Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 2 класс
картотека по русскому языку (2 класс)

Вараксина Татьяна Владимировна

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфолгия . А также даны тексты диктантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к промежуточной аттестации

Тренировочные задания  по разделу  «Орфография и пунктуация»  (уровень базовый (опорный) и базовый (функциональный)  за  2 класс

Базовый (опорный) уровень.

1. Укажи слова, которые пишутся с твёрдым знаком:

1. Сем...я                     6. Об...яснение

2. С...ел                       7. Медвед...

3. С...ёжился               8. С...едобный

4. Прыгат...                 9. В...юга

5. Звер...                    10. Раз...езд

 

2.  Укажи слова с безударной гласной, проверяемой ударением:

1. Поля                        6. Герой

2. Вагон                      7. Костёр

3. Лесной                    8. Лечение

4. Дрожать                  9. Заменить

5. Песок                    10. Осина

  

 3. Найди неправильно написанные слова:

1. Ручька                     6. Конечьно

2. Точка                      7. Вечность

3. Веточька                 8. Мощьный

4. Путьник                  9. Подарочный

5. Ночной                  10. Поперечный

 

 4.  Найди слова, в которых пишется  Ж :

1. Дворня...ка               6. Рыбе...ка

2. Стекля...ка               7. Стё...ка

3. Фля...ка                    8. Морда...ка

4. Тельня...ка               9. Промока...ка

5. Варе...ка                 10. Подру..ка

 

5. Найди слова с непроизносимыми согласными:

1. Лес...ница                6. Прекрас...ный

2. Учас...ник                7. Праз...ничный

3. Запас...ливый           8. Ярос...ный

4. Яс...ный                   9. Чес...ный

5. Опас...ный             10. Ужас...ный

 

6. Запиши слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы.

Маш… на,     задач…_,  ч… гун, ш….шки, еж…к, овч…рка, перч…тки, снеж…нка, уж…н, щ…ка, верш…на, чиж…к,ч…совщик, ч…до.

жи-ши                       ча-ща                чу-щу

________              _________           _________

7. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_        была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал    щ_ку и двух лещей.

8. Прочитай слова, поставь ударение, подчеркни проверочное.

а) зерно; б) зёрнышко; в) зерном;  

 б) слово; словами; слово; в) звездой; звёзды;  звезда;  г) сады, садик, садовник;

9. Найди слова с безударной гласной   0

а) вр...ги;  б) зв...нил;  в) б...лел;  г) ст...нал;

10. Найди слова с безударной гласной  А

а) вр...чи;  б) д...жди:  в) ж...ра:  г) ш...ги;

11. Найди слова с безударной гласной  и

а) т..шина;  б) пч...ла;  в) стр...жи;  г) ч...сло;

12.  Найди слова с безударной гласной  Е

а) гн...здо;  б) стр...ла;  в) с...лач;  г) пл...та;

13. Вставь буквы, устно подбери проверочные.

Хор...шо летом в л...су! Мы идём по густой тр...ве. Кругом цв...ты. Гудят шм..ли. На цв...ток села пч...ла. П...ют ч...жи  и др...зды.

14.  Как проверить безударную гласную в корне слова?

а) подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная

б) подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

  1. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.

1) С_дит (_____________) на скамейке,   св_ла (_____________) гнездо,  отв_ла( ______________) в сторону,
2) прим_ряли (_______________) новое платье,  
3) мальчиков пом_рили (______________).

16. Укажи слова, где нужно вставить ь знак после согласной буквы:

1) буквар… 
2) диван… 
3) морков… 
4) ден…ки
5) мебел…
6) пенал…
7) звер…ки
8) декабр…
9) август…

17. Выбери правильный ответ:

1) ж…, ш… пиши с буквой ы;
2) ч…, щ… пиши с буквой а;
3) ч…, щ… пиши с буквой ю;
4) ч…к, ч…н, р…щ пиши без ь

18. Укажи пропущенный Ь знак:

1) птич…ка
2) ёлоч…ный
3) сил…ный
4) синен…кий
5) туч…ка
6) чудовищ…ный
7) пляж…ный
8) мален…кий
9) яблоч…ко

19. Укажи слова, которые нельзя переносить:

1) крайний
2) змейка
3) ежи
4) оса
5) олени
6) сказка
7) ёжик
8) Игорёк
9) печаль

20. Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:

1) ле – йка
2) май – ка
3) оси – на
4) гу – лять
5) гу – лять
6) уро – жай
7) э – таж
8) угол – ьки
9) Илья

21. Укажи правильный вариант переноса слов:

1) уголь – ки
2) Иль – я
3) вь – юнок
4) апель – син
5) оттоль – ю
6) му – равьи

22. Укажи правильное утверждение.

С большой буквы пишутся:

а) названия животных и растений;
б) названия городов, деревень, рек, озёр, морей, улиц;
в) имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

23. Выпиши из текста имена собственные.

У кошки Мурки были котята. Девочка Лида ходила смотреть их. Пушистого котёнка назвали Пушок. Наша деревня Бережки находится на берегу реки Кама. На этой реке стоит старый город Елабуга.

24. Укажи слова, которые пишутся с большой буквы:

1) …обака (С,с)
2) …точка (У,у)
3) …орова (К,к)
4) …урёнка (Б,б)
5) …ошка (К,к)
6) …урка (М,м)
7) …оза (К,к)
8) …елянка (Б,б)
9) …озёл (К,к)

25. В какой строке все слова, в которых ь(мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;

б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

26. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) ступен...ка
2) кан...тик
3) грус...тить
4) девоч...ка


27. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) скол...зить
2) птен...чик
3) колокол...чик
4) пис...мо

28. В какой строке оба слова пишутся с заглавной буквы:
А. (Г, г) ород (М, м) осква
Б. (С, с) обака (Ш, ш) арик
В. (А, а) лександр (П, п) ушкин
Г. (М, м) альчик (С, с) лава

29. Укажи предложение, в котором нет ошибок:

А. Юрий Алексеевич гагарин - первый Космонавт.

