открытый урок в 3 классе по русскому языку "Род глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Попова Вера Сергеевна

урок  сообщения новых знаний по теме "Род глаголов прошедшего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_klass.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Род глаголов прошедшего времени»

Подготовила:

 учитель начальных классов

 Попова В.С.

2019 год


Тема урока: Род глаголов прошедшего времени.

Цель: создать условия для формирования знаний обучающихся об изменении родовых окончаний у глаголов в прошедшем времени.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Определять глаголы среди других частей речи, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения, работать в парах.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные высказывания, стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

1.ОРГ. МОМЕНТ

 (Слайд 1 чёрный квадрат)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя всё  знать, может быть не стоит и учиться?  

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже. Прежде чем начать урок, давайте проведём пальчиковую гимнастику.

2. Пальчиковая  гимнастика.

Наши нежные цветки                 – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки                 – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит. лепестки колышет. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки         – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают                         - вращать кистями рук

3.Запись числа.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

 ( Тринадцатое мая. Классная работа)

4.Минутка чистописания

- Назовите окончание в слове тринадцатое (ое)

- Окончание в слове мая (я)

- Пропишем сочетания этих букв в тетради.

    ое  яя

5.Словарная работа

- Найдите на доске  слово с непроверяемой безударной гласной ( работа)

- Давайте запишем  ещё несколько словарных слов

- Какой сегодня день недели? (понедельник)

- Вчера был какой день недели? (воскресенье)

- А завтра как будет называться?  ( вторник)

- После этого урока вы пойдёте что делать? ( обедать)

- А приём пищи называется  (обед)

- Какие овощи встречаются  в первом блюде?  (картофель, морковь, капуста)

Слайд №2 (словарные слова)  (проверка с доски)

- У кого написано без ошибок? У кого одна ошибка, две?

Слайд №3 (чёрный квадрат)

6.Проверка домашнего задания

                            Текст.

Вчера было в..скресен..е. Это выходной день. На обе..  мама приготовила вкусный борщ(ь).Капуста для борща выросла на нашем огороде.  Папа принёс из магазина сла..кую  м..рковку. Мы хорошо отдохнули в выходной день! Завтра, в п..недельник, в школу.

-Вставь пропущенные буквы, докажи  где можно.

- Подчеркни глаголы двумя чертами.

-Определи у глаголов время и род.

 

-Ребята, а какие  из этих  словарных слов вам встретились  в домашней работе? (воскресенье, капуста, морковка, понедельник)

- Возьмите сигнальные карточки. У кого все словарные  слова написаны без ошибок?

- В каких словах вы смогли доказать  написание пропущенных орфограмм?

7. Сообщение темы и целей урока

- Какую часть речи вы подчеркнули? ( глагол)

-В каком времени употреблены глаголы? (прошедшее)

- И что ещё определили у глаголов  (род)

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

Доска (тема)  Род глаголов прошедшего времени.

- Какие цели мы может поставить?  ( закрепить умение в  определении рода глаголов прошедшего времени)

- Да, мы закрепим  умение в  определении рода у глаголов прошедшего времени.

- А с чем ещё познакомимся?   Посмотрите на доску.

Слайд №4

Ветер прилетел

Метель прилетел

Облако прилетел

Птицы   прилетел.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает? (-Окончаний.)

- С чем познакомимся ещё на уроке? ( С изменением окончаний у глаголов прошедшего времени)

-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)

 - Я вам раздаю карточки с этими предложениями. Попробуйте сами вставить окончания глаголов.

- Вы вставили окончания. Но вот проблема: верно ли вы это сделали? Может кто-то объяснит какие окончания вы вставили и почему?

( Проверим ваши предположения )

-  Отложите карточки в сторону. Они нам потребуются чуть позже.

8. Совместное открытие новых знаний.

- Работаем в парах. Каждая пара получает по два слова.  

1 пара    Сияла,  думала.    

2 пара    

3 пара

-Прежде чем приступить к работе, назовите  какой частью речи  являются все эти слова?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц –опрос: (Слайд5 )

Глагол – это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы обозначают……..

Что можно определить у глагола…

-  определяем время, число, лицо и род

Проверяем :  кто отвечает от каждой пары определитесь.

             1 пара                2 пара                 3 пара

                   а                           о            

                   п.в                      п.в                        п.в

                   ед.ч.                   ед.ч.                     ед.ч.

                    3 л.                    3 л.                       3 л.

                    ж.р.                   ср.р.                      м.р.

- Посмотрите на ваши ответы и скажите, отчего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? ( от рода)

- Какие окончания в женском роде, среднем, мужском? А во множественном числе?

 -Мы решили проблему?

- Возьмите карточки в которых вы вставляли окончания  и проверьте,  верно ли вы их вставили.  ( взаимопроверка)

9.Физкультминутка «Горячо-холодно»

-А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Горячо- (а антоним к этому слову) холодно».  В классе я спрятала конверт, но вот беда: забыла где. Помогите его найти. Если вы  все вместе идёте в нужном направлении, я говорю «горячо», если в другую сторону «холодно».

( В конверте задание: образовать глаголы прошедшего времени и выделить суффикс). Дети работают в группе, совещаются и один записывает у доски

Конверт

- Образуйте глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы.

Замолчать

Помешать

Болтать

Запомнить

Бежать

- Какой вывод мы можем сделать? (  У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л .  

10 .Закрепление изученного материала.

Работа с учебником  упр. 220  ( комментировано)

11. РЕФЛЕКСИЯ.

- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?

- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).

- В каком времени использовали глаголы?

- Что узнали о прошедшем времени?  ( изменяются по родам, есть суффикс л)

12 . Д/З с.  №221 ( прочитать текст)

13. Выставление отметок.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.

    Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Задачи урока:Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написан...

Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Презентация  к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».

Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием  глагол...

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...