5) грус..ть

Задание № 23.

 Буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук:

А) после мягких согласных

Б) в абсолютном конце слова

В) в начале слова, после гласных, после ъ и ь

Задание № 24.

Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

  1) браться,
 2) южный,
 3) льют,
 4) пестрый,
 5) стаи.

Задание № 25.

Расположите слова в порядке уменьшения в них

количества звуков: соль, каша, вечер, соболя.

_____________________________________________________________________________

Задание № 26.

По какому принципу объединены слова:

краб, пирог, сапог ________________________________________________________________

Задание № 27.

По какому принципу объединены слова:

вьюн, соловьи, съезд _______________________________________________________________

Задание № 28.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

             1) кухОнный          2) алфавит        3) воссоздала            4) бОроду

Задание № 29.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

             1) тумбочка          2) алфавит        3) постирать            4) бородой

Задание № 30.

Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова.

Слова: грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [зʼ]

 Задание № 31.

Посчитай количество букв и звуков в слове съезд. Укажи правильный ответ.

  1. 4 б., 4 зв.     2) 5 б., 4 зв.              3)  5 б., 5 зв.

Задание № 32.

Найди и подчеркни слова, в которых нет звонких согласных звуков.

Яша, земля, птица, папа, Юра, роща, берлога.

Задание № 33.

Обведи номер правильного ответа

Какие буквы пропущены?

Целый день сегодня ш.ю. Я одела всю сем.ю

Львов не следует трогать руками. Об.ясни это папе и маме.

1) ь, ъ, ъ                       2) ъ, ь, ь          3) ь, ь, ъ                       4) ь, ъ, ь

Задание № 34.

Запиши данные ниже звуки на нужной строчке.

[о],  [кʼ],  [э],  [с],  [б],  [л],  [йʼ],  [а],  [щʼ].

1) гласные звуки: __________________________________________

2) звонкие согласные звуки: _________________________________

3) глухие согласные звуки: __________________________________

Задание № 35.

Даны звуки: [у] [сʼ] [ы] [п] [д] [р] [йʼ] [а] [чʼ]

Объедини эти звуки в группы. Укажи признак, по которому группировал звуки.

1 группа ______________________________________________________________________

2 группа ______________________________________________________________________

Задание № 36.

Запиши 5 букв русского алфавита, следующих за буквой «с».

____________________________________________________________________________

Задание № 37.

В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Покажи этот порядок цифрами от 2 до 5. Цифра 1 уже поставлена.

… зяблик;

… танец;

… идея;

.1. ворона;

… победа.

Задание № 38.

Обведи номер правильного ответа.

Мягкость согласных обозначается на письме с помощью:

1) ь и букв е, и, ю, я;

2) твердого знака;

3) букв о, а, у, ы;

4) букв а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я.

Задание № 39.

Сравни слова лес и лез. Чем слова различаются? Обведи правильный ответ.

  1. звуками                              2) буквами

Задание № 40.

Соедини слово «ЗВУКИ» с подходящими словами из столбика.

                                                         

видим

слышим

ЗВУКИ

пишем

 произносим

Задание № 41.

Подчеркни слова, в которых произносится два звука [а]

Радость, папа, вода, столы, малина, река, ворона, поляна.

Задание № 42.

Соедини слово «БУКВЫ» с подходящими словами из столбика.

                                                         

видим

слышим

БУКВЫ

пишем

 произносим

Задание № 43.

Выпиши из предложения слова, в которых есть звук [й’]. Подчеркни, какой буквой он обозначен.

У девочки грязная майка. Она упала в лужу.

_____________________________________________________________________________

Задание № 44.

Подчеркни слова, которые начинаются с согласного звука.

Ворона, аптека, юбка, метель, ель, зима, арбуз, река, сосна, молоко.

Задание № 45.

Подчеркни слово, в котором буква «Я» обозначает два звука.

  1. земля                             2) ребята                  3) наряд                      4) маяк

Задание № 46.

Подчеркни букву, которая обозначает глухой непарный согласный звук.

в               т                          ц                      п

Задание № 47.

Запиши буквы, которые стоят в алфавите перед и после этих букв:

____ м ___,  ____ и _____, _____ т _____, ____ б _____

Задание № 48.

Сколько в русском языке гласных звуков?  Ответ запиши цифрами. _______________

Задание № 49.

Укажи строчку, в которой слова расположены в алфавитном порядке:

1) баранки, барабан, горизонт, горностай, улица

2) барабан, баранки, горностай, горизонт, улица

3) барабан, баранки, горизонт, горностай, улица

4) баранки, горизонт, горностай, барабан, улица

Задание № 50.

В каком слове количество гласных и согласных звуков одинаково?

1) уют                       2) ручей                      3) умный                                4) моют

Тренировочные задания по разделу «Орфография и пунктуация»

  1. Реши орфографические задачи.

Для сбора килограм?а  меда  пч.ла- труженица делает до ста  п.тидесяти выл.тов. за .дин  медосбор пч.линый рой прол.тает рас?тояние, равное рас?тоянию от (з,З)емли до (л,Л)уны.

Какой части речи нет в тексте?запиши ______________________________

  1. Раскройте скобки.

(От)меня, (с)каждым, (по)визжать,  (о)других, (от)пить, (на)меня, (за)тебя,  (про)дырявить, (от)гадаем, (под)какими, (на)крахмалить, (без)нее, (о)проблеме, (на)слово, (по)маслить.

  1. Выберите разделительные Ъ и Ь.

Об(ъ,ь)явление, под(ъ,ь)ем, бел(ъ,ь)е, половод(ъ,ь)е, под(ъ,ь)езд, с(ъ,ь)ехали, в(ъ,ь)юга, хлоп(ъ,ь)я, обез(ъ,ь)яна, об(ъ,ь)ект, об(ъ,ь)яснение, с(ъ,ь)езд, крыл(ъ,ь)я, осен(ъ,ь)ю,с(ъ,ь)емка.

4. Раскрой скобки.  Вспомни, где нужно  писать  заглавную букву.