Б. юрий алексеевич Гагарин - Первый космонавт.
В. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт
Г. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

        

30. Сколько раз в предложение встречается буква И : У нас ж…вет пуш…стый кот Рыж..к.
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. 4

31. В какой строчке во всех словах пропущена одна и та же буква:
А. ч..сики, рощ.., моч..лка, ч..жик
Б. ж…раф, ж..вотное, ж…ба, луж…
В. щ…вель, чащ..ба, чащ…, щ…
Г. ш..рма, маш…на, карандаш…, ш..рина

32. В какой строчке все слова правильно разделены для переноса:
А. ста-кан, ку-вш-ин, у-тюг, ап-тека
Б. пись-мо, маль-чик, вь-юга, па-льто
В. аб-ри-кос, лей-ка, пись-мо, по-го-да
Г. ру-чка, ре-ка, е-льник, ра-бо-та        

33.  Подчеркни  предложение:
А) рождения, раз,бывает, году, день, раз, только                        
В) День рождения бывает только раз в году.    

34. Выбери правильный ответ.
В конце предложения ставится ...

1) только точка

2) Только вопросительный знак

3) только восклицательный знак

4) точка, вопросительный или восклицательный знак

5) запятая

35. Выбери правильный ответ:
Начало предложения пишется с

1) буквы А

2) заглавной буквы

3) строчной буквы

36. Определи, какое из выражений является предложением:
1. Лакает молоко кошка
2. было жаркий день
3. гроза
4. Дети играют.

1)  1                      3)  3

2)  2                      4)  4

37. Выберите верное утверждение.

а) Собственные имена существительные — это географические названия, клички животных, имена, отчества, фамилия людей.

б) Собственные имена существительные — это названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев.

38. Допиши названия города, реки, улицы, моря

город __________________

река _____________________

улица ______________________

море ______________________

39. Укажи слова, где нужно вставить ь знак после согласной буквы:

1) буквар… 3) ден…ки 7) звер…ки

2) диван… 4) мебел… 8) декабр…

3) морков… 5) пенал… 9) август…

40. Вставь в предложения подходящие по смыслу имена собственные.

    1.У леса стоит деревня … .                

    2. Рядом течёт река … .

    3. Дядя …, кот …, пёс … и почтальон … жили в деревне … .

Слова для справок: Фёдор, Зай, Матросскин, Иванов, Петровка, Шарик, Простоквашино,

Печкин.

41. Прочитайте предложения и впишите имена собственные. Объясните свой выбор.

 • У мальчика .................... есть любимая собака ...……………………...

 • Девочка ………………... живёт в городе ............................... .

42. Спишите. Измените по образцу: крошка - крошечка. 

Крошка -                                   булка -                             ночь -                      

цветы -                                    огурец -                          дача -  

лодка -                                      потолок -                        горчица -

 43. Запиши словатак, чтобы они обозначали много предметов.

Перо  —    ________ ,          стул  —__________ ,

дерево -____________,       брат-_____________   ,

лист —__________ ,          друг -___________ .

 

44.Указать слова с разделительным Ь.

а) ручьи

б) вьюга

в) муравьи

г) пальто

д) соловьи

е) льдина

ж) огоньки

з) пеньки

45. Выбери «лишнее» слово: крыльцо, льёт, шью, листья.

а) льёт                                                                                                                                  

б) крыльцо                                                                                                                              

в) шью

г) листья

46. В каком предложении есть слово с разделительным  Ь?

 а) Привет дорогому гост..ю.                                                                                             

 б) Зови дорогую гост…ю.   

47.Разделительный мягкий знак пишется после согласных:

а) е, ё, и, я, ю, а                                                                       

б) е, ё, и, я, ю,   

48. Образуйте отчества от данных имён: 
Анатолий – Анатольевич, 
Василий – 
Юрий - 
Савелий – 
Евгений –

49. Закончи высказывание.

В устной речи предложения :

а) отделяются знаками препинания;

б) отделяются паузой;

в) не отделяются.

50. Прочитай. Поставь нужный знак препинания.

Где живут пингвины (___)

Я стараюсь писать аккуратно (___)

Ах, какая осенью красота кругом (___)

51. Какой знак препинания нужно поставить в конце данного предложения?

Как много красивых цветов вокруг

А) вопросительный знак

Б) восклицательный знак

В) точку

52. Найди побудительное предложение

А) Коля поймал несколько маленьких рыбок.

Б) Обязательно полейте цветы в классе.

В) Девочка бежала по садовой дорожке

53. Поставь в конце предложения нужные знаки  препинания:

У нашей собаки появились щенки

До чего же они замечательные

Однажды они исчезли

Где же щенки

54. Поставь в конце предложения нужные знаки  препинания:

Мы долго их искали

Вот они ,в коробке для овощей

Ну как же они туда попали

Мы очень рады что они нашлись

55. Найди восклицательное предложение:

1. Приближается пора холодов

2. Птица расправила крылья

3. Скорее идите сюда

4. Книга открыта на пятой странице

5. Какой сегодня прекрасный день

56. Какое слово является проверочным словом слова снег?

1) снега
2) снежный
3) в снег
4) на снег

57. Найди слова, в которых пишется  Ж :

      1. Дворня...ка               6. Рыбе...ка

      2. Стекля...ка               7. Стё...ка

      3. Фля...ка                    8. Морда...ка

      4. Тельня...ка               9. Промока...ка

      5. Варе...ка                 10. Подру..ка

58. Какое слово написано неправильно?

1) наряд
2) флаг
3) лошка
4) тетрадь

59. Каким должно быть проверочное слово для правильного написания парных звонких и глухих согласных в корне?

1) После парного согласного должен идти согласный.

2) После парного согласного должен идти ударный гласный.

3) После парного согласного должен идти гласный.

4) После парного согласного должен идти звонкий согласный н.

60. Укажи слова с парными согласными, обозначение которых на письме нуждаются в проверке.

1) утюг   3) слон      5) салазки         7) подснежник          9) плащ

2) бокал  4) стриж    6) ватрушка     8) заводской              10) город.

61. Укажи слова с буквой в.

1) рука . 4) ла . ка 7) ле .

2) жира . 5) ка . тан 8) уда .

3) шар . 6) остро . 9) верё . ка .

62. Укажи проверочные слова для правильного написания парных согласных в корне.

1) Рассказ – а) рассказы б) рассказчик в) рассказал.

2) Сад – а) посадка б) садит в) садовод.

3) Снежки – а) снежный б) снежок в) снежинка.

4) Короб - а) коробка б) коробок в) коробочка.

63.   Вставь пропущенные буквы.
Дру..., моро..., ков..., чи..., гря...ка, тру...ка, жира..., сколь...кий, люти..., ре...ька, улы...ка, близкий, горо... .

