Конспект урока обучения грамоте по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 век» в 1 классе на тему: «Буква Б, б» Тема урока : Буква «Б, б».
Тип урока : Урок формирования новых знаний.
Вид урока : Урок – сказка.
УМК: «Начальная школа 21 века».
Цель урока: - Познакомить учащихся с согласной буквой Б, б и звуками, которые она обозначает. Учить отличать новые звуки и букву от других звуков и букв.
- Формировать навык правильного и плавного, сознательного чтения слов с изученными буквами.
- Развивать фонематический слух, связную речь. Развивать внимание, память речь, наблюдательность, мышление.
Задачи урока :
1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ б ], [ б’] и обозначении их буквой «б».
2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова и предложения с
буквой «б».
3) Воспитывать культуру речевого общения. Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Б, б»; учебник «Букварь»( с.109-110), тетрадь с печатной основой « Я учусь писать и читать», у каждого ребёнка карточки с заданиями. Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок Начинается урок К своей парте подойди Тихо встань и замолчи! Улыбнулись соседу и пожелали отличного настроения. Сейчас у нас урок обучения грамоте. Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке» Дыхательная гимнастика «Свеча» 2. Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.
Слайд 1
-Сейчас мы с вами отправимся в сказку с одним замечательным героем. А с каким, вы узнаете, когда прослушаете отрывок из песни.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего урока – попробуйте догадаться сами.
Слайд 2 Он окружен людской молвой. Он не игрушка, он живой.
| Все песенки о нем поют. Скажите, как его зовут?
|
Слайд 2(Буратино)
- Написал эту сказку Алексей Николаевич Толстой, называется она «Золотой ключик, или приключение Буратино».
- Произнесите слово Буратино.
-Какой первый звук вы слышите?
-Ребята, с какой буквы мы будем писать слово Буратино? Почему? Слайд 2 (слово Буратино)
-Давайте, разделим на слоги это слово.
-Определите, куда падает ударение? Слайд 2(ударение)
Выделение звуков [б], [б’] в словах.
Слайд 3
- Купил папа Карло своему мальчику чудесную Азбуку, открыл Буратино книгу и увидел картинки.
-Ребята, давайте поможем ему разобраться, что здесь нарисовано? (рисунки: бант, бинт)
-Что нарисовано слева? (бант)
-Что нарисовано справа? (бинт)
-Ребята, определите, сколько в каждом из этих слов слогов.
- Почему? (сколько в слове гласных, столько и слогов ) -Сравните первые звуки. Чем они отличаются?
-Какие гласные смягчают согласный звук? Слайд 5 (е ё и ю я) 4. Игра «Твёрдый – мягкий». -Мы поиграем в игру. Если вы слышите твёрдый звук Б, то хлопаете в ладошки.
-Булка, белка, барабан. Бегемот, бинокль, батон, бельё.
-Посмотрел Буратино Азбуку и отправился…
-А вот куда, вы сейчас попытаетесь узнать (развитие познавательного интереса) 5.Игра «Собери слово». - Поиграем в игру «Собери слово». Слайд 6 (буквы о ш а к л)
- Конечно, в школу.
Слайд 7 (Буратино)
Заглянул Буратино в окно и увидел школьников, которые читали слоги. 6. Работа с материалом по учебнику (Букварь Л. Е. Журова 1 часть с. 109 чтение слогов)
- Ребята, а может, он нас увидел? Откройте, с. 109 мы с вами почитаем слоги хором для Буратино.
-Кто может прочитать только те слоги, в которых буква Б обозначает твёрдый согласный звук.
-А теперь надо прочитать только те слоги, в которых буква Б обозначает мягкий звук.
-На что похожа буква Б?(ответы детей)
- Посмотрел Буратино, как учатся дети, и решил, что с завтрашнего дня начнёт учиться, а сегодня пойдёт в театр. -Чтобы попасть на представление ему предложили прочитать слова. Буратино не умеет читать. Поможем ему? Чтение слов со с. 109 -Прочитайте те слова, в которых 1 слог.
-Прочитайте те слова, в которых 2 слога.
- Прочитайте те слова, в которых 3 слога.
-Прочитайте слова, в которых буква Б обозначает мягкий звук.
-Прочитайте слова, в которых буква Б обозначает твёрдый звук. Физминутка Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слайд 8 (показ рисунка Карабаса Барабаса). -В театре Буратино был, схвачен ужасным доктором кукольных наук, синьором Карабасом Барабасом. Барабас хотел сжечь Буратино в огне. Чтобы этого не случилось нам нужно быстрее помочь Буратино. Слайд 9 (Буратино в огне)
- Нам надо составить слова, которые начинаются со слога БИ
( учебник с. 109).
-Составьте слова, которые начинаются со слога ДИ.
-Составьте слова, которые начинаются со слога БА.
-Составьте слова, которые начинаются со слога ДА.
-Найдите самое длинное слово.
-Сколько в нём букв?
-Сколько слогов?
-На какую гласную падает ударение?
- -Молодцы, ребята вы опять помогли нашему герою и его отпустили на свободу. Слайд 10
Буратино вприпрыжку побежал домой.
Физминутка для глаз. - Но по дороге встретил двух нищих. Слайд 11 (Базилио, Алиса) Слайд 11 (слова)
-Прочитайте, кто это? (Кот Базилио и лиса Алиса)
- Они заманили Буратино в Страну Дураков. Буратино приходится выполнять сложные задания, чтобы спастись.
- От разбойников его спасет девочка. Как её зовут, вы сейчас узнаете. Слайд 12 (Мальвина)
- Прочитайте, как её зовут?
Сопоставление рисунков и схем. (с. 110)
-Назовите картинки, расположенные на с. 110 вверху.
-Рассмотрите модели слов. Какое слово подходит к 1 модели, 2 , 3.
Слайд 13(слова брюки, барабан, берёза)
-Сравните в словах брюки и барабан первые звуки (они одинаковые).
-Сравните в словах барабан и берёза первые звуки.
-Сравните в словах барабан и берёза третьи звуки.
-Давайте, разделим эти слова на слоги.
-Какой слог ударный. Слайд 14
-Хоть мы и помогли Буратино выполнить сложные задания. Кот и лиса бросили его в грязный глубокий пруд. Слайд 15(черепаха Тортила)
На пруду он знакомится с черепахой Тортилой, которая пожалела мальчика и вручила ему золотой ключик. Слайд 16(золотой ключик)
(У каждого ребенка лежат карточки с заданиями)
-У вас лежат карточки. Впишите буквы в точно такие же фигурки в нижних рядах. Прочитай слова.
-Какие слова получились? (волшебная дверца)
Слайд 17 (Буратино с друзьями) -Волшебную дверцу открыли Буратино с друзьями. За дверцей они нашли новый театр. Слайд 17 (музыка)
Звучит музыка из телефильма «Приключения Буратино»
Учитель: В его руках от счастья ключ
И потому он так везуч!
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг.
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез!
Его повсюду узнают!
Героя нашего зовут……
(Бу-ра-ти-но) Итог урока
-С какой буквой мы сегодня работали?
Дети получают фигурки Буратино и раскрашивают их дома.
|