Русский язык, 3 класс, "Составление рассказа по серии сюжетных картин", УМК "Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ярулина Алия Тахировна

Русский язык, 3 класс, "Составление рассказа по серии сюжетных картин", УМК "Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.04.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.19                                                                                                        ФИО учителя:Дёмина Е.Е.

Школа: ОЦ№1                                                                                                      ФИО студента: Ярулина А.Т

Класс: 3-В                                                                                                              ФИО методиста: Кондратьева И.И

Кабинет: 204

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цели деятельности учителя:формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок; развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;
  • проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Личностные:

  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
  • самооценка своей деятельности;
  • установление связи между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: «Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. 3 класс (2часть), раздаточный материал, презентация.


Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

2 мин

 -Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Л: включение в учебную деятельность

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять?

- Совершенно верно, мы будем описывать картинки

- Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать?

- Совершенно верно, тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Чему вы научитесь?

- А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

- Верно. Нашей целью будет: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- Сначала давайте определим план  работы.

- Для чего нужен нам план работы?

- Прочитайте памятку на слайде

- Памятка

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст.

2. Определю части, озаглавлю.

3. Продумаю содержание каждой части.

4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким.

5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

6. Напишу рассказ, проверю.

- Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ?

- Верно. Какой общей темой можно их объединить?

 - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

- Как можно озаглавить рассказ?

- Хорошо

-А какие заголовки отражают тему?

- Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик»

- Ребята, а какого типа будет наш текст: повествование или описание?

- А почему?

- Составлять по картинкам рассказ

- Тема нашего урока:«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Мы научимся составлять рассказ по картинкам

- Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

Слушают учителя

- План работы отражает нашу работу

Читают памятку на слайде

- Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик

- На всех картинках изображён зонтик

- В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль

Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны»

- Название «Зонтик»

- Наш  текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

7 мин

- Составление плана.

Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

- Совершенно верно

- Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

- Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

- Как озаглавим эту часть?

- Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите

 

На доске появляется заголовок части

 - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

- Как напишем слово «порыв»? Докажите

 - Скажите, что почувствовала девочка?

 - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

На доске появляется заголовок части

- Что случилось дальше?

- Как напишем слово «ворона»? Почему?

- Хорошо

 Озаглавьте эту часть.

На доске появляется заголовок части

- И что же изображено на четвёртой картинке?

- Как мы озаглавим эту часть?

- Как напишем слово «гнездо»? Почему?

- Молодцы, ребята!

Составляют план вместе с учителем

- План рассказа

- Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок

- Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом

- Озаглавим «Внезапная гроза»

- Напишем грОза, проверочное слово грОзы

- Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки

- Напишу пОрыВ, приставка по и пров.словопорыВы

- Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик

- Озаглавим «Сильный ветер»

- Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона.

- Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны».

- Озаглавим «Ворона и зонт»

- Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами.

- Озаглавим «Новое гнездо»

- Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Для чего нам нужен план?

 - Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Внезапная гроза

2. Сильный ветер

3. Ворона и зонт

4. Новое гнездо

- Сколько у нас получилось частей по плану?

 - Как отделить одну часть от другой?

- Молодцы.

- Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку.

Прочитывают план

- У нас получилось четыре части

- Писать с красной строки

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

Физминутка«Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение задания

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

10 мин

- Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью?

- А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ.

Запись текста.    

-Напишите, пожалуйста,  название нашего с вами рассказа.

- А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

 - Проверьте грамотность написанного текста.

Повторяют рассказ

Слушают учителя

«Зонтик»

      Девочка гуляла во дворе. Началась  гроза.  Девочка укрылась от дождя под зонтом.

Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям.

      Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.

      Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы.

- Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. - Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям:

- Соответствие плану.

- Грамотность речи.

- Наличие фактических ошибок.

Вы все большие молодцы!

Заканчивают работу

Слушают учителя

Зачитывают получившиеся рассказы

Анализируют ответы одноклассников

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

К: управление поведением партнёра

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

5 мин

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 104, упр. 179.

- Посмотрите все, пожалуйста, на это задание. Вам необходимо будет прочитать отрывок из стихотворения и ответить на вопросы.

- Кто ещё не записал домашнее задание?

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы поставленных целей?

-  Было ли сложно? Почему?

- Получился ли рассказ «Зонтик»?

- Что помогло вам составить рассказ?

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

- Все записали

- Мы работали над темой: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- Да, получился

- Картинки помогли нам составить рассказ

Дополняют фразы

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Составление рассказа по серии сюжетных картин "Неудачная прогулка"

В методической  разработке  логопедического занятия по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная прогулка» отражена методика работы  по развитию связной письменной ...

Развитие речи. 1 класс. "Столовая. Составление рассказа по серии сюжетных картин на основе личного опыта обучающихся".

Целью данного урока является формирование умения составлять связный рассказ по теме "Столовая" с опорой на сюжетные картинки и речевой материал....

Конспект урока по русскому языку (1 класс) "Составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок"

Русский язык (1 класс). Тема: "Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок (кормушка)"...

Конспект урока "Составление рассказа по серии сюжетных картин" ("Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов....

Технологическая карта урока русского языка «Составление рассказа по серии сюжетных картин» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Составление рассказа по серии сюжетных картин»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...