64. Измени слова так, чтобы после проверяемой парной согласной стояла гласная.

Ланды… - ……………       тетра...ь - ……………            гря...ь - ………………                                                                        

уда... -      …………            остро... - ………………          Гле... - ………………

65. В какой строке все слова пишутся с буквой с?

1) выре…ка, бли…кий, ска…ка;

2) перево…ка, зама…ка, ре…кий;

3) сно…ка, воло…ки, ла…ка;

4) ле…ка, ми…ка, бере…ка.

66. Укажите слово, в котором пропущена буква т.

    1) Ярос_ный, чес_ный, лес_ница             

    2)  Ужас_ный,  опас_ный, прекрас_ный

    3) Прелес_ный, извес_ный, радос_ный       

    4) Интерес_ный, интерес_ный, лес_ной

67. Укажите слово, в котором допущена  ошибка.

    1) окрестность                   

    2) капустный

    3) прелестный                   

    4) радосный

68. Укажите строку, в котором пропущена буква т.

    1) Трос_ник, учас_ник, лес_ница               

    2) Опас_ный,  чудес_ный,  прекрас_ный

    3) Ненас_ный, грус_ный, радос_ный          

    4) Пару_ный,  интерес_ный, небес_ный

69. Укажите слово, в котором допущена  ошибка

    1) местность                   

    2) солнце

    3) опастный                   

    4) пастбище

70. Укажи слово, в котором надо писать букву т:
а) глас...ный б) навес...ной в) доблес...ный

71. В каком слове написание непроизносимого согласного проверить нельзя:
а) чувство б) тростник в) вестник

72. Укажи «лишнее» слово:
а) поз...ний б) пас...бище в) звёз...ный

73.Укажите слово, в котором безударная гласная в корне требует проверки
1) цепкий                          3) перья
2)скрипка                          4) земляк

74.Укажите проверочное слово к слову   крикливый
1. кричит                       3) вскрикивать
2.крикун                         4) крик

75.Укажите слова, в которых  пропущена одна и та же буква
1).Р_дной,     д_брота,   к_лосится         3) ч_рвяк,   б_говая,   св_тло
2).Высл_дил,  в_лнушка,  р_бина            4) пос_дил,   ч_рновик,    пр_мой

76.Укажите слово, в котором пропущена буква т.
1)Ярос_ный,  чес_ный,  лес_ница              3)  ужас_ный,  опас_ный,  прекрас_ный
2)Прелес_ный,   извес_ный,  радос_ный       4) интерес_ный,  интерес_ный, лес_ной

77.Укажите слово, в котором допущена  ошибка
1. окрестность                    3) капустный
2.прелестный                     4) радосный

78.Укажите слова, в котором звонкие и глухие согласные  в корне  слова требуют проверки
1. Скользкий, варежка, походка, перевозка                        
2. Подруги, шубы, льдинка, морозы
3.Травянистый, снега, варежечка, тропинка
4.Перегородка, берёзка орешки, кружки

79. Когда пишется разделительный Ъ?

1. после суффикса перед буквами А, И, О, Е

2. после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

3. на конце некоторых слов после гласных

4. после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

80. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём, л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел

81. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

3 – с разделительным Ъ.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка.

82. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1. в…га

2. руж…ё

3. под…езд

4. кар…ера

Базовый (функциональный) уровень.

83. Напиши слова по образцу.

Стучать  —  я стучу,          тащить —  _________,

искать  —      ______ ,        молчать —     ________         ,

учить -                      ,           кричать -     __________       .

  1. Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
    Б_нкир (________________),   б_ец (________________),  
    изб_жать (________________),   перех_дить (_____________),  
    х_лодильник (_____________),   вел_кан (_________________),
    г_стиница (________________),   гр_мыхать (______________),  

85. Выбери из текста слова с безударной гласной е:

З…ма. В л…су т…шина. Под с…сной л…жат шишки. На сн…гу в…дны сл…ды л…сы. Они в…дут к домику л…сника.

86. Укажи имена собственные, в написании которых допущены ошибки:

Дежурные Миша Шишкин и Ирина павлушкина пришли в школу рано. Окно открыла Ирина. Саша взял в шкафу мел. В класс вошла Нина алексеевна.

87. Укажи имена собственные, которые обозначают отчества.

Пушкин Александр Сергеевич, Весна Мартыновна Подснежникова, Евгений Иванович Чарушин, Пропеллер Вареньевич Карлсон.

88.  Определи, сколько предложений в тексте. Запиши предложения.
Дети рисуют это конь это рыжая лиса а это серый волк хорошие получились рисунки!
     

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………        

89. Образуйте и запишите фамилии:

• От названия профессии. (Образец: Портной — Портнов)

• От названия животного. (Образец: Заяц — Зайцев;)

• От имени человека. (Образец: Иван — Иванов;)

90. Прочитайте слова, образуйте и запишите имена собственные.

Слово

Имя

Фамилия

Кличка

Названия города, реки, литературного произведения петушок орёл шар

петушок

орел

шар

91. Напишите имена собственные, которые начинаются на букву М:

 • Имя —________ .

• Фамилия —________ .

• Название города —________ .

• Кличка животного —________ .

92. Спишите, исправляя ошибки:

щенок шарик укусил шарик

лопнул шарик, испугался шарик.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

93. Из данных имен выпиши имена с разделительным мягким знаком, расположив их по алфавиту.

Андрей, Ольга, Софья, Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Света.

94. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик; слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного,  — в другой.

Льет сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок  - друзья.

__________________      _________________

__________________      _________________

__________________      _________________

__________________      _________________

__________________      _________________

95.  Прочитай. Подбери прилагательное.

Белка – гнездо (чье?) …

Медведь – берлога (чья?)…

Лиса – нора (чья?)…

Заяц – следы (чьи?)…

Птица – перья (чьи?)…

96. Укажи, сколько ошибок в пословицах (исправь их и посчитай).

Холот не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет крофь. Зимний тулуп всякому люп.

  1. 11 2) 6 3) 8 4) 7.

97. Сколько слов с разделительным Ъ в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Все вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.

  1. 1. 6
  2. 2. 4
  3. 3. 7
  4. 4. 5

98. Зачеркните лишнее слово в каждой группе.

  1. А) Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.
  2. Б) Объявление, вьюга, съёжился, подъезд.
  3. В) Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

99. Распредели слова по столбикам .

