Фрагмент урока по риторике для обучающихся начальной школы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Александровская Екатерина Викторовна

 Класс: 3

Учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках»

Тема урока: «Одобрение, похвала как жанры речевого этикета» (из блока «Речевой этикет»)

Тип урока: Урок-объяснение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по риторике для обучающихся начальной школы

 Класс: 3

Учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках»

Тема урока: «Одобрение, похвала как жанры речевого этикета» (из блока «Речевой этикет»)

Тип урока: Урок-объяснение нового материала.

Цели: познакомить с особенностями торжественной речи и её композицией; научить составлять торжественную речь; развивать речь детей, умение логично, связно выражать свои мысли; поощрить детей, чтобы подвигнуть их на новые дела; воспитывать уважение к товарищам по коллективу, умение выслушивать своих одноклассников.

-Прежде чем приступить к разбору нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем об этом.

Составление кластера

На какие виды делится речь?  (Речь делится на устную и письменную.)

Мы сегодня будем заниматься именно устной речью.

На какие группы мы можем разделить устную речь?  Перечислите особенности каждой группы. (Неподготовленная – не продумано содержание, структура, форма изложения; частично подготовленная – продумано в основном содержание и цель высказывания; подготовленная – продумано содержание и основные моменты словесного выражения.)

Перечислите жанры неподготовленной устной речи. (Разговор в семье, интервью, выступление в прениях).

Перечислите жанры частично подготовленной речи. (Деловая беседа, публичная юбилейная речь, научный доклад.)

Перечислите жанры подготовленной устной речи.  (Выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научное оппонирование.)

Молодцы! Вы уже очень много знаете по данному вопросу. Но сегодня нам предстоит узнать ещё немало интересного и найти ответ на такие вопросы:

Где зародилось ораторское искусство?

Кто сформулировал его законы?

Какова композиция эпидейктической речи?

На все эти вопросы вы сумеете ответить после того, как внимательно выслушаете тех, кто мне сегодня помогает на уроке.

Выходят 3 ученика.

1-ый ученик:

– Греки издавна поняли, что мастерство оратора не только божий дар; оно заключено в особых приёмах, которым можно научиться. Так родилась риторика – теория и практика красноречия.

Вывешивается: Риторика – теория и практика красноречия.

– Риторике принадлежит важная роль в античной культуре. А родоначальниками теории и практики красноречия стали софисты – первые профессионалы умственного труда в мировой истории.

Вывешивается: Софос – греч. «мудрый».

– Их девизом стало утверждение: «Истинно то, что убедительно». А главной мудростью считалось умение убеждать.

2-ой ученик:

– Плоды этой науки софисты охотно демонстрировали публике; например, произносили хвалебные речи совершенно неподобающим предметам (лысине, женской неверности, луже…) или же, доказав сперва одно утверждение, тут же искусно доказывали обратное.

        Хвалебная речь луже.

Мне веселей и лучше всех других.

Пусть им по нраву море иль бассейн,

А я влюблён в твой край широкий,

Твой гладкий брег, покойную поверхность

И искреннюю глубину.

Хвала тебе, природный наш резервуар!

Пора заканчивать писать, а то уж протекли сандалии.        

                                        Из Горация

3-ий ученик

                 Своим премудростям софисты обучали за плату всех желающих, для чего ими были созданы первые учебники по риторике.

                  Красноречие в Древней Греции было совещательное, судебное и торжественное, то есть предполагающее выступление на собрании, суде или на каком – либо знаменательном празднестве.

Учитель:

– Законы хвалебной (эпидейктической) речи были впервые сформулированы ещё Аристотелем. За что и как рекомендует риторика оратору превозносить хвалить в эпидейктической речи? Давайте рассмотрим эти вопросы.

На партах у детей есть памятка.        

Законы хвалебной (эпидейктической) речи.

1.Хвалить добродетель.

2.Хвалить за то, что «достойно славы предков».

3.Хвалить то, что принесло пользу сообществу.

Правила похвалы.

1.Нужно учитывать «фактор» адресата.

2.Стараться представить случайно совершённый поступок как осуществлённый обдуманно.

3.Обязательны преувеличения.

4.Использовать сравнение поступка лица с историческими деятелями или с поведением ничем не выдающихся людей.

Композиция.

1.Вступление (обращение).

2.Основная часть (изображается картина настоящего или будущего, изложена похвала и превозносятся достоинство объекта).

3.Заключение (благодарность, пожелания, выражение надежды на что–либо.)

– За что же нужно хвалить? (за добродетель)

– Что вы понимаете под этим словом?  (Добродетель – способность оказывать благодеяния: величайшие из добродетелей - те, что наиболее полезны для людей.)

– Какие добродетели вы можете назвать? (Мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость.)

– За что еще следует хвалить? (За то, что «достойно славы предков».)

– Как вы понимаете эти слова? ( В торжественной речи должны превозносить исторические лица или события, традиционные ценности.)

– А ещё за что следует хвалить? (То, что принесло пользу обществу.)

– А как хвалить? Познакомьтесь самостоятельно с памяткой. Попытайтесь объяснить, как вы поняли её содержание.

– Все ли пункты вам понятны?