(М,м)осква, (Р,р)ека, (Р,р)оссия, (А,а)мерика, (Г,г) ора, (М.,м)есто, (Е,е)гипет, (Л,л)атвия, (Х,х)олм, (О,о)зеро,  (Г,г)рузия, (Б,б)ерег, (А,а)фрика, (П,п)ролив, (В,в)озвышенность, (П,п)рибалтика, (З,з)астава.

5Вставьте безударные гласные, выделите орфограммы.

Проб…р…здить, пл…дородный, хв…стишко, д…бро, выд…ржать, кост…рок, т…пловатый, р…фмовать, см…яться, отпл…сать, с…рдечко, нас…ление, св…тлица, м…сяцами, поб…жать.

6. Вставьте парные согласные, выделите орфограмму.

Шуру…чик, баоба…, хру…кий, поку…ка, шу…ка , выши…ка , духо..ка  тыко…ка, луко…ка, киос.., испу…, мая…, ледо…, боро…ка, ду…ка.

7.Вставьте, где надо, непроизносимые согласные.

Капус…ница,  праз..ничная,  вкус…но,  неяс…ный,   звез…ные,   ужас…ный,  доблес…ный, вес…ник, окрес…ность, серьез…ный, влас…но, опас…ности, счас…ливые, крепос…ной, мес…ный.

8. Вставь, где надо,  Ь.

Печ…, глуш…, вещ…, марш…, кирпич…, колледж…, платеж…, дрож…, скрипач…, ландыш…, тиш…, гореч…, королевич…, фарш…,гореч….

9. Раскройте скобки.

Ч(а,и,е)совщик, сне(ж,ш)ки, выгл(е, и,я)деть, горс(т)ка, безобраз(д)ник, соглас(т)ный, невкус(т)ный, грус(т)новато, неизвес(т)но, исче(с,з), тр(а,о)с(т)ник, лес(т)ничная, безвкус(т)ный.

10.  Раскройте скобки. 

То(н,нн)а, пе(рр,р)о, у(жж,ж)и,  а(лл,л)маз, пе(рр,р)он, гра(мм,м), а(лл,л)о, а(лл,л)енький, а(лл,л)фавит, А(лл,л)ина, ми(лл,л)ионный, во(жж,ж)и, Э(лл,л)я, мА(сс,с)вый.

11. Выполните фонетический разбор слов.

 Ельник,  колья, гриб, сказка, подъем.

12. Спиши, вставив буквы (устно подбери проверочное слово).

               Зам…рзает з…мля. Но з…ма еще не настала. К вечеру стало  т…плее. Сн…жинки пол…тели по воздуху, а потом пов…лили хлопьями. Кругом ст…яла т…шина.

13. .  Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, запиши проверочное слово.

б…нкир (                                                        )

б…ец (                                                         )

изб…жать (                                                )

перех…дить (                                                )

х…лодильник (                                                )

14.  Выпиши слово, в котором нет непроизносимого согласного звука:

            Чес…ный,  воскрес…ный, праз…ничный, чу…ствовать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Запишите в первый столбик проверочные слова и вставьте пропущенные буквы:

____________________-поворо…

____________________- перево…

____________________- вере…ка

____________________-про…ьба

16. Распределите слова в два столбика:

с разделительным Ъ знаком                                        с разделительным Ь знаком

___________________________                                   _____________________________

___________________________                                   _____________________________

___________________________                                   _____________________________

Варен…е, под…ем, обез…яна, мурав…и, с…емка, кол…цо, в…езд.

17. Выпишите слова с безударными гласными в корне и пишите к ним проверочные слова

                            Желтеет за окном осенняя листва.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

18. . Запишите в первый столбик проверочные слова и вставьте пропущенные буквы:

____________________- блю…це

____________________-  творо…

____________________-  рука…

____________________- руба…ка

19. выпиши вариант, где знак препинания в конце указан верно:

    1) Как чудесно в зимнем лесу?

    2) Как я рад снова увидеть своих друзей?

    3) Где находится городская больница!

    4) Стойте, там опасная зона!

20. Выпиши вариант, где знак препинания в конце указан, верно:

    1) Где находится детская библиотека!

    2) Стойте, там опасная зона!

    3) Как чудесно опадают листья?

    4) Как я рад снова приехать в деревню к бабушке?

21. . Выпишите  предложение, в котором  на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?

А. К под...езду под...ехал автобус;

Б. Ил...я и Петя – друз...я;

В. Обез...яна с...ела кусок торта.

Г. В воскресен...е к школе под...ехал автобус.

22. выпишите слово, в котором  нельзя проверить безударный гласный?

а) сапог

б) глазной

в) ковер

г) грачи

23.   Данное  предложение является    "Сажайте деревья и кусты"     вопросительным                            3) повествовательным

       2) восклицательным                            4) побудительным  

24. Выпишите слово, которое всегда  всегда пишется  с  большой  буквы:

1) деревня                   2) река                        3) псков                    4)  великая

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Продолжи ответ.                                                                                                                                                                                                        Приставка оканчивается на  з , если _____________________________                                                                _____________________________________________________________                             Приставка оканчивается на  с ,если______________________________                _____________________________________________________________

26.Вставь з или с.  запиши.

1.Ра . таять, , ра . бить, ра .чётливый, ра . свет,

1.Бе . вкусный, ,бе . головый , бе . брежный. бе . шумный,

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Спиши вставляя  подходящие по смыслу приставки на –з,-с. Обозначь условия выбора орфограммы.

а) без-, бес-: … брежный ,… дарный… .цветный. ….предельный

б )раз-, рас-: … сказать,… писание,… жимать,… будить

в) вз-, вс-: … плеск,… дыхать,… крикнуть,… дох

г) из-, ис-: … бежать,… править,  … дать.… портить

28.Замените словосочетания прилагательными с приставками на –з, -с.    

  • Ночь без звезд - ___________________________________
  • Зима без снега-  __________________________________
  • Ночь без сна-    ___________________________________
  • Человек без жалости-_____________________________
  • Рыцарь без страха-  _______________________________
  • Малыш без защиты-_______________________________

29. В каком случае следует писать З:

а) во..хождение

б)во..соединение

в)и..бранник

г)и..следование

30. . Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..

32выпиши сложные слова.