Узор, замок, зима, мороз, сказать, узкий, забор, зонт, зипун

100. Напишите имена собственные, которые начинаются на букву Н:

 • Имя —________ .

• Фамилия —________ .

• Название города —________ .

• Кличка животного —________ .

Тренировочные задания по разделу «Фонетика».

Задание № 1. 

Прочитай слова: моряк, море, морской, морячка

Запиши сколько во всех трех словах

а) букв «о»

б) звуков [о]

Задание № 2.  

Найди слово, написание которого не соответствует его произношению. Обведи номер ответа

1. кошки

2. часы

3. стакан

4. лимон

Задание № 3

Найди слово, в котором  четвертый звук – мягкий согласный

Кувшин, перчатки, правило, жильцы, письмо.

Задание № 4

Обведи номера слов, в которых все согласные звуки твердые

  1. Мыши
  2. Малина
  3. Конь
  4. Корова
  5. Трамвай

Задание № 5 

В каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука? Обведи номер ответа

1. широкий, пятница, чуткий, тетрадь.

2. щупальцы, чувство, йогурт, филин.

3. животное, циркуль, шарик, жир.

Задание № 6. 

Обведи номер слов, в которых  больше звуков, чем букв

  1. Артем
  2. Класс
  3. Юла
  4. Вьюга
  5. Маяк

Задание № 7. 

Подчеркни правильную характеристику звука

[ б ] – согласный, звонкий, мягкий;

[ б ] – согласный, глухой, твёрдый;

[ б ] – согласный, звонкий, твёрдый;

[ б ] – согласный, глухой, мягкий.

Задание № 8.

 Запиши с помощью транскрипции:

1-й звук в слове мяч [    ]

2-й звук в слове лето [    ]

3-й звук в слове ряд [    ]

Задание № 9.

Перечислите буквы:

не обозначающие звуков _______________________________

Задание № 10.

 Перечислите звуки:

непарные звонкие ____________________________          

Задание № 11.

Перечислите буквы:

которые могут обозначать два звука _______________________________

Задание № 12.

Перечислите звуки:

непарные глухие _____________________________

Задание № 13.

Перечислите звуки:

непарные твердые ________________________________

Задание № 14.

Перечислите звуки:

непарные мягкие __________________________

Задание № 15.

В каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука? Обведи номер ответа

1. широкий, пятница, чуткий, тетрадь.

2. щупальца, чувство, йогурт, филин.

3. животное, циркуль, шарик, жир.

Задание № 16.

    Выпиши из текста все слова, начинающиеся с  гласного звука.

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Мальчик напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 17.

В каком слове произносится согласный звук  [г]:
1) снег
2) синего
3) мягко
4)  герб

Задание № 18.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свёкла. Запишите получившееся слово.

_______________________________________________________________

Задание № 19.

Запиши слова и расставь в них ударение: свёкла, договор, каталог, щавель, квартал, банты, звонит, банты, крапива, туфля.

____________________________________________________________________________

Задание № 20.

В каком слове на месте  буквы ч произносится звук [ш]? Обведи правильный ответ.

а) чтобы, б) почему, в) четко

Задание № 21.

Фонетика – это …

а) наука о языке; б) наука о словарном составе языка; в) наука звуках речи.

Задание № 22.

Запиши название букв алфавита с 11по 18.

Задание № 23.

 Буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук:

А) после мягких согласных

Б) в абсолютном конце слова

В) в начале слова, после гласных, после ъ и ь

Задание № 24.

Перечислите все гласные буквы русского алфавита

_________________________________________________________

Задание № 25.

Расположите слова в порядке уменьшения в них

количества звуков: соль, каша, вечер, соболя.

_____________________________________________________________________________

Задание № 26.

По какому принципу объединены слова:

краб, пирог, сапог ________________________________________________________________

Задание № 27.

По какому принципу объединены слова:

вьюн, соловьи, съезд _______________________________________________________________

Задание № 28.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

             1) кухОнный          2) алфавит        3) воссоздала            4) бОроду

Задание № 29.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

             1) тумбочка          2) алфавит        3) постирать            4) бородой

Задание № 30.

Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова.

Слова: грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [зʼ]

 Задание № 31.

Посчитай количество букв и звуков в слове съезд. Укажи правильный ответ.

  1. 4 б., 4 зв.     2) 5 б., 4 зв.              3)  5 б., 5 зв.

Задание № 32.

Найди и подчеркни слова, в которых нет звонких согласных звуков.

Яша, земля, птица, папа, Юра, роща, берлога.

Задание № 33.

Подчеркни слова, в которых есть слог, состоящий из одной буквы.

Осень, яма, рисуют, ива, ёлка, улитка, иголка.

Задание № 34.

Запиши данные ниже звуки на нужной строчке.

[о],  [кʼ],  [э],  [с],  [б],  [л],  [йʼ],  [а],  [щʼ].

1) гласные звуки: __________________________________________

2) звонкие согласные звуки: _________________________________

3) глухие согласные звуки: __________________________________

Задание № 35.

Даны звуки: [у] [сʼ] [ы] [п] [д] [р] [йʼ] [а] [чʼ]

Объедини эти звуки в группы. Укажи признак, по которому группировал звуки.

1 группа ______________________________________________________________________

2 группа ______________________________________________________________________

Задание № 36.

Запиши 5 букв русского алфавита, следующих за буквой «с».

____________________________________________________________________________

Задание № 37.

В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Покажи этот порядок цифрами от 2 до 5. Цифра 1 уже поставлена.

… зяблик;

… танец;

… идея;

.1. ворона;

… победа.

Задание № 38.

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

Мальчик, перья, здоровье, печенье, льёт, письмо, семья, пальчик, счастье.

Задание № 39.

Сравни слова лес и лез. Чем слова различаются? Обведи правильный ответ.

  1. звуками                              2) буквами

Задание № 40.

Соедини слово «ЗВУКИ» с подходящими словами из столбика.

                                                         

видим

слышим

ЗВУКИ

пишем

 произносим

Задание № 41.

Подчеркни слова, в которых произносится два звука [а]

Радость, папа, вода, столы, малина, река, ворона, поляна.

Задание № 42.

Соедини слово «БУКВЫ» с подходящими словами из столбика.

                                                         

видим

слышим

БУКВЫ

пишем

 произносим

Задание № 43.

