Русский язык 3 класс "Времена глаголов" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Русский язык 3 класс "Времена глаголов" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_8.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:15.04.2019

Школа: ОЦ№1

Класс: 3 «б»

ФИО учителя: Кравченко Е.В.

                       ФИ студента: Круглова Д.

        ФИО методиста: Кондратьева  И.И

Оценка ___________________

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Времена глаголов»

Цели деятельности учителя:

  •  формирование первоначального представления о времени глаголов;
  • закрепление умения определять число глаголов.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • уметь различать глаголы по временам;
  • уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
  • уметь ставить вопросы к глаголам.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  •  принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.  

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Чтобы хорошо учится,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: ответ ученика

Наглядный: презентация

5мин

-Итак, открывает тетради записываем сегодняшнее число, классная работа.

Записываем слово пирог.

-Ребята, как вы понимаете слово пирог?

-Давайте поставим ударение?

-Сколько в слове слогов? Назовите их

-Хорошо, в каком слоге мы может допустить ошибку?

-Следующие слово записываем. Сахар, как вы понимаете это слово?

Давайте поставим ударение?

-Сколько в слове слогов? Назовите их

-Хорошо, в каком слоге мы может допустить ошибку?

Слушать задания

- Пирог-это печёное изделие из теста, обычно с начинкой, которое выпекается или жарится.

-ПирОг

-Пи/рог. 2 слога

-Мы можем допустить ошибку в первом слоге. Поэтому то слово надо запомнить

- Кристаллическое питательное белое сладкое вещество, добываемое из свекловицы или из тростника особого вида.

-сАхар

-Са/хар. 2 слога

- Мы можем допустить ошибку во втором слоге. Поэтому то слово надо запомнить

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

5 мин

  - Посмотрите на доску. Найди лишнее слово и запиши его.

Птицы, приезд, домик, прилетел.

Рисунок, красота, прилетает, дождь.

Семья, прилетит, медведь, окно.

-Почему эти слова лишние?

-Как могут изменяться глаголы?

-Измените число глаголов, которые выписали.

 - Итак, перед нами глаголы

Прилетел

Прилетает

Прилетит

Чем отличаются эти глаголы друг от друга?

На какой вопрос отвечает глагол –прилетел?

На какой вопрос отвечает глагол –прилетает?

На какой вопрос отвечает глагол – прилети?

-Как же меняется один и тот же глагол?

-Верно. Ребята предположите тему нашего сегодняшнего урока?

-Верно, какие цели на урок мы с вами поставим?

Слушать учителя

Птицы, приезд, домик, прилетел.

Рисунок, красота, прилетает, дождь.

Семья, прилетит, медведь, окно.

-Это глаголы

-По числам

-Прилетел-прилетели,  прилетает-прилетают, прилетит-прилетят.

-(Что сделал?) прилетел

-(Что делает?) прилетает

-(Что сделай?) прилети

-У этих глаголов разное время

-Времена глаголов

- познакомимся с временами глаголов; научиться определять время глаголов, уметь ставить вопросы к глаголам.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: диалог  

Физминутка

5 мин

1 мин

- Ребята, посмотрите в окно и напишите одно предложение о том, что происходит в настоящее время.

Напишите предложение о том, что уже произошло.

Напишите предложение о том, что произойдет.

-Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, поставьте вопросы к каждому глаголу. Что можно сказать об этих глаголах?

-Давайте прочитаем правила на стр 112 и проверим правильный ли вы сделали вывод.

-Смотрим на наше предложение, соответствует ли вопрос правилу, правильно ли вы написали предложение?

-Читаем дальше

-Смотрим на наше предложение, соответствует ли вопрос правилу, правильно ли вы написали предложение?

-Читаем дальше

-Смотрим на наше предложение, соответствует ли вопрос правилу, правильно ли вы написали предложение?

-Отлично, а теперь немного отдохнём.  

Встаньте дружно из-за парт

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

Слушать учителя

Выполнять задание

- Мальчик (что делает?) идет по дороге.

Мимо нас (что сделала?) проехала машина.

Скоро мы (что сделаем?) пойдем домой

-Можно сказать, у каждого времени глагола будет свой вопрос

 Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которое происходят в настоящем времени, в момент речи.

