Изучение написания гласных и согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Резинкина Марина Константиновна

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык

Тема:

Изучение написания гласных и согласных в корне слова

Тип урока:

Урок изучения нового

Цель:

Формирование у учащихся умения правильного написания согласных и гласных в корне слова

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Понятия непроизносимый согласный звук, безударный гласный звук, парный по глухости и звонкости согласный звук, корень слова

Уметь:

Находить сходство и различие в подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком, с непроизносимым согласным звуком в корне

Применять:

Правило на странице 56 при работе над упражнениями

Анализировать:

Сходства и различия в словарной работе; распределение слов на группы, анализировать схему стр. 56.

Синтезировать:

Сформулировать общее правило о правописании гласных и согласных в корне слова

Оценивать:

Значение полученных знаний для дальнейшей учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные:

Удерживать учебную задачу, поэтапно выполнять задания, организовывать свою деятельность, выполнять задания в ограниченное время

Познавательные:

Развивать навык смыслового чтения, находить нужную информацию в тексте

Коммуникативные:

Давать полный ответ, составляя грамматически верное устное высказывание, поддерживать контакт со сверстниками и педагогом, выступать перед аудиторией

Личностные

Формирование бережного отношения к живой природе, уважительного отношения к учителю, сверстникам, интереса к знаниям, осознание важности учебного процесса для развития личности

Межпредметные связи:

Лит. чтение (загадки, чтение текста упражнения).

Основные понятия:

Непроизносимый согласный звук, безударный гласный звук, парный по глухости и звонкости согласный звук, корень слова, однокоренное слово, словарное слово

Методы, технологии:

Ресурсы урока для учителя:

Доска, маркеры/мел, магниты, наглядность, учебник

Ресурсы урока для учащихся:

Учебник, тетрадь, раздаточный материал

Оформление доски:

Число, классная работа

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организация учебного процесса

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Проверим вашу готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Обязательно помним о правильной посадке за партой. Спинки держим ровно, между стулом и партой должен помещаться кулачок. Теперь мы можем начинать.

 

Приветствуют учителя.

2. Актуализация необходимых знаний

— Итак, ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

— Теперь на следующей строчке напишите слово «словарь:» и разделите лист на три равных столбика, каждый столбик подпишите так же как у меня на доске (слова с проверяемым гласным звуком, словарные слова, слова с парным по звонкости-глухости согласным звуком).   А чтобы узнать, какие же слова нам нужно записать, мы должны будем отгадать загадки! Затем выбрать в какой столбик записать данное слово.

— Первая загадка:

Невзрачен, кругл и невелик, у дверей он жить привык. Чуть нажмешь – поднимет крик.

 (Звонок)

— Молодцы, ребята, это звонок. Выйди, запиши это слово на доске, а остальные пишут в тетрадях. Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную «о». Садись, спасибо.

Следующая загадка.

— Где так бывает: человек стоит, а лестница шагает.

Что это?

(Метро)

— Выйди, запиши на доске, а остальные в тетрадях. Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную «е».

— Сок из цветков она берет и в сотах копит сладкий мед.

Отгадали? –

 (Пчела.)

— Выйди, запиши на доске, а остальные в тетрадях. Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную «е».

— Сижу меж травы

Красная сладкая.

Нагнись и сорви.

(Ягода)

— Выйди, запиши на доске, а остальные в тетрадях. Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную «о».

 

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка-ежка у окна.

Догадались кто она?

(Сказка)

— Выйди, запиши на доске, а остальные в тетрадях. Поставим ударение, подчеркнем парный по глухости согласный звук «с».

Пишут в тетрадях число и «Классная работа».

Записывают словарные слова, один ученик — на доске, остальные — в тетрадях.

 

Звонок

Метро

Пчела

Ягода

Сказка

3. Мотивация познавательной деятельности

 Молодцы. Глядя на слова, которые мы записали, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?  

Действительно, тема нашего сегодняшнего урока правописание согласных и гласных в корне слова.

Правописание согласных и гласных в корне слова.

4. Организация познавательной деятельности

Откройте пожалуйста учебник, страница 56, упражнение №89. Прочтите задание.

Итак, давайте рассмотрим внимательно схему.

Что нужно сделать для того, чтобы правильно обозначить буквой в корне безударный гласный звук, парный по глухости-звонкости согласный звук, непроизносимый согласный звук?