Подчеркни букву, которая обозначает звонкий непарный согласный звук.

б               ж                 р                       с                а

Задание № 44.

Подчеркни слова, которые начинаются с согласного звука.

Ворона, аптека, юбка, метель, ель, зима, арбуз, река, сосна, молоко.

Задание № 45.

Подчеркни слово, в котором буква «Я» обозначает два звука.

  1. земля                             2) ребята                  3) наряд                      4) маяк

Задание № 46.

Подчеркни букву, которая обозначает глухой непарный согласный звук.

в               т                          ц                      п

Задание № 47.

Запиши буквы, которые стоят в алфавите перед и после этих букв:

____ м ___,  ____ и _____, _____ т _____, ____ б _____

Задание № 48.

Сколько в русском языке гласных звуков?  Ответ запиши цифрами. _______________

Задание № 49.

Укажи строчку, в которой слова расположены в алфавитном порядке:

  1. берёза, воздух, сентябрь, ребро, зерно, звук.
  2. берёза, воздух, звук, зерно, ребро, сентябрь.
  3. берёза, воздух, звук, зерно, сентябрь, ребро.

Задание № 50.

Укажите слова, которые пишутся без ь:

 1) луч_ше,
 2) воз_ми,
 3) ран_ше,
 4) ноч_ной,
5) грус..ть

Тренировочные задания по разделу «Морфология»

Базовый (опорный) уровень.

  1. Отметь V слова, отвечающие на вопросы кто?  что?
  1. бежать                           6. смеяться
  2. снег                                 7. улыбаться
  3. вода                                8. весёлый
  4. белый                             9. радость
  5. кот                                10. играть

  1. Отметь V слова, отвечающие на вопрос кто?

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

-Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

- Отчего у няни

Волосы в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

  1. Отметь V слова, отвечающие на вопросы какой?  какая? какое? какие?

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

  1. Отметь V слова, отвечающие на вопросы что делает?

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- Мама дорогая.

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

- Мама золотая.

  1. Отметь V «лишнее»  слово.

  1. тетрадь
  1. лошадь
  1. бежать
  1. кровать
  1. гость
  1. честь

  1. Отметь V «лишнее»  слово.

  1. новый
  1. белый
  1.  тяжесть
  1. стол
  1. горячий
  1. яркий

  1. Отметь V «лишнее»  слово.

  1. строить
  1. читать
  1. просить
  1. чистить
  1. умный
  1. беречь

  1. Отметь V «лишнее»  слово.

  1. смешной
  1. зеркало
  1. снег
  1. книга
  1. туман
  1. стекло

  1. Отметь V «лишнее»  слово.

  1. пилить
  1. окно
  1. расти
  1. кормить
  1. гулять
  1. спешить

  1.  Запиши номера слов в таблицу

  1. огонёк                  6. строить
  2. блестеть             7. небо
  3. тёмный               8. гореть
  4. розовый              9. широкий  
  5. часовщик           10.  мерцать

Слова, отвечающие на вопросы кто?  что?

Слова, отвечающие на вопросы какой?  какая? какое? какие?

Слова, отвечающие на вопросы что делать?

  1. Запиши номера слов в таблицу

  1. распевать                  6. мягкий
  2. пенал                         7. вышивать
  3. прозрачный               8. хрустальный
  4. выжигать                9. широкий  
  5. котёнок                  10.  пассажир

Слова, отвечающие на вопросы кто?  что?

Слова, отвечающие на вопросы какой?  какая? какое? какие?

Слова, отвечающие на вопросы что делать?

  1. Отметь  V «лишнее» слово

  1. Красный
  1. Синий
  1. Весёлый
  1. большой
  1. Добрый
  1. Честный
  1. Умный
  1. Храбрый
  1. Гербарий
  1. Справедливый

  1. Укажи  стрелочкой, какие имена существительные  отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

кит

мороз

девочка

кукла

Кто?

собака

Что?

земля

уж

молния

ветер

дождь

  1. Запиши вопросы, на которые отвечают данные имена существительные:

ученик  (_____________________  )

олень (_______________________)

дом (_______________________)

гроза (______________________)

дедушка (_________________)

  1. Подчеркни одной чертой имена существительные.

Ярко светит солнце. Громко поют птицы. По дорожке идут девочка и собака. Вот пруд. На берегу играют дети.

  1. В каком слове ударение падает на первый слог? Отметь V

1. арбуз                                                      

 2. верба

 3. экскурсия                                            

 4. килограмм

  1. Найди имена существительные. Отметь V

а) бег

б) бегает

в) бегунья

  1. Отметь V все слова с ударением на втором слоге

синичка

ветер

капуста

школа

Портфель

  1. Поставь ударение  в словах.

барон     лини      Данила   малина   бук

  1. Поставь ударение в словах.

Марина    баран    вилы    налимы   бок  

  1. Соедини схему со словом.

липа   роза   барабан  кубики  Зина  волны   молоко   вода

   

липа

роза

барабан

кубики

Зина

волны

молоко

вода

   

                             /                                                                               /                

                     

  1. Соедини схему со словом.

ворона   Виктор   ворота    восток      Вика    волосы    водолаз

ворона

Виктор

восток

Вика

волосы

водолаз

оса

                             /                                                                               /                

  1. В каком слове ударение падает на первый слог? Отметь V

взяла

столяр

торты

Позвоним

  1. Укажи V слово без предлога.

(на)горизонте

(под)деревом

(по)крылись

(в)ущелье

  1. Отметь V слова  с ударным звуком [а]
  1. поля
  1. ссора
  1. песенка
  1. белизна
  1. половина

  1. Отметь V слова  с ударным звуком [а]
  1. дядя
  1. тина
  1. перемена
  1. тишина
  1. равнина

  1. Запиши новое слово. Для  этого возьми первый слог из первого слова,  второй слог -   из второго слова,  третий слог – из третьего слова

Сапоги, баран, задача ___________________________________

Пастух,  плотина, акула ____________________________________

Сани, заморозки, вертолёт ________________________________

  1. Отметь V слово с неверно обозначенным ударением

   /

  1. юноша

          /

  1. алфавит

     /

  1. мальчик

               /

  1. портфель

  1. Отметьте V трёхсложное слово с ударением на втором слоге.

  1. солнышко
  1. ворон
  1. дорожка
  1. улица

  1. Отметь V слово, в котором правильно  поставлено  ударение

    /

  1. голова

              /

  1. скворушка

     /

  1. ремень

            /

  1. красивее
  1. Отметь V строку слов  с ударением на втором слоге.

