Программа «Риторика» для четырёхлетней начальной школы
рабочая программа по русскому языку

Величко Наталия Ивановна

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_ritorika.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Риторика»

для четырёхлетней начальной школы

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская       (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009). Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2008. - (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.

  1. Пояснительная записка

Факультатив «Риторика» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических показателей   учащиеся слабо  владеют коммуникативными умениями;
  • обеспечение преемственности, так как по учебному плану  данный предмет изучается со     второго класса.

            На  изучение  отведено  34 часа в год (1 час в неделю). Темы  занятий сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям.

        Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.

6. В основе организации работы с детьми  положен системно-деятельностный подход.

7. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика    восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ценностные  ориентиры содержания факультатива «Риторика»

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

  1. Особенности организации

     Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ   предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий;

• что хотел сказать;

• что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи   основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

кому говорит – пишет (адресат);

почему (причина);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

         В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

        Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

      Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом  уроке):

  • Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
  • Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
  • Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие  спонтанную (неподготовленную) речь.

       Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида  деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

        Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим  магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы.

В факультативном курсе «Риторика»  осуществляются тесные межпредметные связи 

  • с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
  • с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
  • с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Класс

4.Требования к   личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы факультатива «Риторика»

Личностные

Метапредметные

Предметные

   

 1 класс

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.)
  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

  • различать устное и письменное общение;
  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

2 класс

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • отличать подробный пересказ от краткого;
  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.

3 класс

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • пользоваться основными способами правки текста.

4 класс

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
  • отличать истинную вежливость от показной;
  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

  • формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
  • осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
  • анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • различать описания разных стилей – делового и художественного;
  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать словарные статьи;
  • реализовывать словарные статьи к новым словам;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
  • редактировать текст с недочётами.
  • различать общение для контакта и для получения информации;
  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;
  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
  • анализировать типичную структуру рассказа;
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;
  •  реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

5. Содержание

1 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. 

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

3-й класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

4 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

6. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1 класс

(33 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне[1]

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

Речь в жизни человека.

Знакомство с учебной тетрадью.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).

Познакомиться с учебником (Н).

 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).

Объяснять, зачем нужны вывески (Н).

Различать вывески – слова и вывески-рисунки (Н).

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н).

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

2

Вывески, их информационная роль.

1

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Давайте договоримся

1

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

 Говорим – слушаем, читаем – пишем.

 

1

Называть виды речевой деятельности (Н).

Различать устную и письменную речь (П).

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.

Правила разговора по телефону.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

2

1

2

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н).

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н).

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н).

Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П).

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П).

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

Прощаемся в разных ситуациях общения.

1

Правила вежливого поведения во время разговора.

Благодарим за подарок, услугу.

Повторение и обобщение.

1

1

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.

4

Различать текст и набор предложений (Н).

Определять тему текста (Н).

Объяснять роль заголовка (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях (П).

Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения (П).

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).

Выделять незнакомые слова в тексте (Н).

Выяснять значение непонятных слов (Н).

Определять основную мысль текста (Н).

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).

Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач (П).

Называть изученные признаки текста (Н).

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н).

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

 (Н).

Извинение.

1

Очень важные слова.

1

Знакомые незнакомцы.

1

Ключ к тексту (основная мысль текста).

1

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

2

Как построен текст.

2

Обращение.

2

Повторение и обобщение.

2

2 класс

(35 часов из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 16 часов)

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

1

Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Говорит–пишет.

Твои речевые роли.

3

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

КАК МЫ ГОВОРИМ

Темп. Громкость. (Повторение.)

То же слово, да не так бы молвить (тон речи).

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

4

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

УЧУСЬ СЛУШАТЬ

Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!

4

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

2 

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

2

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова.

3

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

ПЕРЕСКАЗ

Подробный пересказ.

Краткий пересказ.

План.

3

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

ВЕЖЛИВЫЙ  ОТКАЗ

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

2

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

ТИПЫ ТЕКСТОВ

Типы текстов

1

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

3

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

ОПИСАНИЕ

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку.

