Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК «Школа России»)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Соловьева Оксана Николаевна

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе

– Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_kl.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе

– Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2014.

– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Новоярковская СОШ »

– ООП НОО и учебного плана МКОУ «Новоярковская СОШ » на 2018/2019 учебный год;

– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Для достижения поставленной цели предполагается использование следующего учебно-методического комплекта (УМК) «Школа России»: 

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2014.
  • В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник для 2класса.- М.: Просвещение 2012г.
  • В. П. Канакина, Г.Н. Манасова. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.
  • В. П. Канакина Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.
  • Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева -  М.: Просвещение, 2014.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию. Групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций,  такая деятельность состоит из обмена сообщениями. Фронтальные методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.

Основные формы и методы преподавания, используемые  на уроках русского языка:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) познавательный, практический

4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод проектов.

Авторской программой В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого на учебный предмет «Русский язык» отводится 170 часов (из расчета 5 часов в учебную неделю). В соответствии с учебным планом МКОУ «Новоярковская СОШ » рабочая программа по «Русскому языку» во 2 классе рассчитывается на 170 часов в год, 5 часов в учебную неделю.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Содержание учебного предмета

        Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных знаний и умений в 1 классе.

        Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости- звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

        Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с разделительным мягким знаком (ь).

        Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости- звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.

        На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идёт обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи (магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).

        Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий:

— синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения);

— словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова);

— морфологических (части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).

        Учащимся даётся общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями.

        Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать, активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.

        Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа и создания речевых высказываний.

Уточняется и углубляется представление о нашей речи, её видах и формах, языке как средстве общения между людьми.

        Ведётся наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и по интонации (без введения терминов), по структуре (распространённые и нераспространённые), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определённой теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.

        Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведётся наблюдение за использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарём синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.

        Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя).

        Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение за структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.

        Формируется общее представление о типах текста, в которых:

— передаётся сообщение на определённую тему (повествовательный текст);

— описывается предмет либо его части (описательный текст);

— доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение);

— развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определённого типа под руководством учителя.

        Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.

        

Тематический план

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

Диктант

Проверочная работа

Обучающие сочинения

Обучающие изложения

1

Наша речь

3

3

2

Текст

3

3

3

Предложение

11

11

1

1

4

Слова, слова, слова…

18

18

1

1

1

5

Звуки и буквы

60

60

3

2

3

1

6

Части речи

57

57

1

5

2

1

7

Повторение

18

18

Итого

170

170

4

9

7

3

Формы и средства контроля

На уроках русского языка используются следующие виды контроля: текущий и тематический.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и устной форме: в виде фронтального или индивидуального устного опроса, орфографических минуток, объяснительных диктантов, выборочных диктантов, проверочных работ, заданий творческого характера, самостоятельной работы или словарного диктанта, проектов. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме: проверочные и контрольные работы. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др.

Основные виды работ по русскому языку: диктанты, списывания, обучающие изложения и сочинения.

Промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная аттестация проводится по четвертям (1, 2, 3, 4 четверти) и году. Четвертная отметка учащихся выставляется на основе результатов текущего контроля знаний, годовая – на основе четвертных отметок.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Вид контроля

Форма контроля

Источник КИМ

Дата

1

Тематический

«Проверь себя» по теме «Предложение».

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.40

2

Тематический

«Проверь себя» по теме: «Слово»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.75-76

3

Тематический

«Проверь себя» по теме: «Звуки и буквы»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.88

4

Тематический

Контрольно-проверочный диктант  (с грамматическим заданием) по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательн организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева -  М.: Просвещение, 2014.

5

Текущий

Проект «И в шутку и всерьёз»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.119

6

Текущий

Проект «Пишем письмо»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.129

7

Текущий

Проект «Рифма».

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.8

8

Тематический

Объяснительный проверочный диктант  по теме: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательн организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева -  М.: Просвещение, 2014.

9

Тематический

Проверочный диктант.

по теме: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательн организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева -  М.: Просвещение, 2014.

10

Тематический

Проверочная работа по теме: «Разделительный мягкий знак».