  1. алфавит, документ, звонит
  1. столяр, статуя, средства
  1. ремень, учебник, головка

  1. Распредели слова в две группы. Напиши их номера в таблицу.

  1. Карандаш.
  1. Вода.
  1. Медведь.
  1. Весна.
  1. Больница.
  1. Волчица.
  1. Осина.

  1. Распредели слова в три группы. Напиши их номера в таблицу.

1. Конфета.

2. Воробей.

 3. Летит.

4.Синичка.

5. Сладкая.

6. Лежит.

7. Шустрый.

8. Маленькая.

9.Чирикает.

  1. Отметь V слово, которое отличается от других как часть речи

  1. грязь
  1. грязнуля
  1. грязный
  1. загрязнение

  1. Отметь V слово, противоположное по смыслу слову  добрый

  1. глупый
  1. грустный
  1. злой
  1. жадный

  1. Отметь V слово, которое не обозначает предмет

  1. свет
  1. освещение
  1. засветиться
  1. светлячок

  1. Подчеркни слова, которые различаются только ударением. Поставь в этих словах ударение.

  1. Я варю уху.       Мама похвалила Варю.

  1. Дежурная мела пол.      Потом принесла кусок мела.

  1. Мы уже выучили уроки.      Тропинка уже дороги.

  1. По действиям узнай предмет  и запиши его название.

  1. Свистит, воет, дует (что?) _________________________.

  1. Сияет, светит, греет (что?) _________________________.

  1. Каркает, летает (кто?) ____________________________.

  1. Ползает, шипит (кто?)_______________________________.

  1. По признакам узнай предмет. Запиши его название.

  1. Серый, жадный, хищный __________________________.

  1. Быстрый, серенький, трусливый _________________________.

  1. Маленькая, рыжая, проворная ____________________________.

  1. Хищная, рыжая, хитрая _____________________________.

  1. Подбери  к названиям предметов названия их признаков. Запиши.

Что?

Какой?

мёд

ветер

дуб

  1. Подбери  к названиям предметов названия их признаков. Запиши.

Кто?

Какой?

мальчик

ёжик

медведь

  1. Подбери к названиям предметов названия признаков и действий. Запиши.

Какой?

Что делает?

мальчик

дождь

  1. Подбери к названиям предметов названия признаков и действий. Запиши.

Какое?

Что делает?

солнце

платье

  1. Подбери к названиям предметов названия признаков и действий. Запиши.

Какая?

Что делает?

птица

рыба

  1. Подбери к названиям предметов названия признаков и действий. Запиши.

Какие?

Что делают?

цветы

песни

  1. Соедини стрелочкой названия предметов с их признаками

пшеничный

каша

молочная

хлеб

ручная

голос

звучный

белка

  1. Отметь V слова с ударным гласным  е.

  1. Москва
  1. народ
  1. знамя
  1. герой
  1. совет
  1. дело

  1. Отметь V слова с ударным гласным  а.

  1. Москва
  1. народ
  1. знамя
  1. герой
  1. совет
  1. дело

  1. Отметь V слова с ударным гласным  о.

  1. Москва
  1. народ
  1. знамя
  1. герой
  1. совет
  1. дело

  1. Подчеркни слова, которые различаются только ударением. Поставь в этих словах ударение.

  1. Солнце село за село.

  1. Купи соли и соли капусту.

  1. Летели сорок сорок.

  1. Убери слог так, чтобы получилось новое слово. Запиши его.

  1. радуга

  1. машина

  1. волки

  1. лесник

  1. дорога

  1. баранка

  1. смородина

  1. Убери слог так, чтобы получилось новое слово. Запиши его.

  1. буквари

  1. бабочки

  1. стрекоза

  1. огород

  1. платочки

  1. олень

  1. беседа

  1. Из данных слогов образуй двусложные слова. Запиши их.

- стра -

- се -

- на -

- ни -

- ра -

- ца -

- та -

- гра -

- да -

1

2

3

4

5

  1. Из данных слогов образуй трёхсложные  слова. Запиши их.

- стра -

- се -

- на -

- ни -

- ра -

- ца -

- та -

- гра -

- да -

1

2

3

4

5

  1. Отметь V слова, которые можно переносить по-разному.

  1. парта
  1. мел
  1. карандаш
  1. картина
  1. книга
  1. ученик
  1. линейка
  1. ребёнок

  1. Отметь V слова, которые нельзя переносит.

  1. щука
  1. сом
  1. окунь
  1. пескарь
  1. лещ
  1. сиг
  1. судак
  1. белуга

  1. Отметь V слова, которые нельзя переносит.

  1. акула
  1. язь
  1. карп
  1. карась
  1. омуль
  1. судак
  1. камбала
  1. пескарь

Базовый (функциональный) уровень.

  1. Отметь V слова, состоящие из трёх слогов с ударением  на втором слоге

  1. магазин
  1. небеса
  1. сорочка
  1. фиалка
  1. листопад
  1. алфавит
  1. волшебник
  1. солнышко
  1. дорожка
  1. котёнок

  1. Отметь V слова, состоящие из трёх слогов с ударением  на втором слоге

  1. прилетел
  1. весёлый
  1. пушистый
  1. розовый
  1. нежность
  1. подсолнух
  1. гитара
  1. стрекоза
  1. статуя
  1. смеяться

  1. Выбери раздельные написания. Отметь V.

  1. (из) учать
  1. (в) ставить
  1. (в) тетради
  1. (к) другу
  1. (с) братом
  1. (к) олечко
  1. (с) бежать
  1. (на) мазать
  1. (из) дома
  1. (на) обед

  1. Выбери раздельные написания. Отметь V.
  1. (от) ветра
  1. (по) дороге
  1. (у) лететь
  1. (на) крыше
  1. (от) обедать
  1. (по) читать
  1. (у) дома
  1. (в) лесу
  1. (на) лить
  1. (в) бежать

5.В каком слове только второй слог может быть ударным? Отметь V

пропасть

село

орган

лицо

  1. Отметьте ряд V, в котором слова расположены в порядке возрастания  признака

  1. Огромный, маленький, большой, крошечный.
  1. Маленький, большой, огромный, небольшой, крошечный.
  1. Большой, огромный, крошечный, небольшой, маленький.
  1. Крошечный, маленький, небольшой, большой, огромный.