2

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

2

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Чему мы научились на

уроках риторики?

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

3 класс

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

5

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

Похвала (комплимент).

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

2

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст?

(Правка текста.)

3

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова.

2

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог.

2

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).

4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

2

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

2

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

 

ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

3

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Риторический праздник.

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

4 класс

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ

Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

2

Называть компоненты речевой ситуации (П).

Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П).

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П).

Особенности говорения. 

Речевые отрезки и паузы.

2

Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).

Объяснять роль пауз, логических ударений (П).

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).

Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П).

Успокоить, утешить словом.

Утешить – помочь, утешить – поддержать.

2

Называть этикетные формулы утешения (П).

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П).

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П).

Какой я слушатель.

1

Оценивать себя как слушателя (П).

Я – читатель.

1

Оценивать себя как читателя (П).

ТЕКСТ

Типы текстов.

Яркие признаки текста.

Абзацные отступы, завершающий абзац.

 

3

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П).

Называть признаки текста (П).

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П).

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

1

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П).

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

Знаки-символы и знаки-копии.

2

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).

Различать знаки-символы и знаки-копии (П).

Называть языковые знаки (П).

Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н).

Опорные конспекты.

Составляем опорный конспект.

2

Описание – деловое и

художественное.

Вежливая оценка.

1

Различать описания разных стилей (П).
Реализовывать описания двух разных стилей (П).

Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).

Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.  (П).

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

 Вступление и заключение.

3

 

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П).
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П).

 

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Словарная статья.

2

Анализировать словарную статью (П).

Реализовывать словарную статью к новым словам (Н).

Рассказ.

Хочу рассказать.

2

Анализировать типичную структуру рассказа (П).

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П).

Служба новостей, что такое информация.

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

Информационные жанры: хроника, заметка.

Подпись под фотографией.

4

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П).
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П).
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П).
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П).

ОБОБЩЕНИЕ

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.

4

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П).

Называть изученные речевые жанры (П).

Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П).

Называть этикетные речевые жанры (П).

Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П).

Оценивать свои речевые привычки (П).

Формулировать правила эффективного общения (П).

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П).

                             

7. Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

           В 1 классе возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Межпредметные связи

       Риторика  имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, литературного чтения:

1) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

2) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

8. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными.

9. Учебная литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Учебник для 1 класса

2

 Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г

 “Уроки риторики в школе»

Книга для учителя  

3.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

4.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Учебник для 1 класса

Дополнительная литература литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

1

И.Ш.Шарова, Школа развития,  Феникс, 2008,-240с

“Развиваем речь, или маленький оратор”

2.

Т.Л.Мишакина, В.Г.Ермолаева Ювента,2008,-48с

«Тренажёр по развитию речи в начальной школе. Учимся понимать пословицы»


[1]         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по музыке 2 класс 1 четверть (к программе« Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания.)

Повторение по теме «три музыкальные основы».Оборудование: ПК, интерактивная доска,  тестЦели: обобщить и систематизировать знания учащихся;  развивать мышление, внимание.Ин...

Конспект и презентация урокак «Песенность, танцевальность и маршевость в музыке» 3 класс 1 четверть (итоговый) программе« Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания

Представляю презентацию вместе с конспектом  урока по обобщающей теме I четверти в 3 классе. Цели урока: систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся; прививать любовь и интерес к ...

Загадки «Музыкальные инструменты» по музыке 3 класс, по прогамме «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания.

Работа построена на презентации музыкальных инструсентов,в основе лежит презентация Автора: Сорвачёва Оксана Федоровна Место работы: КГУ "Школа-гимназия №10", г.Усть-Каменогорск, я ее дополнила м...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...

ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (для четырёхлетней начальной школы) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

ПРОГРАММА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»(для четырёхлетней начальной школы)Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева...

Программа « Окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы)

Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе: Примерной программы по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру для начального общ...