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.38

11

Тематический

Проверочная работа по теме: «Имя существительное».

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С.67

12

Тематический

Проверочная работа по теме: «Глагол»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С. 84-85

13

Тематический

Проверочная работа  по теме: «Имя прилагательное»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С. 99

14

Тематический

Проверочная работа по теме: «Местоимение»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С. 107

15

Тематический

Проверочная работа по теме: «Предлог»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С. 113

16

Текущий

Проект «В словари — за частями речи!»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник в 2-х частях для 2класса.- М.: Просвещение 2012г. С. 114-115

17

Тематический

Контрольный  диктант по теме: «Части речи»

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательн организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева -  М.: Просвещение, 2014.

Критерии и нормы  оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях и нормах оценивания предметных результатов учащихся МКОУ «Новоярковская СОШ »» на уровне начального общего


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Из них: к/р, п/р, л/р, соч., излож., тесты, проекты и др.

Дата

Наша речь (3часа)

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи.

1

2.

Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3

Диалог и монолог.

1

Текст (3 часа)

4

Что такое текст? Тема текста.

1

5

Главная мысль текста.

1

6

Части текста.

Развитие речи. Составление нового текста на основе старого.

1

Предложение (11часов)

7

Предложение как единица речи, его

назначение и признаки.

1

8

Связь слов в предложении.

1

9

Логическое (смысловое) ударение в предложении.

1

10

Главные члены предложения (основа предложения).

1

11

Второстепенные члены предложения.

1

12-13

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

2

14

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

15

Связь слов в предложении.

1

16

Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

1

Сочинение

17

Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. «Проверь себя» по теме «Предложение».

1

Проверочная работа

Слова, слова, слова…(18 часов)

18

Слово и его лексическое значение.

1

19

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

1

20

Однозначные и многозначные слова.

1

21

Прямое и переносное значение слова.

1

22

Синонимы.

1

23

Антонимы.

1

24

 Синонимы и антонимы. Обобщение знаний.

1

25

Изложение текста.

1

Изложение

26

Родственные слова.

1

27

Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова.

1

28

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

29

Однокоренные слова. Корень слова

1

30

Слог как минимальная произносительная единица.

1

31

Ударение.

1

32

Ударение.

1

33

Перенос слов по слогам.

1

34

Перенос слов по слогам. «Проверь себя» по теме: «Слово»

1

Проверочная работа

35

Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

Сочинение

Звуки и буквы

 (60 часов)

36

Звуки и буквы.

1

37

Звуки и буквы.

1

38

Русский алфавит, или Азбука.

1

39

Использование алфавита при работе со словарями.

«Проверь себя» по теме: «Звуки и буквы»

1

Проверочная работа

40

Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

1

Сочинение

41

Гласные звуки.

1

42

Гласные звуки. Слова с буквой Э.

1

43

Правописание слов с     безударным гласным звуком в корне.  Ударные и безударные гласные звуки.

1

44

Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

1

45

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1

46

Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

1

47

Словарный диктант. Работа над ошибками.

1

48- 50

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

3

51

Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить.

1

52

Правописание словарных слов.

1

53

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

54

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

1

55

Контрольно-проверочный диктант (с грамматическим заданием

1

Проверочный диктант

56

Сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

 1

Сочинение

57

Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении.

1

Словарный диктант

58

Согласные звуки.

1

59

Согласный звук [й'] и буква й «и краткое».

1

60

Слова с удвоенными согласными.

1

Проект «И в шутку, и всерьёз»

61

 Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси».

1

Сочинение

62

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «И в шутку, и всерьёз».

1

63-64

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2

65

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.

1

66

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласными.

1

67

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласными. Проект «Пишем письмо.

1

Проект «Пишем письмо.

68

Буквосочетания  шипящими звуками.

1

69-70

Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч, щн.

2

71

Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч, щн и других изученных орфограмм.

1

72

Подготовка к осуществлению проекта «Рифма».

1

Проект «Рифма».

73

Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу.

1

74-75

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу в словах.

2

76

Объяснительный проверочный диктант  

1

диктант

77

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

78-79

Правописание слов с парным по  глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слова.