Замечательно. Давайте подумаем в чем сходство в подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком, с непроизносимым согласным звуком в корне?

А в чем различие?

Отлично. С красной строки выпишите из таблицы слова с проверяемыми орфограммами.

Какие слова вы записали?

Молодцы.  Теперь выпишите слова с непроверяемыми орфограммами.

Какие слова записали?

 

Физминутка

Мы достаточно хорошо работаем, и сейчас я предлагаю немного передохнуть. Встаньте из-за парт.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Продолжаем работать. Прочитайте упражнение №91.  Выполните это задание самостоятельно, затем проверим.  На это задание у вас 5 минут.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку зеленого цвета и исправьте ошибки где необходимо, основываясь на эталон ответа на доске. Верните тетради обратно.

Поднимите руку кто не допустил ни одной ошибки?

У кого были ошибки? В каких словах?

Можно ли к слову подобрать проверочное?

Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова с пропущенными буквами и слова с выбором букв из скобок?

Теперь переходим к выполнению упражнения №93.  Прочитайте задание. По одному человеку выходим к доске, записываем слово, вставляя пропущенную букву и выделяем корень. Остальные работают у себя в тетрадях.

Что общего в написании данных слов?

Какой есть способ проверки написания данных слов?

Я подготовила для вас еще одно интересное задание по перфокартам. На слайде будут слова с пропущенными буками, ваша задача вставить буквы вместо точек. Затем осуществим проверку.

Т.желый, п.чтовый, в.здушный, позв.нил, чес.ный, поз.ний, звез.ный, извес.ный, х.лодный, чу.ство.

Сверьте свои записи со слайдом.

Кто выполнил данное задание без единой ошибки?

Кто допустил 1-2 ошибки? В каких словах?

Последнее задание, которое мы сегодня с вами выполним, будет проверка диктанта одного ученика. Сейчас я вам раздам данные диктанты, ваша задача исправить ошибки, которые допустил ученик. Ошибки исправляем зеленой ручкой, затем осуществим проверку.

 

Найдите ошибки в диктанте одного из учеников.

Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

Как хорош лес поздней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние залотые листья.

А кокой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. (По. И.С.Тургеневу)

После выполнения данной работы, осуществляем взаимопроверку.

В каких словах учащийся допустил ошибки? Аргументируйте свое мнение.

Ответе на вопросы в конце текста.

Как бы ты озаглавил текст?

Какой бы ты дал совет ученикам при подготовке к диктанту?

Соберите, пожалуйста листы с диктантами и передайте мне.

Ученики читают задание к схеме.

Изменить слово, подобрать однокоренное слово, узнать о написании слова в орфографическом словаре.

Сходство в том, что написание безударного гласного, непроизносимого согласного и парного по глухости-звонкости согласного проверяют с помощью проверочного слова.  

Различие в том, что написание некоторых слов с помощью проверочных слов проверить нельзя, их написание нужно запомнить.

Дворы, дуб, честный, ночной, сказка, звездный.

Железо, завтра, чувство.

        

Ученики читают задание. Записывают текст в тетрадь.

Проверка упражнения, работа над ошибками.

Изменять слова, подбирать однокоренные слова, обращаться к орфографическому словарю.

Во всех словах есть непроверяемая орфограмма.

По орфографическому словарю.

Работа по перфокартам.

Проверка работ.

Ученики работают с диктантом, исправляют ошибки.

Учащиеся аргументируют свои ответы.  Комментируют ошибки в диктанте, называют проверочное слово. Отвечают на вопросы в конце текста.

5. Подведение итогов

— Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие правила нужно знать, чтобы правильно писать согласные и гласные в корне слова?

Рефлексия

Сейчас я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке. (выдаю заготовку смайликов, дети рисуют)

 Мне все было понятно и в ходе урока не возникло никаких затруднений – веселый смайлик.

 У меня иногда возникали трудности на уроке – обычный смайлик.

Мне было совсем ничего не понятно – грустный смайлик.

 Учитель отмечает особо активных учащихся на уроке.

— Молодцы, ребята! Спасибо за активную работу на уроке. Всего вам доброго, было очень приятно работать с вами!

  О правописании согласных и гласных в корне слова.

 Подбирать однокоренные слова, изменять слова, обращаться к орфографическому словарю.

Прощаются с учителем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:-    определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...

Cостав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок по русскому языку для 4 класса по теме "Состав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова...

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова.

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку по теме "Обощение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова"...