Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Шерстобитова Дарья Андреевна

    Предварительный просмотр:

    Дата: 26.04.19

    ФИО учителя: Максимова Н.А __________

    Школа: 141

    ФИ студента: Шерстобитова Д.

    Класс: 4 «В»

    ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

    Кабинет: 29

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема: «Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.»

    Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
    • уметь различать глаголы среди других частей речи;
    • уметь определять глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени и выделять их окончания.


    Личностные:

    Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл., 2 ч., стр. 94-95), презентация, раздаточный материал.

    Челябинск, 2019 г.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I.Самоопределение к деятельности

    (Словесный – Беседа)

    1 минута

    Придумано кем-то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться.

    Доброе утро!

    Доброе утро, солнцу и птицам.

    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    (приветствие учителя и учащихся)

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    II.Актуализация знаний и мотивация

    (Словесный – Беседа)

    (Практичес

    кий-  чистописа

    ние)

    5 минут

    (проверка домашнего задания)

    Минутка чистописания.

    Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски высказывание И.А. Крылова.

    Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.

    Как вы понимаете данное высказывание?

    Найдите и подчеркните в этих предложениях глаголы.

    Словарная работа.

    Сегодня на уроке мы повторим словарные слова с удвоенной буквой С, а какие, вы узнаете, решив кроссворд (на каждую парту раздать по одному кроссворду в печатном варианте).

    https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618425/img.gif

    1. Обязательный помощник продавца.
    2. Широкая городская дорога, по которой гуляла знаменитая девочка Саша из скороговорки.
    3. Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
    4. Кого везет водитель автобуса?
    5. ___________ слона может достигать 1 тонны.
    6. «Люблю тебя, великий и могучий ________ язык!»
    7. Мой папа по ____________ пожарный.
    8. Я живу в самой большой стране мира - _____________.
    9. От дома до школы каждое утро я преодолеваю большое __________________.

    Каллиграфически запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограммы.

    Как вы понимаете значение слова шоссе?

    Составьте и запишите с данным словом предложение.

    (проверяют домашнюю работу)


    -Ум и слова помогают человека больше, чем грубая сила.
    -Быть.

    (решают кроссворд)


    (работают самостоятельно в тетради и у доски)

    (высказывают мнение)

    (работают самостоятельно в тетради и у доски)

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Л:целеполагание.

    III.Постановка учебной задачи

    (Словесный – Формулировка темы и цели урока)

    5 минут

    Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

    Вспомните, какие глагольные формы вы знаете?
    Какого вида бывают глаголы?

    Как определить вид глагола?

    Что называется спряжением?

    Определите спряжение личных глаголов:

    Идёт, цветёт, шумит, поёт, звенит, журчит

    Возникли ли у вас затруднения?

    А как определить спряжение глаголов, если личные окончания безударные?

    Стро[и]шь, зре[и]шь

    Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

    Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока:

    -узнать…
    -познакомиться…
    -повторить…
    -узнать больше о…
    -упражняться в…

    Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

    -«I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени»

    -Начальная и личная.

    - Совершенного и несовершенного.

    -Задать вопрос: Что делать? (несов.в), Что сделать? (сов.в).

    -Изменение глагола по лицам и числам.

    -1 спр: идет, цветет, поет. 2 спр: шумит, звенит, журчит.

    -Нет, не возникли.


    -Мы не знаем ответа на вопрос.

    - «I и II спряжение глагола настоящего и будущего времени с безударными личными окончаниями»

    (формулируют цели урока)

    Л: формулировка проблемы; 

    Л: анализ;

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    К: владение диалогической формой речи;

    Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

    IV. Открытие нового знания

    (Словесный – беседа)

    (Практический – упражнение)

    10 минут

    Выполним Упр. 189 (с. 93). Рассмотрите таблицу.

    Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения? Назовите окончания сначала I, а потом II спряжения по цепочке.

    Для чего это надо знать?

    Абсолютно верно!

    Упр. 190 (с. 93). Прочитайте задание, что нужно сделать?

    Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончания, лицо, число и спряжение.