  1. Укажи V, в каком четырёхсложном слове ударение падает на второй слог

  1. жеребёнок
  1. октябрь
  1. мальчик
  1. рисуночек

  1. Отметь V слово, обозначающее действие предмета, в котором ударение падает на второй слог.
  1. восток
  1. звонит
  1. весёлый
  1. принял

  1. Подбери подходящие по смыслу слова.  Проведи к ним стрелочки.  В выбранных словах поставь ударение.

  1. щуки

  1. лисы

  1. слоны

В наших лесах живут … , … , … .  

  1. окуни

  1. волки

  1. жирафы

  1. клевер

  1. бананы

  1. пшеница

  1. рыси

  1. Подбери подходящие по смыслу слова.  Проведи к ним стрелочки.  В выбранных словах поставь ударение.

  1. щуки

  1. лисы

  1. налимы

В речках плавают … , … , … .  

  1. окуни

  1. волки

  1. жирафы

  1. клевер

  1. бананы

  1. пшеница

  1. рыси

  1. Подбери подходящие по смыслу слова.  Проведи к ним стрелочки.  В выбранных словах поставь ударение.

  1. кукуруза

  1. виноград

  1. огурец

На полях растёт … , … , … .  

  1. окунь

  1. волк

  1. жираф

  1. клевер

  1. банан

  1. пшеница

  1. Соедини стрелочкой названия предметов с их признаками

щёки

ленты

яблоки

красные

флаги

алые

румяные

  1. Поставь ударение над выделенными словами.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Тренировочные диктанты

Диктант 1.

Лось.

        В лесу живёт лось. Он ест траву и ветки. Лосю нужна соль. Мальчики Лёша и Юра идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль.

(29 слов)

Диктант 2.

Воробей.

        Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробьишко выпал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька  крался к малышу. Мать кинулась на врага.  Она прыгала перед Васькой, била кота крыльями. Кот отступил.

(32 слова)

Диктант 3.

Мышка и птичка.

        В лесу жили мышка и птичка. Мышка всё лето искала корм на зиму. Птичка пела песни.

        Наступила холодная зима. Дул сильный ветер. Мышка забралась в норку. А птичка?

(31 слово)

Диктант 4.

Друзья.

        Петя и Лёня – друзья. Мальчики часто бегают в рощу. Там они ищут шишки и кормят белку.

        С ребятами бежит в лес собачка Булька. Собака нашла в кустах ёжика. Ёж убежал.

(31 слово)

Диктант 5.

Зима.

        Пришла зима. Посыпались с неба снежинки. Белым ковром легли на поля, на холмы, на крыши домов. Теперь можно ходить на лыжах, бегать на коньках.

        Настали весёлые деньки. Хорошо зимой!

(30 слов)

Диктант 6.

Зимой.

        Был зимний день. Синичка прыгала по веткам дерева. Под корой она искала пищу. Тут выбежала из снега мышка. Мышка испугалась и задрожала. Она провалилась в медвежью берлогу. Там спала медведица и маленькие медвежата.

(34 слова)

Диктант 7.

Лесная чаща.

        Густой листвой покрылись деревья. Слышны птичьи голоса.

        За лосихой идёт рыжий лосёнок. Около норы лисы играют лисята. На сосне видны бельчата. Мать учит зверьков прыгать с сосны на сосну.

        Стрелой летит в лесную чащу рысь. Она несёт рысятам добычу.

(41 слово)

Диктант 8.

Зимой.

        Зима. Сильный мороз. У дома большой сугроб. На пруду лёд. На дорогах снег. У детей коньки и лыжи.  Мальчики едут с горы. Малыши играют в снежки. Девочки скользят на лыжах.

        Детям зимой весело.

         (34 слова)

Диктант 9.

В лесу.

        Мы идём в лес. Скрипят клесты. Свистит иволга. Около пней лежит жук. Муравьи тащат травинки. Пышным ковром лежит мох.  Стриж строит гнездо. Зайчик бежит к ручью. Ручей поит водой животных. В лапах сосны мелькает пушистый хвост зверька. Это белка.

        (41 слово)

Диктант 10.

Дружба животных.

        У Саши есть кот Бишка и собака Тузик. Животные живут дружно. Бишка любит играть с Тузиком. Он лапой трогает Тузика за хвост. Тузик бежит за котом. Часто Тузик и Бишка спят вместе.

        (34 слова)

Диктант 11.

Лебеди.

        На всей земле нет птиц красивее лебедей. Весной и осенью лебедей можно видеть у Финского залива.  Их путь домой проходит около берега моря.

Лебеди всегда летят в родные озёра. В каждом озере живёт одна пара лебедей.

        (37 слов)

Диктант 12.

Дружба.

        Жили собака Дружок и кошка мурка. У кошки родились котята.

        Вот Мурка ушла. Дружок стал играть с котятами. Котята влезут на спину Дружку и пищат.  Дружок рад. Тут пришла кошка и заурчала. Дружок уполз под крыльцо. Скучно Дружку без маленьких котят.

        (42 слова)

Диктант 13.

Шиповник.

        В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши болит рука.

        (27 слов)

Диктант 14.

Зимой.

        Вот и зима. Дети идут гулять в парк. У Лёвы и Димы лыжи. Яша взял санки.  Вот горка. Малыши едут на санках. Хорошо ребятам зимой!

        (26 слов)

Диктант 15.

Наше село.

        Наше село окружают леса. И школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдёшь гриб.

        (23 слова)

Диктант 16.

Грачи.

        Осенью грачи улетают на юг. Но не все. Зимой тоже можно видеть грачей. Живут они вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними – грач.

        (28 слов)

Диктант 17.

Дятел.

        В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.

        (19 слов)

Диктант 18.

Певец.

        День угасает. Смолкают голоса птиц. В тишине послышалась новая песня. Певец пробует красивый голос. Помолчал минуту и опять засвистел. Как хорошо поёт соловей! Идём в рощу слушать чудного певца.

        (30 слов)

Диктант 19.

Прогулка.

        Друзья ловко пролезли через кусты шиповника. Вышли на опушку леса. Перед ними чудесный лесной пруд. Низко склонились ветки ив. У дорожки мягкая травка. Дети вернулись на дачу. Уже готов обед.

        (31 слово)

Диктант 20.

Скоро осень.