  1. Рассмешить
  2. Хлебороб
  3. Перелесок
  4. Водолаз
  5. Чернощекий
  6. Подберезовик

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тренировочные задания по разделу «Морфология»

1.Определите падеж имен существительных. Выделите окончания.

Зеркал(а,о), перышк(а,о), горл(а,о), калитк(а,о), кормушк(о.а), носишк(а,о), одеял(а,о), полотенц(а,е,о), домищ(е,и,а), бегств(а,о), лакомств(а,о), дождищ(е,и,а), донышк(а,о), копытц(а, и,е), детств(а,о)

2.Определите род имен существительных

При школе, о студенте, на рояле, в ведре, по вагону, по классу, в страну,   без марки, до столицы, до звонка, из кабинета, перед домом,  по совести, из села, про город.

3.Определите число и род имен существительных и прилагательных.

На дальнем озере, за железной дорогой, о любимом коне, для огромного кита, без белой вороны, для громкого смеха, у осеннего леса, по сосновому  лесу, из интересной повести, с настоящим золотом,  под вечерней газетой, про бурное море, теплое молоко, про дикого зверя.

4. Определите число и род имен прилагательных, выделите окончания.

Яблонев… дерево,  тончайш… ткань, тетн… поле, вечерн… смена, трескуч…. морозы,  горьк…. смех, весел… представление, последн… дни, превосходнейш… яхта.

5. Определите время и число глаголов.

Пожарили, ценит, гребут, ворчала, кидаю, плачу, светило, лаяли, зажмешь, купишь, роете, молчал, воет, дрожишь, сею.

6. Раскройте скобки.

(не)навидела,  (не)мог, (не)починишь, (не)смеешь, (не)рвничать, (не)хотим, (не)остановят, (не)найду, (не)взлябят, (не)подошло, (не)сберечь, (не)накажет, (не)кричим, (не)дошли, (не)вижу.

7.Вставьте окончания глаголов. Определите род и число глаголов.

Соль закончил…сь, тень метнул…сь, вода закапал…, они показал…сь, собака укусил…, колесо застучал…, стекло запотел…, девочка покраснел…, крольчата спрятал…сь, зайчиха испугал…сь, пехота побежал…, солнце опустил…сь, сова прокричал…, мальчик увидал…

8.Спиши, заменяя подчёркнутые имена существительные местоимениями.

Ёлка.

     Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждый сук ёлки стал расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

Слова для справок: она, её, у неё, под ней.

9.Спиши, вставляя противоположные по значению (антонимы) глаголы.

           Когда пушки говорят, соловьи _______ . Умей не только брать, но и_______.

Человек от лени болеет, а от труда_______ .

10.Выпиши глаголы в неопределённой форме и запиши их во всех возможных формах времени.

Запиши каждый глагол во всех возможных формах времени.

        

                                   н.ф                        пр.в.                         н.в.                                                    б.в.                                                                      

Образец: сверкать – сверкал, сверкает, будет сверкать; .

                     

Блестеть, заблестеть; мести, подмести

11.От данных имён существительных и прилагательных образуй глаголы и напиши их в неопределённой форме.

    Коса – …, пила– …, труба– …, победа– …, завтрак – … .

    Тёмный– …,  чёрный– …, светлый– …,  худой– …, мрачный– …

12.Запиши текст, употребляя глаголы в прошедшем времени.

     Чистый снег сверкает под лучами низкого солнца3. Вдали чернеет лес. Над ним синеет холодное небо.

13.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания прилагательных, определи и запиши  падеж.

     По г..р..дскому  т..л..фону, у сев..рного оленя, из утренней г..зеты, знакомая ф..милия, об инт..ресном пут..шествии, до позднего веч..ра, за ближним м..г..зином.

14.Образуй и запиши  прилагательные мужского и среднего рода от существительных:     сахар,  колючка.

15. Запиши пары слов, употреби одно и то же прилагательное с разными существительными. Выдели окончания прилагательных.

    м.р. (какой?)                      ср.р. (какое?)                                  ж.р.(какая?)

 зелёный  шарф        …  платье        … лента

осенний ветер                        … утро                                        … погода

горячий чай                        … молоко                … вода

16 Имена прилагательные замени близкими по значению (синонимами). Напиши  словосочетания.

   Тихая езда – …, свежий ветер – …, верный друг – …, мягкая зима – …, ясное небо – …, худое ведро – … .

17.Напиши существительные в два столбика – по родам.

   Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь,  молодёжь, чертёж, тушь, ландыш.  

18.Запиши словосочетания в единственном числе. Обозначь род имён существительных.

    Школьные врачи –…, тёмные ночи –…, цветные карандаши –…, полевые мыши –…, верные товарищи –…, приятные мелочи –…, осенние пейзажи –…  русские печи –… .

19.Запиши существительные во множественном числе.

    Парус– … , хозяин – … , гнездо – … , простыня – … , село– … , путь – … , стая1 – … , здание – … , директор – … ,  стадо – … ,  земля – … ,  копьё – … .

20.От данных существительных с помощью суффиксов -ниц-, -к-, -их- образуй и напиши однокоренные существительные женского рода.

  Писатель – …, повар – …, скрипач – …, учитель – …, сторож– …,  журналист–

21.Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением (антонимы). Запиши эти пары.  Обозначь род имён существительных.

  Ложь, мякиш, правда, бедность, корка, слабость, тишь, роскошь,  мощь, шум.

Базовый (функциональный) уровень.

  1. Отметь V существительные, которые не  имеют формы  множественного числа

  1. горе
  1. день
  1. мальчик
  1. терпение
  1. минута
  1. книга
  1. молоко
  1. торт
  1. чай
  1. сено

  1. Отметь V существительные, которые не  имеют формы  единственного  числа

  1. песни
  1. ножницы
  1. плоскогубцы
  1. проделки
  1. санки
  1. именины
  1. комнаты
  1. щипцы
  1. уроки
  1. дворы

  1. Отметь V предложение с именами существительными среднего рода в именительном падеже:
  1. Солнышко светит ясное.
  1. Вскоре мы увидели небольшое озеро.
  1. Я люблю чтение.
  1. Повторение – мать учения.
  1. Мой брат пишет сочинение о лете.

