Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные признаки изученных единиц речи» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель:  систематизация полученных  знаний об имени прилагательном;

 Планируемые результаты
Предметные:
- знать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.
- уметь определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- уметь разбирать прилагательное как часть речи

Личностные:
-
проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  урок рефлексия

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

Кабинет:  12

Конспект урока по русский язык

 «Основные признаки изученных единиц речи»

Цель:  систематизация полученных  знаний об имени прилагательном;
 Планируемые результаты
Предметные: 
- знать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.
- уметь определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- уметь разбирать прилагательное как часть речи

Личностные:
-
 проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  урок рефлексия

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

- Здравствуйте, дорогие  ребята.
Я улыбнусь вам,

Вы улыбнитесь мне,

Улыбнитесь друг другу,

И мы начнём урок.

- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя, своих одноклассников и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

7 минут

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

-Открываем тетрадь, записываем число. Сегодня 23 апреля ,  классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.
- Дальше записываем словарную работу
тр..ктор, р..стение, п..мятник,  хо….ей, ра…тояние, ов…с
- Списываем.  Выделяем орфограммы.
- Посмотрите на слайд. Прочитайте его. Выпишите прилагательные. Выделяя род, число, падеж
-
Какое прекрасное утро. Солнце светит ярко, нежно согреваю нас своими светлыми лучиками. Грустные деревья тихо покачиваются. Скользкий ветерок свистит очень тихо. Еще только раннее утро.
- Расскажите порядок разбора, который мы изучали на прошлом уроке.
- Как определяем род, число, падеж,  имени прилагательного?
- Имеет ли имя прилагательное свой род?
-Почему эта часть речи получили такое название ?

-прописывают минутку чистописания

-записывают число
- прописывают словарные слова

- выписывают прилагательные
- ответы детей
-вначале определяем род, число, падеж у имени существительного
- нет, прилагательное изменяется по родам, зависит от сущ., к которому относится
-эта часть речи «прилагается» к имени существительному зависит от него

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

2минуты

-Кто догадался, какая будет тема урока?
- Какую цель поставим?

 -  мы будем продолжать говорить о имени прилагательном
- закрепить изученные знания о имени прилагательном

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

15 минут

Проверочная работа по русскому языку для 3 класса по теме «Имя прилагательное»

1 вариант

1.     Выбери правильный ответ: Часть речи, которая  обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? это:   а) существительное        б) прилагательное      в) глагол                                г) местоимение

 2.  Подчеркни  имена прилагательные:

Серёжа,   лесной,  бежать, утренний.

  3. В каком варианте падеж имени прилагательного указан ошибочно?

а) на высоком дереве– предложный падеж

б) у нового дома – винительный падеж

в) к новой школе– дательный падеж

г) около широкой дороги – родительный падеж

4. Какое из имен прилагательных употреблено в форме множественного числа:

а) красивая     б) тетрадный     в)солнечные    г)холодное

5. В какой строчке имя прилагательное употреблено в прямом значении:

а) железная кастрюля

б) железная воля

в) железное правило

г)железный характер

 6. В какой строчке все имена прилагательные стоят в единственном числе?

а) мокрое, вкусные, мелкая, летний

б) крепкий, гладкая, легкая, большой

 в)огромная, радостный, трудное, робкие      

 г) полночная, утренние, хороший, ласковое

7.  Запиши слова в три столбика: легкое, тетрадный, речная,  домашняя, морковный,  учебный,  красивая,  осеннее, высокий, теплое, бумажная, яркое, красный

8. Определи падежи прилагательных в стихотворении:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

9. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

а) весёлый –вЕсело                   в) садовые - сАды

б)лесной –лЕс                      г) зимний - зИмы

10*.   Прочитай предложения и выполни задания.

 Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки.  Из коры берёзы закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы.

- В первом предложениях подчеркни грамматическую основу.

- Второе  разбери по членам предложения. Укажи, какой частью речи являются слова в предложении.

11*. В каком предложении выделенное прилагательное употреблено в творительном падеже?

а) Свесил сизые сережки великан-овес.

б) Носит одуванчик желтый сарафанчик.

в) Бабушка сварила вкусную уху.