2

80-81

Правописание слов с парным по  глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

2

82

Контрольный диктант (с грамматическим заданием

1

Проверочный диктант

83

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

84-86

Правописание слов с парным по глухости и звонкости согласным в конце слова или перед согласным.

3

87

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

1

88

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Изложение текста по вопросам.

 1

Изложение

89

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изученных правилах письма.

1

90

Проверочная работа.

1

Проверочная работа.

91

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

1

92

Разделительный мягкий знак (ь)

1

93-94

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

2

95

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) и другими  орфограммами.

1

96

Проверочный диктант (с грамматическим заданием).

1

Проверочный диктант

Части речи (58 часов)

97

Части речи.

1

98

Употребление частей речи в тексте.

1

99-100

Имя существительное (19ч)

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

2

101-103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

3

104

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

105-106

Правописание собственных имён существительных.

2

107

Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. 

1

108

Правописание собственных имён существительных. Географические названия.

1

109

Единственное и множественное число имён существительных.

1

110

Изменение имен существительных по числам.

1

111

Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

1

112

Обобщение знаний об имени существительном.

1

113

 Подробное изложение

 повествовательного текста

1

Изложение

114

 Работа над ошибками,  допущенными в изложении. Проверочный диктант (с грамматическим заданием).

1

Проверочный диктант

115

Проверочная работа по теме: «Имя существительное».

1

Проверочная работа.

116-117

Глагол (12 ч)

Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи.

2

118

Признаки глагола.

1

119

 Сочинение по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

1

Сочинение

120-121

Единственное и множественное число глаголов.

2

122

Правописание частицы не с глаголами.

1

123

Обобщение знаний о глаголе.

1

124

Обобщение знаний о глаголе.

1

125

Текст-повествование и роль в нём глаголов

1

126

Текст-повествование Составление текста-повествования на заданную тему.

1

127

Проверочная работа по теме: «Глагол»

1

Проверочная работа

128-130

Имя прилагательное (13 ч)

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

3

131

Контрольный диктант (с грамматическим заданием

1

Проверочный диктант

132

Работа над ошибками,  допущенными в диктанте. Употребление в речи имен прилагательных.

1

133

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1

134

Единственное и множественное число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

1

135

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

136-137

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

2

138

Составление текста-описания.

1

139

Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

Сочинение

140

Проверочная работа 

1

Проверочная работа

141-143

Местоимение  (5 ч)

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи

3

144

Текст – рассуждение.

1

145

Проверочная работа по теме: «Местоимение»

1

Проверочная работа

146

Предлоги (6 ч)

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

1

147-148

Правописание предлогов с именами существительными.

2

149

Правописание предлогов с именами существительными Восстановление деформированного повествовательного текста и его запись.

1

150

Проверочная работа

1

Проверочная работа

151

Проект «В словари – за частями речи!».

1

Проект «В словари – за частями речи!».

152

Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

1

Контрольный диктант

153

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Повторение (16 часов)

154-155

 Текст. Типы текстов.

2

156-158

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог.

3

159-160

Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.

2

161-163

Части речи.

3

164

Звуки и буквы.

1

165-167

Правила правописания.

3

168

Повторение и закрепление изученного материала.

1

170

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

1

        


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  1. Печатные пособия

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2014.

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» учебник для 2класса.- М.: Просвещение 2012г.

В. П. Канакина, Г.Н. Манасова. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.

В. П. Канакина Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева -  М.: Просвещение, 2014.

Лист внесения изменений

Дата внесения изменений

№ п/п

Содержание

Основание.

Приказ№

Форма внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"

Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитани...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"

В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Русский язык" 4 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Школа России").

Полная рабочая программа по русскому языку с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием. 3 класс. Школа России....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы по русскому ...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторс...

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России"", авторы Л, М. Зеленина,Т. Е. Хохлова

Данная рабочая программа составлена к учебнику русского языка  3 класса, авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова на основе программы УМК «Школа России».  В программе имеется титульный лист, поя...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК"Школа России"( с учетом ФГОС)

Программа к учебнику  "Русскому язык"  2 класс В.П.Канакина В.Г.Горецкий (ФГОС)...