Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki_5_den.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2019

ФИО учителя: Карманова Е.П________

Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск

ФИ студента: Бархатова Анна

Класс: 1

ФИО методиста: Галиуллина Н.К. ________  

Кабинет: 3

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: ««Гласные звуки. Какие звуки называются гласными».

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать общее представление о гласных звуках;

- знать правильное произношение гласных звуков;

- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи на письме;

- уметь анализировать звуковой состав и его написание;

- уметь выполнять звукобуквенный анализ.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - стихотворение

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевн. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

- Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

10 мин

Открываем тетради. - Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. Какие орфограммы в числе «Одиннадцатое»? Как можно проверить? - Назовите правила, которые вы видите?

Минутка чистописания: - Посмотрите на экран,  напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове?  Словарно-орфографическая работа: - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

 По тропинкам, по низинкам

Ходит лесом невидимка,

Повторяя вслед за мной

Все слова в тиши лесной.  (Эхо.)

. Это что там за стрела

Небо черное зажгла?

Небо черное зажгла -

В землю с грохотом ушла.    (Молния.)

Как назвать иголки

У сосны и елки?    (Хвоя.)

У овечки брат грозен и рогат.   (Баран.)

- Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание доски.                   Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …

- Подчеркните гласные звуки в этих словах. Сколько всего гласных звуков существует? Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

 

- Открывают тетради

 - Записывают число, классная работа; безударная гласная о

-   В слове одиннадцатое удвоенная буква нн

- Первая безударная непроверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная и.

- Один.

- Эхо

- Молния

- Хвоя

- Баран

- Гласный

 - 6

- А, О, У, И, Ы, Э

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

Ребята о чем мы поговорим сегодня на уроке?

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- О гласных звуках

- знать понятие о гласных звуках и буквах; уметь анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;

Р: целеполагание – постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение.

10 мин

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

Назовите и запишите их у себя в тетрадях? а, о , у , ы , и , э

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? 

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях. Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р 

Проверяем у доски. 

– Назовите буквы, которые вставили? 

– Как они называются? 

Молодцы! Теперь давайте отдохнём !  Динамическая пауза.

- Слушают учителя

- Один работает у доски , остальные записывают в тетрадь

-  10

- а о у ы э ы я е е ю

- Работа с кассой букв

- рак, дом, мир, дуб, сыр

- Один ученик у доски вставляет красным мелком.

- а о и у ы

- Гласные.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный –объяснение;

Частично-поисковый – поиск твёрдых и мягких согласных;

Наглядный – карточки с заданием Практический –выполнение морфологического упражнения.

3 мин

-  Откройте учебники на с.58 упражнение 1. Выполняем устно.

Итак, сейчас будет работа в парах.  Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно к словам подобрать схемы, разделить слова на слоги и поставить ударение.

Выполняем задание на карточках. Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? – Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные. – Какие слова выписали?

– Что их объединяет?  – Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему? В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

- Открывают учебник

- Выполняют задание устно

- Слушают учителя

-  Слушают задание и выполняют.

- Проверяют по эталону.

- Словарные

- Яблоко, яблоня, ягода.

- По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я
- Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6 зв. (Запись в тетрадь.)

- е, ё, ю

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и  письменной форме.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение; Ч.П

Работа с книгой – задание в раб.тетради;

Практический –упражнение.

5 мин

-  В учебнике на стр. 59  упр. 5

- Кто прочтет нам задание?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- У вас 2 минуты на выполнение.

- Проверьте по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Молодцы!

- Открывают рабочие тетради.

- Один читает, остальные слушают.

- Да.

- Выполняют упражнение.

- Проверяют по эталону.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа

Наглядный – демонстрация слайда.

5 мин

Ребята поработаем вместе с упражнением 4, на стр. 47 учебника, работаем у доски и в тетради.  А сейчас работа по карточкам в парах. Написать слова, где встречаются следующие звуки:

дом, лён, мяч, ель, мак, мир, сыр. день, юг. дуб, мэр, кот, 

йа     _______________________________________

йэ     _______________________________________

йу     _______________________________________

йо       ______________________________________

Молодцы ребята, хорошо по работали.

- Слушают учителя

- Выполняют задание

 - Работают у доски

- Объясняют при выполнении

- лён,мяч,ель, день, юг

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

2 мин

О чем мы с вами говорили сегодня? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Поднимите руку, кто достиг этой цели и все понял? - А теперь те кто, достиг цели, но ещё немного нужно поработать и закрепить? - А теперь поднимите те, кто не смог достичь цели.- Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать, присаживайтесь.

- О гласных звуках

- знать понятие о гласных звуках и буквах; уметь анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка – осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"

Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"...

Презентация к уроку "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы"

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».Тема: Гласные звуки и буквыЦели: 1.Обобщить  и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Гласные звуки" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звукахПланируемые результаты:Предметные: Знать какими буквами на письме обозначаются гласные звукиУметь определять гласные звукиЛичностны...

Конспект урока по русскому языку на тему :"Гласные звуки и буквы"

Конспект урока по русскому языку на тему :" Гласные звуки и буквы" для 2 класса...

Технологическая карта по русскому языку по теме: "Гласные звуки" (2 кл.) «Школа России», учебник русский язык 2 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...