Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

«Заглавная буква в именах собственных»

 

Цели:

  • образовательные:
  • обобщить и систематизировать знания обучающихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях географических объектов);
  • развивающие:
  • развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, речь, фонематический слух;
  • воспитательные:
  • духовно-нравственное воспитание, воспитание эстетического вкуса, любови к Родине,  интерес к предмету.

 

Оборудование: учебник, картинки с яблоками, таблички

                           с написанными словами, запись на доске, аудиозапись фрагмента «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №51

Открытый урок по русскому языку по теме:

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Сальникова А. А.

г. Липецк, 2012 г.

Цели:

образовательные:

обобщить и систематизировать знания обучающихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях географических объектов);

развивающие:

развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, речь, фонематический слух;

воспитательные:

духовно-нравственное воспитание, воспитание эстетического вкуса, любови к Родине,  интерес к предмету.

Оборудование: учебник, картинки с яблоками, таблички

                           с написанными словами, запись на доске, аудиозапись фрагмента «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

                                                       ХОД УРОКА.

Организационный момент.

- Прозвенел звонок для нас!

Начинается урок сейчас!

Психологический настрой.

           - У нас сегодня гости. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Это дерево пусть будет символом нашего урока.

- Как вы понимаете слова: «Дерево смотри в плодах, а человека – в делах»?

Вот мы должны показать нашим гостям наши познания в области русского языка.

III . Минутка чистописания.

 - Тему нашего урока, ребята, поможет узнать задание, которое вы сейчас выполните.

(На доске записаны слова, а под ними предложение.)

россияне                Родина                 Россия              российский

- Что объединяет все эти слова? (Начинаются с буквы р).

 - Пропишите, пожалуйста, букву Р заглавную и строчную в соединении до конца строки. Какое используем соединение? (Нижнее).

 - Посмотрите внимательно на слова и скажите, какое слово «лишнее» и почему?

   («Лишнее слово Родина, так как остальные слова родственные»).

 - Правильно, ребята. С новой строки запишите однокоренные слова и выделите корень.

 - Прочитайте предложение, записанное на доске.

   (Россия – Родина моя!)

 - Что заметили?

   (Это предложение восклицательное, два слова в нем записаны с большой буквы, так как это имена собственные).

 - Запишите красиво и правильно это предложение.

IV. Сообщение темы урока.

 - Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

      (Речь пойдет об именах собственных).

 - Да, ребята, мы сегодня обобщим знания об именах собственных. Ваша задача – не только знать правило написания имен собственных, но и уметь применять его.

Также получите информацию из области искусства. Думаю, она вам пригодится в дальнейшей вашей жизни.

V. Работа над темой.

1. Игра «Назови свое полное имя».

 -Как только ребенок появляется на свет, родители дают ему имя. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах. Сейчас мы послушаем ваши имена – сокращенные и полные.

                    (Дети называют свое сокращенное и полное имя).

 - А есть ли у нас в классе дети, у которых одинаковые имена?

  (Есть, Дарья).

 - Как называют людей с одинаковыми именами?

(Таких людей называют тезками.)

-  Как же различать таких людей?

 - Людей с одинаковыми именами различают по фамилии.

-  Кроме имени и фамилии у человека есть отчество – происхождение по отцу.

 - Запишите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество, разделив их на слоги.

2. Словарно-орфографическая работа.

 -  Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Запишите первое слово «фамилия».

 (Далее пишем словарные слова с комментированием).

    Фамилия, народ, герой, картина, Кремль, спасибо, столица, до свидания.

 - На какие вопросы отвечают записанные нами слова?

 - Какой частью речи они являются?

 - Что такое имя существительное?

3. Составление с одним из словарных слов предложения и его разбор.

4. Физкультминутка!

VI. Работа по учебнику.

Чтение вопроса Почемучки.

Выполнение упражнения № 401.

- Прочитайте текст упражнения.

 - Что вы знаете  об этих художниках?

Творчество Репина по праву является одной из вершин русской живописи.

Имя Репина - одно из самых великих среди русских художников. Никто другой не раскрыл в своих картинах столь глубоко современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости.

Глинка Михаил Иванович - основоположник русской классической музыки.

В 1842 состоялась премьера оперы "Руслан и Людмила". В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Оперы Глинки утвердили мировое значение. Им написаны романсы на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (по новому стилю 7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода.