  1. Отметь V предложение с именами существительными среднего рода в именительном падеже:
  1. Мне нравятся стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.
  1. Было прекрасное летнее утро.
  1. Зеркало никогда не обманет.
  1. Дмитрий оправляется в путешествие.
  1. Моя сестра любит вышивание.

  1. Отметь V предложение с именами существительными мужского  рода в винительном падеже:

  1. Миша прочитал рассказ.
  1. Солнце село за горизонт.
  1. В доме царил уют.
  1. Не откладывай дел на вечер.
  1. На опушке леса рос дуб.

  1. Отметь V предложение с именами существительными мужского  рода в винительном падеже:

  1. Труд – всему основа.
  1. Разноцветные шары взлетели под потолок.
  1. Друг в беде не бросит.
  1. Мы пришли на весёлый праздник.
  1. Цветок тянется к солнцу.

  1. Отметь V предложение, в которых существительные первого склонения употребляются в винительном падеже:

  1. Мы увидели в небе радугу.
  1. Земля радовалась солнцу.
  1. Любое дело надо делать с любовью.
  1. Берёза – символ России.
  1. Ты знаешь краски осени?

  1. Отметь V предложение, в которых существительные первого склонения употребляются в винительном падеже:

  1. Красота спасёт мир.
  1. Дорога вела к озеру.
  1. Я жду весну.
  1. Положи журнал на стол.
  1. Зима выдалась снежная.

  1. Отметь V существительные мужского рода в родительном падеже:
  1. искать брата
  1. холить коня
  1. подарок от друга
  1. прочитать рассказ
  1. ложка сиропа
  1. ходить около дома
  1. думать о книге
  1. отойти от дороги
  1. пиджак отца
  1. увидеть фильм

  1. Отметь V существительные женского рода в дательном  падеже:
  1. приехать к бабушке
  1. помочь маме
  1. стихи о весне
  1. книга о природе
  1. идти по улице
  1. подарок ко дню рождения
  1. рассказать папе
  1. играть во дворе
  1. подойти к сестре
  1. мечтать о прогулке

  1. Отметь V существительные среднего рода в винительном падеже:
  1. озеро в лесу
  1. умывать лицо
  1. иметь желание
  1. поднять настроение
  1. выглянуть в окно
  1. повесить зеркало
  1. расположение города
  1. течение реки
  1. отношение к людям
  1. движение вперёд

  1. Отметь V одушевлённые существительные мужского  рода в творительном  падеже:
  1. мечтать о лете
  1. искать под столом
  1. стоять перед отцом
  1. путешествовать с другом
  1. отдыхать под деревом
  1. сидеть на берегу
  1. спрятаться за дубом
  1. рисовать карандашами
  1. наблюдать за малышом
  1. гордиться товарищем

  1. Отметь V неодушевлённые существительные женского   рода в предложном  падеже:
  1. читать о Родине
  1. сидеть на скамейке
  1. обрадоваться Ане
  1. посвятить маме
  1. завтрак на траве
  1. заботиться о берёзе
  1. думать о дочке
  1. прочитать Оле
  1. увидеть на парте
  1. плыть в лодке

  1. Отметь V существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
  1. чулки
  1. сапоги
  1. помидоры
  1. места
  1. яблоки
  1. груши
  1. носки
  1. рельсы
  1. граммы
  1. машины

  1. Отметьте V лишнее слово

маленький

грамотей

могучий

лисий

  1. Укажи V существительное 3-го склонения.

с картофелем

без вермишели

с товарищем

ходьба

  1. Отгадай загадку. Укажи род имени существительного (отгадки). Отметь V

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (______________)

  1. женский
  1. мужской
  1. средний

  1. Отгадай загадку. Укажи род имени существительного (отгадки). Отметь V

Гость гостил, золотой мост мостил

Без ножа, без топора, без железного молотка (_______________)

  1. женский
  1. мужской
  1. средний

  1. Отгадай загадку. Укажи число имени существительного (отгадки). Отметь V

Он и пляшет,  и поёт, и гудит, как самолёт,

Он бежит бегом, он жужжит жуком. (____________________)

  1. единственное
  1. множественное

  1.  Отметь V качественные имена прилагательные

Большой

Лисий

Бумажный узкий

Апельсиновый

Острый

папин

Тренировочные задания по разделу «Состав слова»

Задание 1 
Напиши по образцу. 
Сделать замену – заменить, 
сделать подарок – ... , одержать победу – ... , 
быть гостем – ... , сделать запись – ... , 
найти решение – ... , покрыть краской – ... , 
положить соль – ... , оказать помощь – ... . 

Задание 2 
Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках. Выпиши подчеркнутые слова, разделяя их для переноса. 

Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка). 
Задание 3 
К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку. 
развязать – связать 
раздвинуть – ... 
разложить – ... 
развернуть – ... 
разлепить – ... 
вбежать – ... 
внести – ... 
въехать – ... 
ввести – ... 
вползти – ... 
Задание 4 

Образуй и запиши слова с суффиксами: 
-к- 
строить 
чистить 
стирать 
переписать 
погрузить 
примерить 
побелить 
-б- 
служить 
косить 
палить 
дружить 
ходить 
стрелять 
бороться 

Задание  5
Выпиши однокоренные слова. Выдели корень. 
борьба, борец, бороться, воевать 
весельчак, веселый, радостный, веселье 
вражда, враг, противник, вражеский 
дорога, путь, подорожник, дорожный 

Задание 6
Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания. 

ценить что? (книга, забота) 
дорожить чем? (коллектив, честь) 
радоваться чему? (праздник, подарок) 
интересоваться чем? (работа, дело) 
удивляться чему? (природа, талант) 
Задание 7 

Спиши однокоренные слова. Выдели приставку и корень. 

море, моряк, морской, приморский, заморский, приморье 

Задание 8 
Спиши. Выдели суффикс. 
подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка, подстилка 
  Задание 9 
Спиши родственные слова. Выдели корень. 

гостиница, гость, гостевой, гостить 
черника, черный, чернеть, чернота 
попутчик, путь, попутный 
Задание 10
Напиши по образцу. Выдели окончания. 