    Выполним это задание у доски и в тетради.

    Сделайте вывод: Как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

    Прочитаем сведения о языке на с. 94.

    Какие глаголы относятся ко II спряжению? к I спряжению?

    Назовите глаголы-исключения.

    Запомнить глаголы-исключения помогут следующие стихотворения:

    Гнать, держать, смотреть и видеть,
    Дышать, слышать, ненавидеть,
    И зависеть, и вертеть,
    И обидеть, и терпеть —
    Вы запомните, друзья,
    Их на е спрягать нельзя.

    Ко второму же спряженью
    Отнесём мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключая брить, стелить,
    А ещё смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, дышать, держать, терпеть,
    И зависеть, и вертеть.

    Как вы думаете, ребята, а как еще можно запомнить окончания I и II спряжения?

    К суффиксам -е– и -и– можно подставить две горизонтальные линии сверху и снизу.

    На что они станут похожи?

    Е И

    Верно, на римские цифры I и II! В первом спряжении всегда -Е-, во втором – -И-.

    (работают с учебником)

    (работают устно по цепочке)

    - Чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями.

    -Нужно выписать глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени.

    (работают самостоятельно в тетради и у доски)

    -По неопределенной форме глагола.

    (читают устно по цепочке)

    -К первому спряжению относятся глаголы на –ать, -еть, -оть, -уть.

    -Ко второму спряжению относятся: все глаголы на –ить; четыре глаголов на –ать: гнать, держать, дышать, слышать; семь глаголов на –еть: видеть, терпеть, ненавидеть, смотреть,  зависеть, вертеть, обидеть.

    -Брить, стелить,

    (читают вслух по цепочке)

    (высказывают предположения)

    -На римские цифры 1 и 2.

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    К: владение диалогической формой речи;

    Л.: самоопределение.

    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

    1 минута

    Руки вверх, перед собой!

    Вправо, влево головой!

    А теперь вперед, назад!

    Отдохнуть ты будешь рад!

    Руки в стороны веди

    И руками покрути.

    Потянулись и вздохнули.

    Мы вдыхаем-выдыхаем,

    И к уроку приступаем.

    (выполняют упражнения в соответствии со словами учителя)

    Р.: саморегуляция

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

    10 минут

    Упр. 192 (с. 94). Прочитайте задание, что нужно сделать?

    Выполним задание устно по цепочке.

    Теперь выполним Упр. 193 (с. 95). Прочитайте задание, что нужно сделать?

    Выполним это задание у доски и в тетради.

    Сделайте вывод: какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа?

    -Нужно объяснить, как определить спряжение данных глаголов по неопределенной форме, пользуясь образцом.

    (работают устно по цепочке)

    -Нужно выписать глаголы из предыдущего упражнения, указать спряжение и поставить форму 2 лица ед.ч настоящего времени.

    (работают самостоятельно в тетради и у доски)

    - Окончания –ешь, -ишь.

    К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

    Лог.: синтез

    VI. Самостоятельная работа самопроверкой

    (Практический – упражнение)

    (Имитативный – запоминание)

    10 минут

    Работа по карточкам.

    Выпиши глаголы по группам: с ударными окончаниями, с безударными окончаниями, глаголы – исключения. Определи спряжение и выдели окончания.

    Звучишь, Пищат, Хрустят, Кладете, Трясем, Пасут, Думаешь, Знакомишь, Дарят, Жаришь, Дышим, Вертят, Смотришь, Терпят, Держим

    Ключ (без спряжений):

    Звучишь
    Пищат
    Хрустят
    Кладете
    Трясем
    Пасут

    Думаешь
    Знакомишь
    Дарят
    Жаришь

    Дышим
    Вертят
    Смотришь
    Терпят
    Держим

    (работают самостоятельно по карточкам)

    П: структурирование знаний;

    К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

    Л:синтез

    VII. Включение в систему знаний

    (Практический – дидактическая игра)

     

    2 минуты

    Игра “Исключи лишнее слово”.

    Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).

    Строим, клеим, отвечаем,  говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

    Молчат, посеют, думают, живут (посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).

    Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)

    Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (глаголы – исключения).

    П: рефлексия способов и условий действия;

    К: управление поведением партнера – коррекция.

    VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

    (Словесный – Беседа)

    (Практический – Подведение итогов)

    3 минуты

    Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

    Добились ли вы цели, которую ставили для себя на урок?

    Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте облако голубым цветом.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте облако фиолетовым цветом.

    Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, раскрасьте серым цветом.

    Покажите свои облака. Молодцы!

    Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

    -Учебник, с. 95, упражнение 195.

    -РТ, страница 52, 53.

    Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

    -«I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени»

    (высказывают мнение)

    (выполняют самооценку деятельности)

    (записывают домашнее задание)

    К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    П: рефлексия способов и условий действия;

    Р: оценка.

    В данном конспекте применяется технология проблемного обучения.



    Предварительный просмотр:

    Дата: 29.04.19

    ФИО учителя: Максимова Н.А __________

    Школа: 141

    ФИ студента: Шерстобитова Д.

    Класс: 4 «В»

    ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

    Кабинет:

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема: «Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями»

    Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
    • уметь различать глаголы среди других частей речи;
    • уметь определять глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени и выделять их окончания.

    Личностные:

    Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

    Тип урока: общеметодологической направленности.

    Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2 ч., стр 72), презентация, раздаточный материал.

    Челябинск, 2019 г.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I.Самоопределение к деятельности

    (Словесный – Беседа)

    1 минута

    Здравствуйте, ребята!

    Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

    (приветствие учителя и учащихся)

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    II.Актуализация знаний и мотивация

    (Словесный – Беседа)

    (Практический – проверка домашней работы)

    (Практический-  орфографическая минутка)

    5 минут

    (проверка домашнего задания)

    Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

    Прочитайте слова. Подумайте, какое слово лишнее? (сильный-прил.) Запишите эти слова себе в тетрадь.

    Рису….шь, блест…шь, сильн..й дума…шь, говор…шь, , стро..шь, ид…шь.

    Что общего в остальных словах? (глаголы)

    Что такое глагол?

    Что вы ещё знаете о глаголе?

    На какие две группы можно разделить данные глаголы?

    Распределите глаголы на две группы, поставьте в каждом из них ударение и выделите окончания, определите спряжение.

    Рисуешь Блестишь

    думаешь говоришь

    строишь идёшь

    (проверяют домашнюю работу)

    -Сильный – это прилагательное.

    (записывают слова в тетрадь)

    -Все эти слова – глаголы.

    -Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    (высказывают мнение)

    -Глаголы с ударным и безударным окончанием.

    (выполняют работу самостоятельно в тетради и у доски)

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Л:целеполагание.

    III.Постановка учебной задачи

    (Словесный – Формулировка темы и цели урока)

    10 минут

    Прочитайте, какие глаголы вошли в первую группу?

    Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? 


    Прочитайте, какие глаголы вошли во вторую группу?


    Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов? 

    Легко ли в этих словах определить спряжение? 

    Определите тему сегодняшнего урока. 

    Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

    У каждого из вас есть на столе лист, где прописаны цели, выберите для себя те цели, которые вам хотелось бы достичь.

    Цель (чего я хочу добиться на уроке)

    Учиться грамотно писать личные окончания глаголов

    Учиться определять спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями

    Учиться ставить глагол в неопределённую форму

    Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

    Вспомнить, каким членом предложения может быть глагол.

    Пополнить свой словарный запас.

    Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

    -Рисуешь, думаешь, строишь.

    -Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями можно определить по гласной в окончании. Если в окончании гласная Е, а в форме 3-го лица множественного числа -УТ, -ЮТ, это глаголы I спряжения. Если в окончании гласная И, а в форме 3-го лица множественного числа -АТ, -ЯТ, это глаголы II спряжения.

    -Блестишь, говоришь, идешь.

    - В безударных личных окончаниях глаголов нечетко слышится гласная. Мы не знаем, что писать: И или Е.

    -Нелегко, так как мы не знаем, какую гласную надо писать.

