Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Работа с суффиксом -чив-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosova_mariya_russkiy_yazyk.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Носова Мария 21(9) группа 44.02.02 Преподавание в начальных классах                                                                                                   март, 2019

Конспект урока русского языка

студентки 21(9) группы

Носовой Марии Анатольевны

Подпись методиста ___________/А.Л. Ситникова

                                                                                                                 Подпись учителя _________/Т.Т. Фомичева

Дата: 13. 03. 2019

Класс: 4 «Б»

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить».

Цель: познакомить учащихся с суффиксом «-чив-», с помощью которого образуются имена прилагательные от усечённых основ глаголов, и обобщить знания по основным изученным орфограммам.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.                                                                      

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

- умение осуществлять логическое действие анализ, синтез, обобщение;

- умение устанавливать аналогии.

- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

- умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Предметные результаты: познакомятся с суффиксом «-чив-», научатся образовывать новые имена прилагательные от усечённых основ глаголов с помощь. суффикса «-чив-»

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, проектор, компьютер, презентация

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная       

Макет доски: 

секрет                     с.кр.т                                                                                                                                                    улица                          .л.ц.                                                                                                                                                                                   февраль                      ф.вр.ль                                                                                                                                                                                      футбол                         ф.тб.ол                                                                                                                                                                               инженер                         .нж.н.р                                                                                                                                                                  коллекция                     к.лл.кц.я                                                                                                                                                                         солдат                          с.лд.т

Доверять+ чив= доверчивый

Находить+  чив= находчивый

Раз+ говорить+ чив=разговорчивый

Влюбиться+ чив= влюбчивый

От+ зыв+ чив=отзывчивый

Устоять+ чив=устойчивый

Сбивать+ чив=сбивчивый

Навязаться+ ив= навязчивый

Изменить+ чив= изменчивый

В+ думать+ чив= вдумчивый

Образец страницы тетради:

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, меня зовут Мария Анатольевна и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, садитесь.

Приветствие учеников.

Приветствие учителя, друг друга и гостей.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.

- Прочитайте самостоятельно запись на доске.

- Поднимите руку, у кого возникли трудности? Поднимите руку, кто смог прочитать? Кто сможет предположить, какой секрет надо знать, чтобы прочитать зашифрованные слова? (из слов пропали гласные буквы, надо восстановить слова)

С.КР.Т

.Л.Ц.

Ф.ВР.ЛЬ

Ф.ТБ.Л

 .НЖ.Н.Р

 К.ЛЛ.КЦ.Я

 С.ЛД.Т

- Попробуйте в парах восстановить слова.

- Какие слова у вас получились? Что объединяет эти слова? (это словарные слова)

- Слова запишите в тетрадь, в строчку, через запятую, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить,

- Проверьте правильность выполнения работы по образцу.

ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ

 (Секрет, улица, февраль, футбол, инженер, коллекция, солдат).

- В словах этого столбика спряталась ещё одна загадка. Прочитайте слово по первым буквам этих словарных слов.

- Кто прочитал зашифрованное слово?

- Как вы думаете, как может это слово быть связано с темой урока?

Вставляет буквы в слова, которые называют ученики.

Задает вопрос.

Называют слова, а учитель вставляет буквы.

Суффикс.

Это слово связано с темой урока.

Открывают тетрадь, записывают число и классная работа. Переписывают словарные слова.

Работа в парах.

Читают слова, записывают в тетрадь,  ставят ударение, подчеркивают букву, которую надо запомнить.

Сверяют слова с эталоном на слайде.

Определение темы и цели урока

- Откройте учебник на странице 96 (девяносто шестой).

Прочитайте тему урока.

- Поставьте цель урока по теме (чему будем учиться на уроке?)

- Какой безударный гласный надо запомнить в суффиксе?

Работа с учебником.

Постановка темы и цели урока.

 Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.

Безударный гласный -и- надо запомнить

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

- Найдите упражнение 99. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

Птичье щебетанье.

Тиканье капели.

Всходит утро раннее

Первого апреля.

В этот день улыбчивый

Жить без шуток плохо.

Если ты обидчивый,

Вспыльчивый, забывчивый,

Хмурый, неуживчивый-

Берегись подвоха!

(В. Берестов)

- Кто автор стихотворения?

- Валентин Берестов- русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Писал для взрослых и детей.

- А каком дне в апреле говорится?

- Объясните значение слов: вспыльчивый, неуживчивый и обидчивый. Какого человека мы называем «вспыльчивый»? О каком человеке мы можем сказать «неуживчивый»? О каком человеке можем сказать «обидчивый»?

- Как вы думаете, это положительные или отрицательные качества человека? Почему?

- Как вы понимаете последнее предложение в стихотворении?

Если ты обидчивый,

Вспыльчивый, забывчивый,

Хмурый, неуживчивый-

Берегись подвоха!

- Кто напомнит последовательность действий при выполнении разбора слова по составу.

(Выполнение разбора слов по составу)

- Забывчивый (глагол)

-Неуживчивый (глагол)

Слова с разделительным Ь знаком подчеркни синим карандашом. Слова, в которых Ь показывает мягкость согласного, подчеркни желтым карандашом. Выпиши выделенные слова в столбик. Разбери по составу первые два слова. Какой общий суффикс есть в этих словах? Он ударный или безударный? Выдели этот же суффикс в остальных словах. Основы слов какой части речи дали жизнь этим словам? Напиши глагол, от основы которого было образовано третье слово.

  Написание суффикса –чив- надо запомнить.  

Работа с упражнением 99 на 96 странице.

Работа с упражнением.