новая улица – новые улицы, чудесная встреча – ... , частая ошибка – ... , чайная чашка – ... , живая рыбка – ... , широкое море – ... , жилая комната – ... 
Задание 11 
Образуй слова с помощью данных приставок: 

под- от- при- у- 
ползти бежать тащить гнать 
нести плыть водить лететь 
Задание 12
Образуй слова с помощью суффикса -к-. 

печь – ... ночь – ... дача – ... дочь – ... река – ... рука – ... 

 Задание 13. Спиши и разбери слова по составу:

Подосиновик, проход, весёленький, столик, подбежали

Задание № 14 Спиши и разбери слова по составу:

Покрышка, проезд, дружная, подберёзовик, досточка

Задание № 15 Разберите по составу: зазвенели ,листочками,  голубыми.

Задание № 16. . Разберите по составу: прилетает ,ветерок, весенние.

Задание №17  из группы слов выписать однокоренные слова: жалость, жалоба, жалкий, ужалить, жалеет, жало, пожалеть, жалко, жалостливый.

Задание № 18

Найти и выписать  в данной группе слов слова с приставками. Приставки выделить: принести, катать, рассмеяться, научить, печь, спрятать, смех, воробей, снежок, вырастить, заснеженный.

Задание № 19

В данной группе слов найти слова с приставкой  выделить ее: сломать, спрыгнуть, слово, слепить, смех, сделать, снежок, сбегать, спелый.

Задание № 20

 В данной группе слов найти слова с суффиксом  выделить его: чайка, прогулка, свечка, чашка, записка, дочка, риск, песок, дорожка.

Задание № 21.

 Суффикс – это часть слова, которая стоит ______________ и служит для _____________________.

 В данной группе слов найти слова с суффиксом  выделить его: листок, молоко, дружок, бережок, урок, петушок, крокодил, сынок, пушок, сок.

Задание № 22

Найти слова с суффиксом  выделить его: замочек, щека, кусочек, аптека, смекалка, уголочек, молоточек, горошек.

Задание № 23

Данные слова распределить в 2 столбика по схемам:

выход, посадка, рассада, проход, вылет, примерка, записка, заплыв, присыпка.

Задание № 24. К данным словам подобрать проверочные, выделить корни: см..шной, т..хонько, покр..снел, ч..стота, н..чевал, п..стреют, в..ренье, взгл..нул, прив..зил, м..сной.

Задание № 25

. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Выполнить разбор слов по составу.

На крутом б..регу р..ки начинается с..сновый2 бор. К..чается под ветром высокая2 тр..ва. Г..няются над лугом в..сёлые стрекозы. Порхают кр..сивые бабочки. Между тр..винками2 по сухим кочкам сп..шат2 хл..потливые муравьи.

Задание № 28

 Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.

Конфе..ка, кру..ка, маршру..ка, ло..кий, опт..ка, пило..ка, мину..ка, доро..ка, девя..ка, ни..кий, кре..кий, крова..ка,запи..ка.

В проверяемых словах выделить суффиксы.

Задание № 29

Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, отмеченные слова разобрать по составу, подчеркнуть двойные согласные.

Килограмм яблок, сонный2 лес, классный2 журнал, кре..кие вожжи, коллекция лист..ев, длинная2 лес..ница, субботний2 вечер, интерес..ный рассказ2, б..рёзовая2 аллея, школьный2 утренник, скорос..ное2 шоссе, чугунные2 рельсы.

Задание № 30

 Записать пословицы, подчеркнуть двойные согласные, разобрать по составу отмеченные слова.

Бездонную2 бочку водой не наполнить. Воз рассыпал, а два собрал. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Длинная2 нитка – ленивая2  швея. Русский в словах горд, в делах твёрд. Поддельное2 золото темнеет. Легко привыкнуть – трудно расставаться.

Задание № 31

 От слов носить, кричать, плясать, тащить с помощью приставок по-, за-, на-, вы-, пере- образовать слова (какие возможно). Приставки выделить.

Задание № 32

Списать текст. Найти слова с приставками выпиши их, выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Быстрые чёрные птички с белыми грудками и длинными2 хвостами летают в воздухе. Они подлетают к карнизу дома, мастерят что-то, улетают, опять прилетают. Ласточки лепят из глины гнездо4.

Полетит птичка на берег реки, принесёт в клюве кусочек глины, прилепит к стене и полетит за другим.

Задание № 33

Списать слова, вставить пропущенные буквы, выделить приставки: з..тянул, н..колол, о..дохнул, п..р..вернул, н..ливал, п..хвалил, по..держал, ..тдавал, ..тбил, з..плясал, по..ставил, н..строил.

Задание  37

Выдели окончания:

Лучи, луча, к лучу, у луча.

Землю, о земле, землей, на земле.

Солнце, солнца, к солнцу, на солнце.

Река, у реки, по реке, реку.

 № 38  Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.

Туча – тучи, абрикос- ________________ ,

ананас - __________________,  арбуз -________________,  барсук - __________________, берег - _______________, бегемот -____________________.

39 Выдели окончание и основу слова:

Уроки,   бумага,   партах,   дети,    фигурки, животных,    ёлку,    бумажные,     звери.

 40  Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-. Выдели приставку и корень.

Думать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

41. Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.

Мама  ….. .шла с работы. Папа  ..….шёл утром на фабрику.

Ко мне  …...шли мои друзья. Мы  ..….шли вместе на улицу.

 42  Прочитай. Найди  лишнее слово, зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.  

Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

Золото, позолота, зола, золотистый.

Гористый, гора, горчица, горная.

 43. Подчеркни лишнее слово. Выдели в словах суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.
  2. Пленник, мостик, странник
  3. Каменщик, бурильщик, учитель.
  4. Берёзка, лопатка, палка.

44.  Разбери слова по составу:

Подорожник,   поход,   тропинка,   грибок, цветочки,    зимушка,     школьный, городской,   соседская,   машинка.