    - «Определение спряжения глагола с безударным окончанием»

    (работают самостоятельно на карточках)

    Л: формулировка проблемы; 

    Л: анализ;

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    К: владение диалогической формой речи;

    Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

    1 минута

    Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – стучите ногами.

    Идёшь (1), шумят(2), поёшь, (1) шуршите (2), звенят (2), плывут (1), лежит (2), цветёт (1), растёт (1), говоришь (2), кричишь (2).

    (выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

    Р.: саморегуляция

    VI. Самостоятельная работа самопроверкой

    (Практический – упражнение)

    (Имитативный – запоминание)

    5 минут

    Вставьте пропущенные буквы, выделите окончание глаголов, определите спряжение:

    Рису…шь в альбоме, слыш…шь свисток, черт….шь по линейке, чита…шь книгу, дума…шь о собак…, бега…шь по улице.

    Исследуйте пословицы, вставьте пропущенные слова, определите спряжение глаголов:

    Труд человека …, а лень ….

    Глаза …, а руки ….

    По одежке …, а по уму ….

    О чем, ребята, говорят нам данные пословицы?

    Откройте учебник на странице 96, упражнение 196. Что нужно сделать?

    Выполните задание самостоятельно в тетради.

    В форму какого лица и числа необходимо было поставить глаголы?

    Верно. Обратите внимание на рубрику под упражнением. Что в ней говорится?

    Выполним упражнение 197. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

    Выполним задание устно.

    Обратите внимание на текст задания, что в нем не так?

    Составьте из слов предложения, употребив выделенные глаголы в форме 3 лица множественного числа. Поработаем вместе с доской.

     (работают самостоятельно в тетради и у доски)

    - Пословицы, говорят нам о том, что очень важно не лениться, а трудиться. Тогда вам ничего не будет страшно, потому что вы будите вооружены знаниями, а это очень важно в жизни.

    -Нужно найти сходства и отличия в парах глаголов, указать их спряжение.

    (работают самостоятельно в тетради)

    -В форму 3 л. Мн.числа.

    -Здесь говорится о том, что вопросы к глаголу н.ф нужно задавать правильно, чтобы определить спряжение, а также о том, что глаголы с приставками относят к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.

    -Определить спряжение глаголов.

    (работают устно по цепочке)

    -Под каждой цифрой находится набор слов, а не предложения.

    (работают самостоятельно в тетради и у доски)

    П: структурирование знаний;

    К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

    Л:синтез

    VII. Включение в систему знаний

    (Словесный – инструктаж)

     

    2 минуты

    Выполним упражнение 198. Прочитайте пословицы.

    Спишите эти пословицы, поставив глаголы во 2 лицо множественного числа будущего времени. Укажите спряжение и выделите окончания.

    Что вы заметили?

    Посмотрите на желтую рамку на 97 странице. Прочитайте окончания, которые относятся к 1 спряжению; ко 2 спряжению. Приведите по одному примеру.

    (работают устно)

    (работают самостоятельно в тетрадях)

    -Заметили, что безударная буква Е в окончаниях относится к 1 спряжению, а буква И – ко второму.

    (выполняют задание устно по цепочке)

    П: рефлексия способов и условий действия;

    К: управление поведением партнера – коррекция.

    VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

    (Словесный – Беседа)

    (Практический – Подведение итогов)

    3 минуты

    Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

    Закончите предложения:

    Я узнал(а)…

    Я повторил(а)…

    Было трудно…

    Меня удивило…

    Было интересно…

    Теперь я умею…

    Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

    Учебник, страница 97, упражнение 199.

    РТ, страница 58-59.

    Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

    -«Определение спряжения глагола с безударным окончанием» 

    (выполняют самооценку деятельности)

    (записывают домашнее задание)

    К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    П: рефлексия способов и условий действия;

    Р: оценка.

    В данном конспекте частично применяется технология проблемного обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

    План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

    План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

    Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс

    Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....

    Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

    А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями"

    Тема урока: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. (Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму)Тип урока: урок развития умений.Цель: овладеть алгоритмом определения спр...