Затруднения могут вызвать пункты 1 и 3.

1.Хвалить то, что наиболее ценно у данной аудитории.

3.Если хвалят деяние, то обязательно подчёркивают, что человек действовал один или первый, что все обстоятельства были против него, но он преодолел все трудности, которые тоже преувеличиваются.

– Давайте на примере посмотрим, что принципы хвалебной (эпидейктической) речи со времён Аристотеля мало изменились. Для примера возьмём «Хвалебную песнь» из произведения А. Милна «Вини – Пух и все остальные».

Текст этой речи есть у вас на партах. Обратимся к нему.

1.Вот здесь лежит большущий ствол,

  А он стоял вверх головой,

  И в нем Медведь беседу вел

  С его хозяйкою (Совой).

  Тогда не знал никто-никто,

  Что вдруг случится ужас что!

2.Увы! Свирепый ураган

   Взревел — и повалил каштан!

   Друзья мои! В тот страшный час

    Никто-никто бы нас не спас,

     Никто бы нам бы не помог,

     Когда б не храбрый Пятачок!

   3.   — Смелей! Он громко произнес.

      Друзья, скорей найдите трос

      (Допустим, толстенький шпагат,

      А лучше — тоненький канат).

      И знайте — пусть грозит беда,

      Для смелых — выход есть всегда

И вот герой вознёсся ввысь,

        Туда, туда, где брезжит свет,

        Сквозь щель для писем и газет…

        Хоть от ужаса тряслись

        И говорили «Ох» и «Ах»

        Герою был неведом страх!

        О храбрый, храбрый Пятачок!

        Дрожал ли он? О нет, о нет!

        Да, он, как молния мелькнул

        Крича: «Спасите! Караул!»

        И вскоре все-все-все пришли

        (не просто, а на помощь к нам.)

        И выход тут же мы нашли

        (вернее он нашёлся сам.)

Так славься, славься на века

        Великий подвиг Пятачка!

– Вы познакомились с текстом. Теперь давайте попытаемся в нём разобраться.

– Кому адресована речь? (поросёнку Пятачку)

– Кто адресант (автор речи, оратор)? (медвежонок Винни-Пух)

– Какова тема общения? (хвалу Пятачку)

– Какова коммуникативная цель? (воспеть подвиг Пятачка)

– Как вы считаете, можно ли данный текст назвать эпидейктической речью? Аргументируйте свою точку зрения. (Да, это эпидейктическая речь: хвалят Пятачка за подвиг, есть преувеличения, сравнения)

– Хорошо. А теперь убедимся в том, что принципы похвалы со времён Аристотеля не изменились.

– Перечитайте первую часть – вступление.

– Что мы отсюда узнали? (описывается положение дел до «катастрофы»)

– Меняется ли тон повествования? Если меняется, то почему? (вначале тон повествования спокойный, но в последних двух строках становится взволнованным, так как подготавливается описание катастрофы)

– Перечитайте вторую часть. С чего начинается основная часть? (Описание событий очень эмоционально, оратор указывает на безвыходность сложившейся ситуации)

– Докажите, что выдержаны все правила написания эпидейктической речи? (а) автор использует преувеличения при описании исключительно сложной ситуации, в которую попали герои; б) Пятачок сразу предстаёт перед читателями храбрым, единственным спасителем)

– Перечитайте следующую часть. Найдите и в ней признаки эпидейктической речи.  (а) случайное действие выдаётся за мудро рассчитанное)

– Герой организует действие всех остальных участников происшествия, командует ими, демонстрирует мудрость, становится даже автором афоризма. Найдите его. (2 последние строки 3-ей части)

– Мудрость, смелость, решительность Пятачка уже показаны автором. Теперь можно смело назвать Пятачка героем. Посмотрите на четвёртую часть. Здесь вы можете увидеть ещё одно правило похвалы. Какое? (поведение Пятачка сравнивается с поведением «обычных» героев).

– Обратите также внимание на обилие восклицаний, риторический вопрос. Как вы считаете, какую роль они играют? (усиливают деяние Пятачка).

– Но всё же нужно отметить, что наш оратор не до конца выдерживает правила классической эпидейктической речи. Как вы думаете, где же есть такие нарушения? (а) крича: "Спасите! Караул!»; б) выход нашёлся сам).

– Почему они допустимы? (Речь сказочных персонажей, забавных, смешных.)

– Чем заканчивается речь Вини – Пуха? (прославление подвига Пятачка)

– Как называется эта часть в композиции? (заключение).

– Вот мы с вами и разобрали все особенности эпидейктической речи: законы, правила, особенности построения. Обратите ещё раз внимание на композицию. Есть ли что-то общее между строением торжественной речи и уже известными нам жанрами? (композиция полностью совпадает)

– А приходилось ли вам кого-то поздравлять, хвалить? Какие затруднения вы испытывали? Как вы думаете почему? (Затруднения были. Не знали, что нужно сказать, как это можно сделать. Не были знакомы с правилами эпидейктической речи.)

– Смогли бы сделать это сейчас? (Наверно да, хотя всё равно было бы сложно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .

       Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

Программа «Риторика» для четырёхлетней начальной школы

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начальног...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у обучающихся начальной школы"

Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у обучающихся 4 классов...