Тренировочные задания по разделу «Предложения. Словосочетания»

1. Списать текст. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

На п..лях р..ботают к..мбайны идёт уборка хлеба нашлось дело и р..бятам после к..мбайна остаются на поле к..л..ски. Ходят р..бятишки по полю к..л..сок к к..л..ску – будет б..льшой хлебный каравай спасибо детворе за помощь.

2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Расставить нужные знаки в конце предложений.

К осени на з..мле столько всего выросло Едут по д..рогам грузовики с жёлтой к..ртошкой, с красной м..рковью, с белой к..пустой Уже увезли с полей зерно, из с..дов – ябл..ки Чем бы ещё ос..ни уд..вить людей.

3. Списать текст, ставя нужные знаки в конце предложений. Указать вид предложения по цели высказывания.

                Что ж вы заскучали, тёмные леса

                Что ж вы замолчали, птичьи голоса

                Улетайте, птицы, от метелей-вьюг

                Мне пора учиться, вам пора на юг

4. Определить вид текста, озаглавить его. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу первого предложения.

В..сной выл..тела из убежища бабочка-траурница. Пригл..дитесь к ней. Ее крылья имеют б..рхатистую поверхность и тёмно-бурую окра..ку. По кр..ям – светло-ж..лтая кайма, а перед ней неб..льшие голубые пятны..ки, которые придают крыльям очен.. н..рядный вид.

5. Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить, определить его вид. В каждом предложении подчеркнуть главные члены.

Устроили, на, танцы, журавли, болоте;

птицы, в, собрались, кружок;

на, подпрыгивали, ногах, они, длинных, кружились, и;

журавли, хлопали, другие, крыльями;

-__________________________________________________________________

6. Спишите предложение, раскрыв скобки, вставив недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Разбери предложение по членам предложения и определи части речи.

В..да ручейками сбегает (в)реки и озёра.

Миша проб…рается (по) у(з,с)кой тропинке обходит ни(з,с)кие д…ревца.

   7. Спишите предложение, раскрыв скобки, вставив недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Разбери предложение по членам предложения и определи части речи.

(С)б..ков д..ро(ж,ш)ки кустами росла с..рень. Ты пробираешься (по)у(з,с)кой тр..пинк.. обходишь мелкую поросль идёшь (в) дубняк.

8.  Списать, вставить пропущенные буквы. Поставить нужные знаки в конце предложений.

Поз..няя осень, гр..чи ул..тели (Н. Некрасов). Здра..ствуй, со..нце да утро в..сёлое (И. Никитин). Моро.. и со..нце! День чудес..ный (А. Пушкин). Здра..ствуй, князь ты мой прекрас..ный! Что ж ты тих, как день ненас..ный? (А. Пушкин.) С окрес..ных гор уже сн..га сб..жали мутными руч..ями (А. Пушкин).

9. Составь словосочетания, заменив вопрос подходящим по смыслу словом.

Под..рили (кому?;,  г.рдились (чем?); в..зил (куда?);  ж..лели (кого?);  нах..дился (где?);

Составь с любым словосочетанием предложение, подчеркни главные члены предложения.

________________________________________________________________        

10.Озаглавь текст вопросительным предложением. Заполни «окошки».

Самый хитрый дом у кр.та. В доме много зап.сныхх.дов и вых.дов.

Л.сная  мышь св.лагн.здо из тр.винок и ст.б.льков. Гн.здов.сит на в.тке можжевельника.

Водяной паук см.стерил домик  из воздуха. Он раст.нул паутинку под водой между водяными тра.ками. под паутинку нат.скал пузырьки из воздуха.

________________________________________________________________

11. запиши , сколько предложений в тексте, подчеркнуть правильный ответ. Подчеркнуть слова, которые надо писать с заглавной буквы.

Море в этот день удалось на славу оно было тёплое и весёлое по волнам прыгали солнечные зайчики они слепили глаза зайчики звали детей играть и плавать как хорошо летом на море

__________________________________________________________________

12. Запишите  характеристику предложения.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок________________________________

13.Укажите грамматическую основу предложения из предыдущего задания.

1) кружилась живая сетка                                      2) сетка из снежинок

3) кружилась сетка                                                 4) в воздухе кружилась

14. Выпишите словосочетания из  предложении Солнечные лучи весело прыгали

по комнате.____________________________________________________

15. Поставь знаки препинания  в конце каждого предложения

1) Где находят корм зимующие птицы

2) В саду шуршит сухой лист

3) Хороша ель в лесу зимой

4) Надо бороться с грязью и пылью

16. Выпиши  нераспространённое предложение.

1) Пробежала полевая мышь.

2) Потянул летний ветерок.

3) Звенят ручьи.

4) Грачи поправляют гнёзда.

17.Определить, сколько предложений в тексте, подчеркнуть правильный ответ. Подчеркнуть слова, которые надо писать с заглавной буквы.

Море в этот день удалось на славу оно было тёплое и весёлое по волнам прыгали солнечные зайчики они слепили глаза зайчики звали детей играть и плавать как хорошо летом на море

             а) 4 предложения    б) 5 предложений    в) 6 предложений

18.Выберите верную характеристику предложения.

Крупные капли берёзового сока упали на землю.

1) повествовательное, невосклицательное        2) повествовательное, восклицательное

3) побудительное, невосклицательное               4) вопросительное, невосклицательное

19.Укажите грамматическую основу предложения из предыдущего задания. 

1) капли сока                              2) упали на землю

3) крупные капли                       4) капли упали

20.Словосочетанием в предложении Тёмной ночью серый ёжик гулял по лесу

является

1) тёмной гулял         2) ёжик гулял              3) ночью ёжик         4) серый ёжик

21.Укажите вопросительное предложение:

1) На реке плавали дикие утки

2) В лесу слышны крики совы

3) Какое сейчас время года

4) Как хорошо в весеннем лесу

22.Укажи нераспространённое предложение.

1) Хлеб топтать нельзя.

2) Зверёк кинулся в лес.

3) Взошло весеннее солнышко.

4) Пришла весна.

23Прочитай внимательно все предложения

2.Подумай ,как расположить их, чтобы получился связный текст.

3.Перечитай получившийся текст еще раз, проанализируй то, как ты расположил предложения.

4.Еще раз вспомни, что такое текст?

5.Запиши получившийся текст грамотно .

