Урок русского языка по теме" Правописание мягкого знака у существительных после шипящих."
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Бугай Надежда Петровна

Технологическая карта занятия «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchebnogo_zanyatiya.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_uchebnogo_zanyatiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык. 3 класс. Разработала и провела учитель начальных классов Бугай Надежда Петровна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Базовый учебник: «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2022г.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, командах, учебный диалог.

Средства обучения – учебник, презентация.

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Планируемые результаты

Личностные: - развитие мотивации к получению новых знаний;

- способность к самооценке;

- развитие навыков сотрудничества;

- формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения.

Метапредметные

Регулятивные: -принимать и сохранять

учебную задачу;

- осуществлять

самоконтроль и

взаимоконтроль;

- планировать свои

действия в

соответствии с

поставленной задачей;

- оценивать

правильность

выполнения учебной

задачи.

Познавательные: - выделять значимую информацию;

- извлекать информацию из графических схем;

- анализировать, обобщать

и использовать при

выполнении заданий;

Коммуникативные:- вступать в

диалог;

-ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

Предметные: - познакомиться с новой грамматической функцией мягкого знака в слове; классифицировать имена существительные по родам.

Цель урока

Усвоить правописание имён существительных женского рода с мягким знаком после шипящих.

Задачи:

1. Назвать изученные грамматические признаки имен существительных.

2. Вспомнить, как распознавать имена существительные мужского и женского рода.

3. Научиться определять правильность употребления мягкого знака в слове.

Проблема:

Как определить правильность написания мягкого знака у имён существительных после шипящих?

Педагогические технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология сотрудничества.

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: 

мотивационно

-целевой.

Цель:

помочь

ребенку

понять,

зачем ему это знание.

Предлагает актуализировать знания

Предлагает задание не похожее на предыдущие. Уточняет затруднения в выполнении учебного действия.

В учебном диалоге с учащимися определяет тему урока.

Актуализируют знания.

Классифицируют знания, с опорой на графический рисунок.

Соотносят слова в таблицу в соответствии с заданием. Определяют и называют

проблемную ситуацию.

Определяют совместно с учителем тему занятия, задачи урока.

1.Наш язык и скромен, и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад. А все слова разделены на большие группы- части речи. Признаки какой части речи изучаем?

«Наполните» «корзину Знаний» своими знаниями об имени существительном. Охарактеризуйте часть речи по плану:

1.        Отвечает на вопросы?

2.        Обозначает ….

3.        Может быть:

4.        Изменяется по….

Все знания собраны в «Корзину»?

2. Сегодня на уроке нам нужно потрудиться, чтобы дополнить корзину Знаний. Поможет это сделать пословица

Ученье – путь к уменью. Запишите в тетрадь. Поясните её смысл.

- Посмотрите на все слова пословицы.  Что общего в их написании?

- Какую работу выполняет ь в словах?

                                                  показатель мягкости    

 ь      

разделительный                                                                      

3.Распределить слова в таблицу.

Семья, лось, деревья, календарь, дочь, мышь.

Разделительный ь

Показатель мягкости

?

- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль, которую мы должны определить.

-Посмотрите, что общего в словах третьего столбика? На какие согласные звуки оканчиваются эти слова?

Приём «Корзина знаний»

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог.

Подводящий диалог.

Отсроченная отгадка

Фронтальная.

Учебный диалог.

Парная

Фронтальная.

II этап:

Содержательно-деятельностный

Цель: через

практическую

деятельность и

работу с информацией решить проблему урока

1.Предлагает прочитать пословицу, найти слово «товарищ» в орфографическом словаре. Провести исследование этого слова по плану. Сделать вывод.

2.Предлагает  сравнить свой вывод с информацией в учебнике.

3.Сталкивает разные мнения учеников. 4.Предлагает выполнить разноуровневые задания с опорой на новые знания:

1.Проверяют написание слова «товарищ».

2.Проводят исследование слова.

3.Делают вывод о «нужности» или нет ь

4.Коллективно формулируют вывод.

5.Применяют новые знания, определяют место ь в слове.

6.Осуществляют самоконтроль.

7.Аргументируют свою позицию.

Умный т.варищ?- половина дороги.

