Главные вкладки

    Изложение слухового восприятия по коллективно-составленному плану "Кто сажает лес", 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Буйвол Ольга Анатольевна

    Урок развития связной речи. Задача урока учиться составлять план текста и правильно передавать содержание текста на письме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Буйвол Ольга Анатольевна

    учитель начальных классов

    МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

    Класс: 4, УМК «Гармония».

    Тема: Изложение слухового восприятия по коллективно-составленному плану.

    Цель: развитие связной речи.

    Задачи:

    Познавательные учебные действия:

    Развивать у учащихся умение определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, составлять план текста, излагать текст, умение правильно строить предложения, оформлять их на письме; развивать умение видеть орфограммы.

    Универсальные логические действия:

    Развивать устную и письменную речь, мыслительные операции, самостоятельность учащихся.

    Регулятивные учебные действия: 

    развивать умение ставить и сохранять учебную задачу, умение действовать по плану; развивать умение оценивать и контролировать свои действия.

    Коммуникативные действия:

    Развивать умение слушать и слышать друг друга.

    Личностные учебные действия: 

    Развивать умение работать самостоятельно.

    Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

    Деятельность учащихся:

    Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия, работают по плану.

    Познавательные учебные действия: определяют тему, основную мысль текста, озаглавливают текст, составляют план текста.

    Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска DualBoard, презентация PowerPoint.

    Ход урока.

    1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

    - Прочитать тему урока: Изложение - …      

    -Изложение. Что это за вид работы? Пересказ текста (устный или письменный),

    - Как понять, слухового восприятия?

    Задача урока: продолжить учиться составлять план текста и правильно передавать содержание текста на письме.

    - Работать предлагаю по плану.

    План.

    1. Работа над содержанием.

    2. Составление плана текста.

    3. Лексическая и орфографическая работа.

    4. Самостоятельная работа.

    - Послушайте текст. Первичное чтение текста учителем.

    2. Знакомство с текстом.

    Кто сажает лес.

    За рекой росли стройные ели. Но вот среди лесных красавиц появились дубки. Они были очень маленькие. Три листочка торчали из земли. Дубы рядом не растут. Ветер жёлуди не принесёт. Они тяжелы для него. Кто сажает дубки? Долго я не мог разгадать.

    Раз я шел по лесу. Вдруг заметил сойку. Низко летела птица. Она подлетала то к одной ёлке, то к другой.

    Сойка что-то искала. Вот она села на трухлявый пень и что-то спрятала. Птица осмотрелась по сторонам и полетела к опушке леса. Я подошёл к пню. Между корнями лежали два желудя. Сойка прятала их на зиму. Я узнал тайну. Так вот кто сажает молодые дубки около ёлок. Сойка спрячет жёлудь и забудет. А он прорастёт. (109)

    (По Г. Снегирёву)

    -Докажите, что это текст? 

    Все части текста связаны с темой и основной мыслью высказывания.

    -Какой это вид текста? Почему?  (Текст-повествование, т.к. задача автора – сообщить о последовательности действий или событий.)     Слайд 1

    Изложение - повествование.

    -Какова его тема?        (Маленькие дубки в ельнике.)

    -Определите основную мысль.     (Кто сажает дубки?)

    -Озаглавьте текст.

    - Автор Геннадий Яковлевич Снегирёв озаглавил своё произведение «Кто сажает лес». Слайды 1-2

                                                             

    Вопросы и задания к тексту.

    - Что удивило автора?

    - Почему внимание привлекла сойка?

    - Как была открыта тайна?

    3. Составление плана.

    - На какие части нужно разделить текст?

    1. Завязка

    2. Основная часть - развитие событий.

    3. Развязка.

    Учебная задача – послушать текст, разделить его на части и озаглавить их.

    Вторичное чтение текста.

    - О чём говорится в первой части?

    - Определить главную мысль части и озаглавить.  Слайд 4

    - О чём говорится во второй части?

    - Определить главную мысль части.

    - Как её озаглавить?    Слайды 4, 6.

    - О чём говорится в третьей части?

    - Определить главную мысль части, озаглавить.   Слайды 4, 6.

    Примерный план

    1. Тайна елового леса (ельника).

    2. Встреча с сойкой.

    3. Тайна раскрыта.

    - Пересказать текст с опорой на план.

    4. Словарно-орфографическая подготовка.

    Лексическая работа.  Слайд 5.

    Е́льник — еловый лес.

    Трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху.

    На доске карточки с записями.

     (за)рекой               (по)явились

    (из)земли              (не)растут

    (не)принесёт         (по)лесу

    (за)метил              (к)ёлке

    (по)сторонам        (о)смотрелась

    (на)зиму                (про)растёт

    -На какие группы по написанию можно распределить слова? Доказать.

    Дети распределяют карточки в группы.

    -Какие орфограммы ещё встретились?

    Объяснить написание окончания.  

    Объяснить правописание слов.

    тяжелы

    сажает

    разгадать

    низко

    подлетала

    забудет

    Слова для справок: что-то, жёлудь, прорастёт, торчали.  Слайд 9.

    - Назовите однокоренные слова (шёл, подошёл). Объяснить орфограмму.

    Музыкальная пауза.

    5. Самостоятельное изложение текста.

    Чтение текста учителем в третий раз.

    -Какие правила нужно помнить при записи текста?

    -Как избежать повторов?

    - Напишите изложение от 3 лица.

    Самостоятельное изложение текста учащимися.

    6. Самопроверка работ по плану.

    - Кто желает прочитать свой текст?

    Слушание и анализ (2 работы).

    План для самопроверки. Слайд 10.

    1. Соответствует ли содержание текста теме?

    2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

    3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

    4. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

    5. Интересно и понятно ли всё изложение слушателю?

    6. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

    7. Отметь и объясни (где можешь) орфограммы и знаки препинания.

    Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.

    Методы и приёмы работы с неслышащими  учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи....

    Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".

    В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...

    Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.

    - развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Одуванчики»;- развитие и совершенствование навыков правильного   звукопроизношения;- работа над ...

    Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.

    - развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Друзья животных»;- развитие и совершенствование навыков правильного  звукопроизношения;- работа над о...

    Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе

    В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...

    Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

    Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...