Рассказывает про автора стихотворения «Первое апреля»

Выполняют 99 упражнение на 96 странице.

Улыбчивый (безударный)

Обидчивый (безударный)

Вспыльчивый (вспылить. глагол)

Про первое апреля- день смеха

Вспыльчивый- склонный приходить внезапно в гнев, способный вспылить, раздражительный

Неуживчивый- плохо ладящий с окружающими, плохо уживающийся с другими.

Обидчивый- легко обижающийся, склонный чувствовать обиду.

1)окончание

2) основу слова

3) корень

4) приставка или суффикс

Забывчивый (глагол)

Неуживчивый (глагол)

Читают и запоминают правило.

Реализация построенного проекта

-Я буду диктовать слова, а вам надо от них образовать прилагательные с суффиксом –чив- и разобрать их по составу

Доверять+ чив= доверчивый

Находить+  чив= находчивый

Раз+ говорить+ чив=разговорчивый

Влюбиться+ чив= влюбчивый

От+ зыв+ чив=отзывчивый

Устоять+ чив=устойчивый

Сбивать+ чив=сбивчивый

Навязаться+ ив= навязчивый

Изменить+ чив= изменчивый

В+ думать+ чив= вдумчивый

Называет слова при помощи суффикса –чив- образовывают прилагательные.

Пишут новые слова при помощи суффикса –чив-.

Разбирают слова по составу.

Первичное закрепление

- Откройте Рабочую тетрадь на 46 странице упражнение 42.

- Прочитайте задание, что надо сделать?

Во саду ли, во поле

Во саду ли, во поле,

В городе Укрополе,

Где торчит стручок дозорный

Над оградой помидорной,

За салатной слободою,

За гороховой горою,

За морковным мокрым долом,

За чесночным частоколом,

Под светлицею свекольной

Сытый, праздничный, довольный,

Лёг на розовый бочок

Кабачок!

Держит листик на весу.

Пьёт медовую росу. (М. Яснов)

Найди в тексте прилагательные. Желтым карандашом подчеркнуть те из них, которые родились прилагательными. Прилагательные, образованные от основ существительных, в следующем порядке: 1. Прилагательные образованные от существительных с суффиксом –н-  от основ существительных. В скобках написать существительные, в корнях подчеркнуть чередования.

2. Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффикса –ов-. В скобках написать существительные. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс.

- Найдите на странице 48 (сорок восьмой) упражнение 43 (сорок третье).                            

-Прочитайте задание. Расскажите, что надо сделать?

От основ существительных, записанных в скобках, образуй с помощью суффикса –ск- прилагательные и запиши их в нужной форме. Суффикс выдели.

- Кто идет вперед, откройте 51 страницу упражнение 46. Выполняйте самостоятельно.

Вставить пропущенные буквы. От основ существительных, записанных в скобках, образуй прилагательные с  помощью суффикса –лив- и запиши  их в  нужной форме. В прилагательных  поставь ударение. Синим карандашом подчеркни  прилагательные, в которых  ударение падает на суффикс.

(Сон) …  да ленивый – два родных братца. (Запас)  …    лучше – богатого.  (Зависть)  …   око видит далёко.  (Стыд)    … покраснеет, а бесстыжий побледнеет. (Слеза)  …      слезами обольётся, а (смех)  …  со смеху надорвётся.

Выделенные глаголы разбери по составу.

Покраснеет , побледнеет

Прочитать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть двумя чертами глагол- исключение.

Открывают рабочую тетрадь на 46 странице 42 упражнение.

Читают задание.

Дозорный(дозор), помидорной(помидор), салатной( салат),чесночным(чеснок, свекольной(свекла)праздничный(праздник), довольный( довольство)

гороховой(горох), розовый(роза) медовую(мед)

Открывают  48 страницу 43 упражнение.

Читают задание.

  1. (Египет) египетские пирамиды
  2. (Афины) Афинский акрополь
  3. (Форос) Форосский маяк
  4. (Москва) Московский кремль
  5. (Родос) Родосский Колосс
  6. (Рим) Римский колизей

Сонливый да ленивый – два родных братца.

Запасливый  лучше – богатого.  

Завистливое  око видит далёко.  

Стыдливый  покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Слезливый слезами обольётся, а смешливый  со смеху надорвётся.

Рефлексия учебной  деятельности (итог урока)

- Вспомните и назовите тему нашего урока

- Какой была цель урока?

- Как вы умаете, достигли ли мы цел урока?

- С каким суффиксом мы сегодня познакомились?

- Какое правило мы должны запомнить?

Суффикс –чив.

Написание суффикса –чив- надо запомнить

Информация о  домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запишите домашнее задание. В рабочей тетради на 49 странице упражнение 44. Вам надо сначала прочитать текст, затем вставить пропущенные буквы. Показать с помощью знаков в какой части слова пропущена буква. Над местоимениями указать лицо, число и падеж, кроме подчеркнутого. Выделенные прилагательные запишите в начальной форме и покажите, как образовано каждое из них.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник. Слушают инструктаж о выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы "Правописание слов, написание которых надо запомнить", 1 класс

Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования  урока в виде таблицы. В ней спланирована  деятельность учителя и работа ученика.Обучение ...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"

Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой....

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: "Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед  -л"...

"Правописание слов, написание которых надо запомнить"

Методическая разрабока урока по русскому языку предназначена для 1 класса. Подходит к УМК  "Школа России"....

Конспект по рус.языку. Повторение слов, написание которых надо запомнить

Тема: «Повторение слов, написание которых надо запомнить»Цели:повторить слова, написание которых надо запомнить;развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;развивать воображе...