г) Румяной зарею покрылся восток.

12*  Придумай  и  запиши  два  предложения  со словом «ДЕЖУРНЫЙ»: в первом это слово должно быть подлежащим, во втором – второстепенным членом предложения.

 1)__________________________________________________________________________________________________________2)_________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по русскому языку для 3 класса по теме «Имя прилагательное»

2 вариант
    1.     Выбери правильный ответ:  Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает:                

а) действие предмета        б) признак предмета

в) предмет                                    г) ничего не обозначает

 2.  Подчеркни одной чертой имена прилагательные:   горная,  щелкает,  весенний, идет.

 3. В каком варианте падеж имени прилагательного указан ошибочно?

а) к любимой маме – предложный падеж

б) у большого стола – родительный падеж

в) к кирпичному дому – дательный падеж

г)дремучий  лес – именительный падеж

4. Какое из имен прилагательных употреблено в форме множественного числа:
а) грибной     б)деревянная     в)синие     г) просторное

5. В какой строчке имена прилагательные употреблены в прямом значении:

а) горячий прием     б) горячая вода

в) горячий характер     г) горячая весть
    6. В какой строчке все имена прилагательные стоят в единственном числе?

а) дружный, длинная, высокие, яблочное          

б) мышиный, осенний, летние, зимняя                

 в) голубое, смелая, бумажный, мышиная

г) мелочные, красная, хитрый, опасное

7.  Запиши слова в три столбика:

 яблочное, ветреный, надежная,  конный, смелый, дождливое, осенний,  вкусная, синее, белая, длинное, высокая

8. Определи падежи прилагательных в стихотворении:

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

9. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

а) тяжёлый – тЯжесть                   в) столовая - стОлик

б)хвалебный – хвАлить                      г) весёлый-вЕсело

10*.  Прочитай предложения и выполни задания.

Мы шли на рыбалку. Дорога шла через спелую рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Под ногами пробежала полевая мышь.

 - Во втором предложении подчеркни грамматическую основу.

-  Разбери по членам третье предложение. Укажи, какой частью речи являются слова в предложении.

11*. В каком предложении выделенное прилагательное употреблено в родительном падеже?

а) Иду я с ружьем по дремучему лесу.

б) Мы просидели в палатке до глубокой ночи.

в) В спальне на мягкой кровати сидела бабушка.

г) Остров покрылся нежной зеленью.

12*.  Придумай  и  запиши  два  предложения  со словом «рабочий»: в первом это слово должно быть подлежащим, во втором – второстепенным членом предложения.

 1)___________________________________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________________________________

-выполняют самостоятельную работу

 

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Динамическая пауза

1 минута

-Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

-Сейчас я вам буду называть слова,  если это имя прилагательное то вы делаете хлопок, а если не имя прилагательное то топаете.

Красный, карандаш,  яблоко, груша, кислый, лимон, бревно, брат, Зелёная ,трава, прозрачное, стекло, друг,, яркое, солнце, круглый, стол, дорога, пушистый, снег, высокое, дерево, хлеб, глубокая, река, молоко.

- определяют имена прилагательные и существительные и выполняют движения

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

3 минуты

- Исправьте ошибки в разборе слов – зачеркните признаки, указанные неверно.
Душистым шампунем- душистым – прил., ед.ч, П.п., ж.р
С яблочным повидлом- яблочным – прил., мн.ч, Т.п, с.р,
В новых туфлях - новых -  прил., мн.ч, П.п, ж.р,
Известную фамилию – известную – прил., ед.ч.,И.п, ж.р;

- ответы детей

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 минуты

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Предложение – единица языка и речи".

На уроке русского языка учащиеся закрепляют умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения, умение распознавать подлежащие и сказуемое в пре...

Конспект урока по русскому языку на тему: « Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему "Общие грамматические признаки у слов каждой части речи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно...

Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс

В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное как часть речи"

Цель: познакомить с существенными признаками имён прилагательных и функцией прилагательных в нашей речи; учить распознавать  имена прилагательные в тексте, находить слова, к которым они относятся...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Имя прилагательное как часть речи» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные:- нахо...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имён прилагательных в речи» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных. - формирование умений подбирать подходящие по смы...