Найдите слово из орфографического словарика. Вспомните, как пишется слово товарищ и запишите пословицу. Исследуем слово товарищ:

 -Часть речи?

-Оканчивается на звук?

 -Пишется ь? Почему?

Решите орфографическую задачу:

Малыш.

Доч.            +,    - ( Ь)

Самостоятельная письменная работа

Разноуровневое задание.

1.Выполнить упр.151 в учебнике

2.На картине найти предметы и  записать слова -имена существительные , в которых есть изученная орфограмма.(мяч, дочь, луч, врач, грач)

1.Сталкивание противоречий.

2.Цепочка признаков.

3.Я беру тебя с собой.

Индивидуальная

  Фронтальная.

Индивидуальная

III этап: рефлексивно-

координирующий.

Цель:

соотнести

цели урока и его

результат. Рефлексия.

Предугадывает вывод учеников.

 Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Объясняет домашнее задание.

1.Создают кластер.

Подводят итог под руководством учителя.

Выбирают вариант домашнего задания.

1.Составление алгоритма. Возьмите листы и дополните рассуждение. 

1)Если это существительное с шипящим на конце слова, то _______

2)Если существительное мужского рода, то__________________________

3)Если существительное женского рода, то___________________________

(определяем род, мягкий знак пишется, мягкий знак не пишем)

2.Проверим, как работает алгоритм. Поиграем в антонимы. Я называю слово, вы записываете антоним.

День, правда, смех.

(Ночь, ложь, плач)

Вернёмся к первой таблице о роли ь в слове.

Разделительный ь        Показатель мягкости        Сущ. Ж.р. после шипящих.

Назовите все его роли. Запишите новую роль кратко в таблицу.

Какие новое учебное открытие мы с вами сделали?

        (познакомились с новой орфограммой,

         научились писать слова с этой орфограммой,

        составили алгоритм,

         узнали о новой работе мягкого знака.)

Вариативность в выполнении домашнего задания

  1. Упр. в учебнике   153
  2. Приготовить загадки для своих одноклассников, где отгадки -это слова на изученную орфограмму.

Неоконченное

Предложение

Подводящий диалог

Командная

Самостоятельная работа.

Рефлексирующая работа в парах.

Фронтальная работа.



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык. 3 класс. Разработала и провела учитель начальных классов Бугай Надежда Петровна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Базовый учебник: «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2022г.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, командах, учебный диалог.

Средства обучения – учебник, презентация.

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Планируемые результаты

Личностные: - развитие мотивации к получению новых знаний;

- способность к самооценке;

- развитие навыков сотрудничества;

- формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения.

Метапредметные

Регулятивные: -принимать и сохранять

учебную задачу;

- осуществлять

самоконтроль и

взаимоконтроль;

- планировать свои

действия в

соответствии с

поставленной задачей;

- оценивать

правильность

выполнения учебной

задачи.

Познавательные: - выделять значимую информацию;

- извлекать информацию из графических схем;

- анализировать, обобщать

и использовать при

выполнении заданий;

Коммуникативные:- вступать в

диалог;

-ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

Предметные: - познакомиться с новой грамматической функцией мягкого знака в слове; классифицировать имена существительные по родам.

Цель урока

Усвоить правописание имён существительных женского рода с мягким знаком после шипящих.

Задачи:

1. Назвать изученные грамматические признаки имен существительных.

2. Вспомнить, как распознавать имена существительные мужского и женского рода.

3. Научиться определять правильность употребления мягкого знака в слове.

Проблема:

Как определить правильность написания мягкого знака у имён существительных после шипящих?

Педагогические технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология сотрудничества.

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: 

мотивационно

-целевой.

Цель:

помочь

ребенку

понять,

зачем ему это знание.

Предлагает актуализировать знания

Предлагает задание не похожее на предыдущие. Уточняет затруднения в выполнении учебного действия.

В учебном диалоге с учащимися определяет тему урока.

Актуализируют знания.

Классифицируют знания, с опорой на графический рисунок.

Соотносят слова в таблицу в соответствии с заданием. Определяют и называют

проблемную ситуацию.

Определяют совместно с учителем тему занятия, задачи урока.

1.Наш язык и скромен, и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад. А все слова разделены на большие группы- части речи. Признаки какой части речи изучаем?