6.Проверь правильно ли ты списал текст, оцени свою работу (самооценка)

                                              Воробей.

__Моя собака приближалась к нему.

__Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

__Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого  воробья.

__Собака бежала впереди меня.

__Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

__Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

__Я поспешил отозвать пса- и удалился.

Воробей.

6.Моя собака приближалась к нему.

3.Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

4.Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого  воробья.

2.Собака бежала впереди меня.

5.Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

1.Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

7.Я поспешил отозвать пса- и удалился.

_________________________________________________________________________________________________________________

24.Прочитай внимательно все предложения

2.Подумай ,как расположить их, чтобы получился связный текст.

3.Перечитай получившийся текст еще раз, проанализируй то, как ты расположил предложения.

4.Еще раз вспомни, что такое текст?

5.Запиши получившийся текст грамотно .

6.Проверь правильно ли ты списал текст, оцени свою работу (самооценка)

                                   Находчивость.

 __Тогда пастух привязал записку  к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

__Правильно говорят, что собака друг человека.

__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

__Овцы были спасены.

Находчивость.

3. Тогда пастух привязал записку  к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

1.Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

6. Правильно говорят, что собака друг человека.

4. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

2. Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

5. Овцы были спасены.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.

  Составь из слов предложения. Запиши. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения, выпиши словосочетания. Укажи главные и зависимые слова.

   

   Разливался, садов, запах, в, цветущих, воздухе.

   На, раскачивались, стройные, тревожно, ветру, лиственницы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

     

26.

   Прочитай. Выпиши только предложения. В конце их поставь точку. Подчеркни главные члены предложения, выпиши словосочетания. Укажи главные и зависимые слова.

С реки потянул свежий ветер

Засверкала траве роса на серебристая

На созрел урожай поле

Машины облегчают тяжёлый труд людей

Плывут небу тучи

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27

   Спиши, вставь подлежащее. В каждом предложении подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания из пятого  предложения. Укажи главные и зависимые слова.

Осень в лесу.

        Прошёл ___. После августовских тёплых дней наступила золотая ____. По опушкам леса ещё растут ___. В моховых болотах ожерельем  рассыпалась по кочкам румяная ___.  По прозрачному небу плывут  лёгкие ____.    |_____ уже улетели.

        

Слова для справок: осень, ласточки, август, облака, грибы, клюква.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28

Спиши текст, поделив его на предложения. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания. Выпиши словосочетания из первого  предложения. Укажи главные и зависимые слова.

      Многие насекомые приносят вред нашим садам и огородам  кто же защищает от этих врагов зелёное царство кто помогает людям бороться за урожай птицы помогают людям они уничтожают вредителей  садов и огородов берегите птиц.

29

  Запиши словосочетания, в скобках поставь вопрос к зависимому слову. С любым из словосочетаний составь предложение и запиши его. 

   

   Любить  природу,   чтение книги, подарить брату, сидеть в саду, вернуться вечером, красный от загара, способный к музыке, командовать парадом.

        

                         Образец: любить (что?) природу.

30

Озаглавь рассказ. Спиши. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.

Выпиши словосочетания из последнего  предложения. Укажи главные и зависимые слова.

         Стоял жаркий день. Иногда по ясному небу плавно проплывала дымчатая тучка. Тогда крупные капли быстро сыпались с неба. Деревья радостно трепетали влажными листочками. Птицы звонко пели.  Терялась в дымке пыльная дорога.

31

Расставьте предложения по порядку. Напишите заголовок.

                   Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

                Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

                Малыш дрожит от страха, но прыгает.

                Родился козлёнок в долине горной реки.4

                Мать лижет ему шёрстку.

32

Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова или  словосочетания.

Медведь.

         Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю.  |_____   долго бродил по лесу. |_____ наслаждался последними яркими днями. |_____ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ____. Вьюги1  и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы _____ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. |_____ покинет своё жилище.

     Слова для справок: медведь, хозяин леса, он, косолапого, большущий зверь. 

         

33

Спиши текст, поделив его на предложения. В конце предложения поставь точку. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания из третьего предложения. Укажи главные и зависимые слова.

     Налетел сильный ветер зашумели деревья  вниз посыпались хлопья снега выглянула из дупла белочка она посмотрела по сторонам и ловко перепрыгнула с ветки на ветку

 

34

 Внимательно прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение.

       Чёрное небо пылало бесчисленными звёздами. Что это было за небо!...

35

Внимательно прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение.

       

        Спит будильник. Спит звонок.        

        Просыпается щенок…

36

Внимательно прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение.

       

        Вот летают бегемоты

        Над  журчащим ручейком…

37

 Составь из данных слов предложения. Напиши.   Озаглавь текст.

       огромная, нужна, выносливость, пограничникам

       в, любую, на посту, погоду. Они, стоят

       ветер, гнёт, яростный, до, земли, деревья1

       дождь, хлещет, проливной

       а пограничники, зорко, границу, охраняют

Тренировочные диктанты

Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно! После ночного дождя с трудом начинает редеть ночная мгла. Радостно на небе обозначится солнце. Везде падают с деревьев гигантские капли, будто каждое дерево умывается.

(По М.Пришвину)

***

Дуют яростные ветры и гонят парусные лодки. Местность нашего края прелестная. Мы с радостным чувством в прекрасном детстве встречали весной журавлей. Школьники снимали с капустных листьев гигантских гусениц. Охотник поймал в гигантском тростнике несчастного журавля с больной ногой. Известный режиссёр в ненастный день приехал в прекрасную Одессу.

***

Летом наша семья совершила интересную поездку в Севастополь. Прекрасный город! Много чудесного увидели мы там. Поздно вечером мы возвращались домой. Молния осветила окрестность. Местность вдруг резко изменилась. Густой тростник на пруду казался большими деревьями. Местный пруд зарос гигантским тростником. Ужасная молния осветила окрестность.

***

Честное сердце бьётся в груди. Здравствуй, праздник солнца и весны! Чудесным котятам у капустных грядок повстречался грустный крот. Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

***

Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши ужасно почернели. Прелестная трава в саду полегла. Над лугами тащились гигантские тучи. Сыпался грустный дождь. Местные пастухи перестали гонять на окрестные пастбища стада. До весны затих чудесный пастуший рожок.