-Да

-Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали? Эти глаголы обозначают действие, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

-Да

-Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

-Да

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

5 мин

-Открывает учебник на стр 111 №195

- Прочитайте задание.

-Итак, сейчас по цепочки вы называете глагол при этом задаете к нему вопрос и определяет его время.

Слушать учителя

-Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег. Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы. Скоро всё кругом зазеленеет. Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.

- Кончились вьюги и метели . (Что сделали?) кончились –прошедшие время

-Прилетели грачи. (Что сделали?) прилетели-прошедшие время

-Ярче греет солнце. (Что делает?) греет -настоящие время

Набухают почки на деревьях. (Что делают?) набухают –настоящие время

Летят на родину певчие птички. (Что делают?) –настоящие время

Скоро все кругом зазеленеет. ( Что сделает?) зазеленеет-будущие время

Расцветает душистая сирень. (Что делает?) –настоящие время

Лес будет звенеть от птичьих голосов. ( Что будет делать?) будет звенеть –будущие время

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

6 мин

 -Открываем учебник на стр 112 №197. Для начала давайте прочитаем и вставим пропущенные буквы.

 

-Ребята, какие глаголы в тексте употреблены в переносном значении?

-Верно. Ребята, посмотрите на доску как при письме обозначаются глаголы: наст.вр;прош.вр;буд.вр.

-Запишите в тетрадь также в 3 столбика.

Лера иди к доске распределяй глаголы из 1 предложения в эти три столбика, остальные выполняют задание в тетради. 

- Гром перекатывается (приставка пере), грохочет (грОхот), ворчит, рокочет (рОкот), встряхивает землю.

 -Скоро ли луга позеленеют ( по – приставка, зЕлень, зелЕный), скоро ль у кудрявой у березы (словарное слово) распустятся клейкие листочки (лИст).

-Осторожно ветер (словарное слово)  из калитки вышел, постучал (приставка по) в окошко, пробежал (приставка-про, бЕг)по крыше, поиграл( приставка по) немного ветками черемух

-Перекатывается, ворчит, рокочет, встряхивает, вышел, пробежал, поиграл. Т.к гром и ветер в прямом значении это сделать не смогут.

наст.вр

прош.вр

буд.вр

перекатывается 

вышел

позеленеют

грохочет

постучал

распустятся

ворчит

пробежал

встряхивает

поиграл

 

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: упражнение 

7 мин

-Открывает учебник на стр 113 № 198. Прочитайте и подумайте, какой темой можно объединить эти стихотворения?

 - Какой темой мы можем объединить данные стихотворения.  

1 вариант-списывает первое стихотворение;

2 вариант-второе стихотворение.  

Над глаголами подпишите их время. В скобочках укажите вопросы к глаголам.

-Прочитайте стихотворение с глаголами, которые вы нашли и вопросами к ним. Остальные проверяют

 -Полина, прочитай стихотворение с глаголами, которые ты нашла и вопросы к ним. Остальные проверяют  

 Слушать учителя

-Я объединил стихотворение темой «Наступление весны»

Выполнять задание

1 вариант

Уж тает (что делает? , наст.вр)  снег, бегут (что делают, наст.вр)  ручьи,

В окно повеяло (что сделало?, прош.вр)  весною…

Засвищут (что сделают?, буд.вр)  скоро соловьи,

И лес оденется (что сделает? буд.вр) листвою!

2 вариант

В наряды пышные весна

Сады оденет (что сделает?, буд.вр) в ярком цвете;

Играть (что будут делать?, буд.вр) и бегать (что будут делать?, буд.вр) по садам

С веселой песней будут дети.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 113№199

-Давайте посмотрим, что вам нужно сделать в этом задание. Для начала вам нужно прочитать данное стихотворение, затем объяснить название данного стихотворения. Записать стихотворение по памяти, а также указать число глаголов.

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что обозначают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

 

Записывать домашнее задание

-Мы работали над темой: «Времена глаголов» Я считаю, что цели урока были достигнуты.

- Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи

Глаголы будущего времени обозначают действия, которые произойдут в будем времени, после момента речи.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....