Место, где прошло детство будущего композитора, – это поселок при заводе, мало чем отличавшийся от деревни. Семья у Чайковских была большая. Петра любили и ласкали, воспитывали и учили, как и всех остальных детей. Отец Петра, Илья Петрович, был очень добрым, жизнерадостным, симпатичным и прямодушным человеком. Доброта была одной из главных черт его характера. 

Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. 

Необычайный слух и музыкальная память проявились у Петра очень рано. От матери он получил элементарные понятия о музыке и уже в раннем возрасте подбирал на фортепиано на слух те музыкальные произведения, которые услышал в заводном органчике-оркестрине.. Петр проявил такую любовь к игре на фортепьяно, что, когда ему запрещали сидеть за инструментом, он продолжал на чем попало перебирать пальцами. Был такой случай. Однажды, увлекшись таким бренчанием на оконном стекле, он так разошелся, что разбил стекло и очень сильно поранил руку. Это происшествие показало родителям, насколько сильна его тяга к музыке. Они решили серьезно отнестись к его музыкальному развитию и пригласили для Петра учительницу музыки – Марью Марковну Пальчикову.

В 4 года Петр сочинил маленькую пьеску «Наша мама в Петербурге», а в 8 лет он уже довольно хорошо играл и даже импровизировал на рояле.

В мировой музыкальной культуре не имеется аналогов сочинению Чайковского «Времена года», потому что только нашему соотечественнику удалось охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотить это с мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр.

   Весной 1876 года Чайковский приступил к работе над балетом «Лебединое озеро». Но перед этим он долгое время изучал всевозможные балетные партитуры, консультировался с балетмейстерами Большого театра. В результате он составил программу танцев и разработал весь сценарий балета. В связи с этим работа была закончена очень быстро, т. е. Петр Ильич завершил написание балета осенью того же года.

Центральный образ «Лебединого озера» – это девушка-лебедь Одетта и ее музыкальный портрет. Этот портрет звучит то как нежная и печальная жизненная повесть, то как неумолимо жестокий приговор судьбы, то как выражение страстной речи. При всей романтичности этого образа музыка Чайковского воплощает его как реальный, человеческий. Мотив этот выражен в качестве злых чар, превративших девушку в птицу. И только сила любви или подвиг может разрушить колдовство.

- Сейчас мы послушаем фрагмент из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» «Танец маленьких лебедей».

Прослушивание аудиозаписи  фрагмента «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Балеты :

     «Лебединое озеро»;

     « Спящая красавица»;

     « Щелкунчик».

     - Спишите, запомните, как зовут великих людей России и как пишутся их имена.

VII. Физкультминутка.

 - Я буду называть имена существительные. Если они являются именами собственными,  руки –вверх, а если- нарицательными, то руки-вниз.

      Собака, Москва, птица, стакан, Европа, Мурка, город, Васильев, ананас.

 - Какие слова являются именами собственными?

 

VIII. Обобщение по теме.

Выполнение упражнения №400.

 - Какие имена собственные вы увидели здесь?

Творческая работа.

 - Каждый из вас может назвать город, в котором живёт.  Подготовьте, пожалуйста, рассказ о своём городе.

3. Большая буква в кличках животных.

 -  Вспомните животных, которые живут у вас дома.

 - Как пишутся клички животных? Почему?

 - Как пишутся названия животных?

IX.  Итог урока.

 - Расскажите все, что вы знаете об именах собственных.

      Имена: Андрей, Иван,

 Ольга, Коля и Арман,

 Нина, Эля, Валентина,

 Маргарита и Алина.

 Все фамилии: Петров,

 Карасёв и Снегирёв.

 Клички: Барсик и Пушок,

 Мурзик, Шарик и Дружок.

 Города: Пекин, Тараз,

 Липецк и  Владикавказ,

 Вашингтон, Париж, Ханой –

 С буквы пишутся  большой.

X. Рефлексия.

 - Ребята, я прошу вас поделиться впечатлениями об уроке со мной, нашими гостями. Если урок вам очень понравился, то на наше дерево прикрепите красное яблочко, если не понравился, зелёное, а если вы  считаете, что урок самый обычный, то прикрепите жёлтое яблочко.

 - Что понравилось на уроке?

 - Что не понравилось на уроке?  

XI. Домашнее задание.

Упражнение № 403, подготовить рассказ об одном из городов (по желанию).

XII. Выставление отметок, их мотивирование.

«Заглавная буква в именах собственных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...