Пятёрки

Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

(По Э. Шиму)

Где зимуют бабочки

Наступают осенние холода. Ночью лёгкие морозцы затягивают лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули. По склонам лесных полян под сухими листьями легли на зимовку лимонницы. Вьюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушистым снегом. Слова для справок: крапивница, лимонницы, не найти.

У моря

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка. Перед домом стояла будка. Там на цепи находился огромный пёс Барбос. Я уходил в море. Он сторожил дом. Весело встречал меня Барбос с уловом. Он любил отведать рыбки. Я трепал собаку по спине и угощал рыбой.

Слова для справок: у меня, огромный.

Наша улица

Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах - площадки для игр и цветники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки. Долго жили они на свете. Стены их покосились. Тяжело жилось людям в деревянных домах. Теперь широкая улица с высокими домами, тенистыми деревьями заменила узкие переулки.

Слова для справок: деревянных.

Листья

Низкое солнце висело над лесом. Его свет падал на тёмную воду. Я сидел под деревом и следил за опадающими листьями. Вот лист отделяется от ветки и медленно падает на землю. Как шуршат листья в осеннем воздухе? Я не слышал этого звука. Листья шуршали на земле под моими ногами.

(По К. Паустовскому)

Волга

Бьёт родник. Светлая вода из родника течёт ручейком. Ручеёк мал. Но он быстро набирает силу. Здесь начало великой русской реки Волги. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега её покрыты ковром лугов и кустарников. Красота Волги прославлена в сказках, рассказах, картинах. Волга близка и дорога русским людям.

Слова для справок: набирает, здесь, прославлена, русским.

Мама

Мама - первый твой друг. Она заботливая и ласковая. С ней всегда хорошо. Мама научила тебя говорить и ходить. Она прочитала тебе первую книжку, где были рассказы и сказки. Наши мамы много работают. Они трудятся на заводах, в колхозах, в больницах и школах. Гордись своей мамой и помогай ей!

 Слова для справок: трудятся, с ней.

Утёнок

Утёнок жил на озере. Он плавал и нырял. Все называли его гадким. Настала дождливая осень. Листья на деревьях побурели. Ветер кружил их в воздухе. Стало холодно. Тяжёлые тучи сеяли на землю град и снег. Ворона каркала от холода во всё горло. Пролетела стая чудесных птиц. Они были белые с длинными гибкими шеями. Это летели лебеди.

Холодный месяц

Октябрь - первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

На реке

Быстро проходит дождливая осень. Ночью ударил сильный мороз. Вот и первые льдинки. Они сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке всё остановилось. Крепкий лёд сделает свое доброе дело. Он защитит рыб в реках и озёрах от холодов. Он всё живое спасёт от гибели.

Слова для справок: остановилось, гибель, сделает.

На пороге зима

Выдался ясный осенний день. Но к вечеру погода сильно испортилась. Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи. Тревожно зашумели верхушки сосен и елей. Послышались странные звуки. Это кричали гуси. Они спешили на юг. Птицы летели даже ночью. Скоро настанут морозы. На пороге зима.

Слова для справок: испортилась, тревожно, странные.

Наш сад

Осенью кусты малины мы связали и пригнули к земле. Зимой они лежат под снегом. Под еловыми лапами спит садовая земляника. Теперь ей не страшен мороз и резкий ветер. Из-под снега торчат гибкие прутики. Это кусты смородины. Смородина не боится мороза. Всю зиму стоит и не подмерзает.

Слова для справок: смородина, не боится.

Лось

Я стоял за сосной. Из леса вышел большой лось. Великан потянул воздух широкими ноздрями. Он был худой, еле стоял на ногах. Лось подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Лось нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Я испугался. Но лось лечился этими ядовитыми грибами.

Слова для справок: вышел, еле, мухоморы.

Последние дни осени

Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника доносился свист рябчика. Над высокой елью пискнула синица. Холод загнал мелких зверьков в норки. Голый лес притих, насупился. Осенний ветер нёс над землёй клочья туч. Из них стал сыпать колючий снег. На белой скатерти снега показались первые следы.  

      Слова для справок: из них, скатерти.

Ёлочка

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала елочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей несли подарки.

(По Н. Сладкову)

Слова для справок: раздвинула, раскинула.

Корм для всех

По берегам речки растёт осина. Пушные бобры ставят прочные плотины на таких реках. Многих лесных жителей кормит осина. Часто к осинам подбегают зайчишки. Любят они её кору. По вкусу молодые гибкие веточки осины оленю и лосю. В осиннике любят бродить домашние козы. Угостите ветками осины кроликов. С каким аппетитом они будут их есть!

Слова для справок: растёт, угостите, аппетитом. есть.

Первый снег

Подули сильные ветры. Грязь на дорогах стала твердой. Лужи промёрзли. Скучно сидеть дома. Закружились первые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца. Таня и Алёнка вышли во двор.

Слова для справок: подули, промёрзли, ложились.

Беличья память

Я разглядывал на снегу следы зверюшек и птиц. Вот что я по этим следам прочитал. Белка пробиралась сквозь снег в мох. Она достала оттуда два ореха. Потом зверёк отбежал десяток метров и опять юркнул в снег. В лапах у белочки было ещё два ореха. Значит, помнила она с осени о своих орехах. Вот так чудо!

Пришёл вовремя на помощь

В сарае лежал ягнёнок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Слава заметил это. Он достал бинты и йод, промыл ранку. Ягнёнок жалобно смотрел на мальчика. Слава налил в бутылочку молочка и стал кормить малыша. Вскоре рана стала заживать. Слава выносил ягнёнка на воздух, чтобы он мог щипать свежую травку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс

Контрольный диктант Весна       На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серё...

СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для промежуточной аттестации по русскому языку, 4 класс (для обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования)

Проверочная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования или самообразования, по учебному пр...

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 2 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфолгия . А также даны тексты диктантов....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 3 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и синтаксис и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 2 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфолгия . А также даны тексты диктантов....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и синтаксис и Тренировочные диктанты....