        Я вышел на крыльцо. Тёмное небо было огромным и звёздным. Грустно шелестел сад в ожидании хмурой осени. Вдруг яростный порыв ветра налетел на сад. Стали падать поздние яблоки. Под ногой хрустнула ветка.

        (34 слова)

Диктант 21.

Осень.

            Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идёт частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетают в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

Слова для справок: небо, пора.

(27 слов)

Диктант 22.

Дружба.

        Алеша Чуйков и Андрей  Шишкин   два товарища . Оба любят животных. У  Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за  ней. У Андрюши чудесная собака.  Мальчик учит Акбара служить .

Слова для справок: товарища

        (28 слов)

Диктант 23.

Котенок.

   У Зины жил котенок.  Он был смешной. Звали котенка Пушок. Один раз залез Пушок в корзину и заснул.  Корзину унесли в чулан. Хватились – нет котенка. Зина  долго искала любимца.  

 Слова для справок: корзина, долго.

(31 слово)

Диктант 24.

Гадюка.

     Косили косари у леса и ушли. Я остался с собакой. Вдруг что-то холодное проползло под  ногами. Огромная гадюка вылезла из травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле .

Слова для справок: проползло, что-то, через.

(34 слова)

Диктант 25.

Зимой.

         Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные сильные ветры. Березы и липы стоят без листьев. Только сосна да ель зеленые. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки.  

(37 слов)

Диктант 26.

Рыбалка.

         Хорошо летом у реки! У берега  шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями сосны бьет ключ. Вокруг тишь.

        Мой товарищ закинул удочку. Он потянул за леску  и вытащил щуку. Мне же  попалась одна мелочь.  

(37 слов)

Диктант 27.

В лесу.

        Хорошо за городом! Зайдем в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. На лужайках много цветов. Вот белеет душистый ландыш. Рядом расцвела фиалка. Луч солнца играет в капельках росы. Кто это шуршит в траве? Да это еж!  

(38 слов)

Диктант 28.

Находка.

     В зимнюю пору я отправился к знакомому леснику.  Дорога вела узенькой извилистой тропинкой. Вдруг вдали под старой одинокой березой я увидел серую точку. Я ускорил шаги и  увидел, что это был заяц.  Я поспешил  рассказать о своей находке.

(39 слов)

Диктант 29.

Снег.

        Робкий , тихий снежок лег на землю. Небо серое,  а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом покрывает поля. Февральский снег колючий и сыплет с мглистого неба. Последний снег в марте и апреле. Он  плотный и липкий.

         Слова для справок: сыплет, мглистого.

(40 слов)

Диктант 30.

Корм для птиц.

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину. Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

(42 слова)

Диктант 31.

Зима

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. Всегда весело мчаться на коньках.

(40 слов)

Диктант 32.

Славный мороз.

Солнце село. На голубом небе показалась яркая луна. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер. К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

(47 слов)

Диктант 33.

Снег.

С неба падали пушистые снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

(46 слов)

Диктант 34.

Зимой.

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

(47 слов)

Диктант 35.

Зимний лес

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(50 слов)

Диктант 36.

Зима.

Хлопья снега падают на опавшие листья. Под елью спрятался маленький зайчик. На ветках деревьев и кустах сидят нахохлившиеся воробьи. Ночью часто подмораживает. Утром на снегу сплетутся узоры из заячьих, лисьих следов.

(32 слова)

Диктант 37.

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?
          Слова для справок: из-под.

(31 слово)


Диктант 38.


       Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.

        Слова для справок: побежал, не упал, поспешили.

(30 слов)

Диктант 39.


        Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов. Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду?
         Слова для справок: оставили.

(29 слов)

Диктант 40.


       Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер.Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.

     Слова для справок: засыпало, рябина, висели.

(32 слова)

Диктант 41.


       Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.

 
        Слова для справок: отправился, заметил, обед.

(34 слова)

Диктант 42.


        Ночью был сильный мороз. На воде - лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.
         Слова для справок: выпал, запряг, бежали.

(26 слов)


Диктант 43.


       Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы.         Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.
      Слова для справок: показалась, разнеслась.

(39 слов)

 Диктант 44.


         Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит.     На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
       Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке.  

(41 слово)

Диктант 45.


         Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.

           Слова для справок: бегут, стоят.

(36 слов)


Диктант 46.


          Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко.
Тёплые лучи играют в лужах с галками и воронами. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

(39 слов)

Диктант 47.

          Наше село стоит на берегу озера Липки. Кругом густые леса и широкие луга. Жители украсили наше село садами. Хорошо и красиво цветут сады весной. А к осени они дарят чудные плоды. Я люблю родные места. Здесь родились и выросли мой дед и отец.
      Слова для справок: родные, родились.

(43 слова)

Диктант 48

        Семья Васильевых получила новую квартиру. В доме есть газ, лифт. Красив вид из окна на Воробьёвы горы. В дом часто приходят друзья. Они помогают нам. Девочки играют с малышкой Ольгой. Брат Илья с отцом расставляют мебель.
В доме должен быть порядок.

        Слова для справок: приходят, помогают, расставляют, должен.

(41 слово)

Диктант 49

      Наступил май. В долинах задул свежий ветер. Журчат ручьи. У подножия горы уже видна зеленая травка. А среди молодой зелени во всех ямках блестят искры воды. Радуют глаз первые цветы. На березе появились молодые листочки.

(35 слов)

Диктант 50

Ёлка

         В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки. У Кати конь и зайка. У Ольги и Даши бумажные бусы. Хороши наши игрушки!

(29 слов)

Диктант 51

Шашки


            К Коле Чайкину пришли гости. Ребята играли в шашки. Ваня Ёлкин играл с Колей. Андрей Кружин следил за игрой. Потом играли Андрей и Ваня. Бабушка Клава давала всем чай.

(30 слов)

Диктант 52

Дюймовочка


     Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.
      Слова для справок: Дюймовочка, заметила.

(30 слов)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс

Контрольный диктант Весна       На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серё...

СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для промежуточной аттестации по русскому языку, 4 класс (для обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования)

Проверочная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования или самообразования, по учебному пр...

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 2 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфолгия . А также даны тексты диктантов....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 3 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и синтаксис и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 3 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и Тренировочные диктанты....

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку за 4 класс

Тренировочные задания по разделам: Фонетика, Орфография и пунктуация, Морфология, Состав слова и синтаксис и Тренировочные диктанты....