«Наполните» «корзину Знаний» своими знаниями об имени существительном. Охарактеризуйте часть речи по плану:

1.        Отвечает на вопросы?

2.        Обозначает ….

3.        Может быть:

4.        Изменяется по….

Все знания собраны в «Корзину»?

2. Сегодня на уроке нам нужно потрудиться, чтобы дополнить корзину Знаний. Поможет это сделать пословица

Ученье – путь к уменью. Запишите в тетрадь. Поясните её смысл.

- Посмотрите на все слова пословицы.  Что общего в их написании?

- Какую работу выполняет ь в словах?

                                                  показатель мягкости    

 ь      

разделительный                                                                      

3.Распределить слова в таблицу.

Семья, лось, деревья, календарь, дочь, мышь.

Разделительный ь

Показатель мягкости

?

- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль, которую мы должны определить.

-Посмотрите, что общего в словах третьего столбика? На какие согласные звуки оканчиваются эти слова?

Приём «Корзина знаний»

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог.

Подводящий диалог.

Отсроченная отгадка

Фронтальная.

Учебный диалог.

Парная

Фронтальная.

II этап:

Содержательно-деятельностный

Цель: через

практическую

деятельность и

работу с информацией решить проблему урока

1.Предлагает прочитать пословицу, найти слово «товарищ» в орфографическом словаре. Провести исследование этого слова по плану. Сделать вывод.

2.Предлагает  сравнить свой вывод с информацией в учебнике.

3.Сталкивает разные мнения учеников. 4.Предлагает выполнить разноуровневые задания с опорой на новые знания:

1.Проверяют написание слова «товарищ».

2.Проводят исследование слова.

3.Делают вывод о «нужности» или нет ь

4.Коллективно формулируют вывод.

5.Применяют новые знания, определяют место ь в слове.

6.Осуществляют самоконтроль.

7.Аргументируют свою позицию.

Умный т.варищ?- половина дороги.

Найдите слово из орфографического словарика. Вспомните, как пишется слово товарищ и запишите пословицу. Исследуем слово товарищ:

 -Часть речи?

-Оканчивается на звук?

 -Пишется ь? Почему?

Решите орфографическую задачу:

Малыш.

Доч.            +,    - ( Ь)

Самостоятельная письменная работа

Разноуровневое задание.

1.Выполнить упр.151 в учебнике

2.На картине найти предметы и  записать слова -имена существительные , в которых есть изученная орфограмма.(мяч, дочь, луч, врач, грач)

1.Сталкивание противоречий.

2.Цепочка признаков.

3.Я беру тебя с собой.

Индивидуальная

  Фронтальная.

Индивидуальная

III этап: рефлексивно-

координирующий.

Цель:

соотнести

цели урока и его

результат. Рефлексия.

Предугадывает вывод учеников.

 Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Объясняет домашнее задание.

1.Создают кластер.

Подводят итог под руководством учителя.

Выбирают вариант домашнего задания.

1.Составление алгоритма. Возьмите листы и дополните рассуждение. 

1)Если это существительное с шипящим на конце слова, то _______

2)Если существительное мужского рода, то__________________________

3)Если существительное женского рода, то___________________________

(определяем род, мягкий знак пишется, мягкий знак не пишем)

2.Проверим, как работает алгоритм. Поиграем в антонимы. Я называю слово, вы записываете антоним.

День, правда, смех.

(Ночь, ложь, плач)

Вернёмся к первой таблице о роли ь в слове.

Разделительный ь        Показатель мягкости        Сущ. Ж.р. после шипящих.

Назовите все его роли. Запишите новую роль кратко в таблицу.

Какие новое учебное открытие мы с вами сделали?

        (познакомились с новой орфограммой,

         научились писать слова с этой орфограммой,

        составили алгоритм,

         узнали о новой работе мягкого знака.)

Вариативность в выполнении домашнего задания

  1. Упр. в учебнике   153
  2. Приготовить загадки для своих одноклассников, где отгадки -это слова на изученную орфограмму.

Неоконченное

Предложение

Подводящий диалог

Командная

Самостоятельная работа.

Рефлексирующая работа в парах.

Фронтальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Презентация по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак в существительных после шипящих"

Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интере...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"

Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"...

Презентация "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"

Презентация урока по теме "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...