Комплексная работа с текстом
опыты и эксперименты по русскому языку

Ермолаева Наиля Олеговна

Комплексная работа с текстом - одно из важнейших заданий для формирования речевой деятельности младших школьников. Данный материла поможет вам в овладении и подготовки грамотной комплексной работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx667.2 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеImage result for графический фон

«Казанский педагогический колледж»

Комплексная работа с текстом

Методическое пособие в помощь

учителю начальных классов

Казань 2019

УДК 81:81.13

ББК 81: 11

Для учителей начальных классов

Методическое пособие по теме «Комплексная работа с текстом» / сост. Ермолаева Н. О.  – студентка 241 группы; Ибрагимова Р. Г. – преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. – Казань: КПК, 2019.

Методическое пособие включает необходимый материал для подготовки и составления комплексной работы с текстом в условиях средней образовательной школы.

УДК 81:81.13

ББК 81: 11

Редакционная коллегия:

Ермолаева Н. О.

Ибрагимова Р. Г.

Содержание

Введение

Глава 1. Что такое комплексная работа с текстом

  1. План подготовки учителя к комплексной работе с текстом
  2. План подготовки учеников к комплексной работе с текстом

Глава 2. Практическое применение комплексной работы с текстом

 2.1. Подборка заданий для комплексной работы с текстом на всех языковых уровнях

2.2. Подборка тематических произведений на каждый год обучения

Заключение

Приложение


Введение

Умение понимать трудные тексты разных

стилей создается посредством упражнений

во всестороннем анализе

разнообразных литературных образцов и

посредством изучения элементов теории

словесности.

Л. В. Щерба

Приоритетными направлениями современной модели образования, ориентированной на реализацию в практике преподавания русского языка единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

В основу современного преподавания русского языка положен текстоцентрический принцип. Значимость обучения школьников работе над текстом отражена в федеральных государственных стандартах нового поколения.

Цель пособия: помощь в реализации ФГОС НОО.

Задачи пособия:

  • рассмотреть комплексную работу с текстом как один из видов заданий на уроках русского языка,
  • научиться планировать комплексную работу с текстом в условиях реализации ФГОС НОО,
  • сформировать навык составления комплексной работы с текстом.

По ФГОС НОО, в начальной школе (систематический курс) на изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением словосочетания и предложения должна быть направлена на формирование у обучающихся начальных классов определенных предметных учебных действий:  

  • умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия;
  • умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях;
  • умения находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
  • умения классифицировать предложения по цели высказывания;
  • умения в тексте находить предложения с определенными характеристиками;
  • умения определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения;
  • умения объяснять способы нахождения главных членов предложения;
  • умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с однородными членами;
  • умения объяснять в предложении с однородными членами выбор нужного союза;
  • умения составлять ряд однородных членов предложения и продолжать его.

При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения синтаксиса.

Глава 1. Что такое комплексная работа с текстом?

Что значит работать с текстом? Это значит понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении всех разделов языка.

Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (Определение из учебника для 2 класса УМК «Школа России»)

Смежно с данным определением изучаются также:

  • признаки текста,
  • тема текста,
  • основная мысль,
  • заголовок текста,

  • типы текстов (повествование, описание, рассуждение),
  • стили речи (разговорный, научный, художественный),
  • анализ текста.

Комплексная работа с текстом – это система заданий, которым присущи следующие признаки:

  • текст – основа всех заданий,
  • работа на всех языковых уровнях (фонетическом, морфемном, лексическом, грамматическом),
  • задания могут быть по определенной теме или разделу,

Одним из важнейших условий для комплексной работы с текстом – подбор текстом должен осуществляться из детской художественной или научно-популярной литературы.

Требования к текстам:

  1. Произведения или отрывки должны быть образцовыми по языку.
  2. Тексты нужно давать доступные и интересные детям, не перегруженные новыми для детей  трудными словами, требующими сложного и длительного объяснения.
  3. Объем текста не должен быть большим.
  4. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.  (В.И. Яковлева).
  5. М.Р. Львов выделяет следующие требования к текстам:
  • при выборе текста необходимо учитывать грамматические умения учащихся,
  • тексты могут быть различными по жанру (повествование, описание); по стилю (художественный рассказ, деловая статья),
  • тексты должны активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников, расширять его кругозор,
  • тексты должны быть составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по русскому языку к развитию связной речи учащихся,
  • размеры текстов по количеству слов должны быть выдержаны в соответствии с программными требованиями для каждого класса,
  • тексты должны по содержанию и объёму соответствовать возрасту:
  • к каждому тексту указываются количество слов, орфографические правила, даются план и справочные слова, когда они необходимы.
  1. Содержание текста должно воздействовать на ум и чувства учащихся, формировать их эстетические и нравственные представления, воспитывать культуру умственного труда.

Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа; формировать эстетический вкус; развивать образное мышление, создать условия для творчества; учить общению, формировать коммуникативную личность.

Памятка 1

C:\Users\DNS\Desktop\qr-code.gifImage result for памятка признаки текста

Памятка 2

C:\Users\DNS\Desktop\qr-code (1).gifRelated image

Памятка 3

Image result for памятка типы текста

C:\Users\DNS\Desktop\qr-code (2).gif

Памятка 4

Image result for памятка стили речи

C:\Users\DNS\Desktop\qr-code (3).gif

1.1 План подготовки учителя к комплексной работе с текстом:

  1. Определите дату и место в учебном процессе для работы.
  2. Определите цель работы (изучение нового материала, обобщение изученного, контроль знаний).
  3. Определите тему или раздел для работы.
  4. Сформулируйте основные понятия, которые будут присутствовать в работе.
  5. Подберите текст, соответствующий требованиям.
  6. Выберите отрывок из текста, который обозначает законченную мысль.
  7. Подберите задания на всех языковых уровнях и на орфографические умения.
  8. Какие задания можно провести устно, какие письменно?
  9. Подготовьте комплексную работу с текстом в соответствии с примером (Приложение  1) для каждого ученика.
  10. Подготовьте материалы для проверки работы и диагностики ЗУН учеников
  11. Сообщите ученикам о комплексной работе с текстом за два дня.
  12. Подготовьте учеников путем выполнения заданий на уроках и дома.
  13. Проведите инструктаж  перед выполнением работы (пояснение каждого задания)
  14. Проведите работу в соответствии с поставленной целью:

Изучение нового материала

  • на этапе актуализации знаний учеников (небольшой текст, много устных заданий),
  • на этапе создания проблемной ситуации ( текст со знакомыми заданиями, одно из которых требует новых знаний),
  • на этапе открытия новых знаний,
  • на этапе закрепления ( задание, похожее на из проблемную ситуацию, но ученики уже смогут найти правильное решение)
  • на этапе первоначального контроля (небольшой текст, где необходимо проявить новые знания)

Обобщение изученного материала

  • необходимо включить задания, где используются полученные ЗУН в знакомых и новых ситуациях,
  • тексты должны быть средними по объему,
  • в основном задания письменного характера.

Контроль знаний

  • как материал для контрольной работы,
  • как дополнительные задания к диктанту,
  • как задания на промежуточном контроле во время урока.

  1.  Проверьте комплексную работу по эталону, заполните диагностический материал для сравнения ЗУН учащихся.
  2. Проведите самоанализ работы, выявите затруднения и ошибки.
  3. Выполните анализ работ совместно с учениками.
  4. Проведите работу над ошибками (в рабочих тетрадях).
  5. Подведите итоги, заполните отчет для методического отдела.
  1. План подготовки учеников к комплексной работе с текстом:
  1. При объявлении о работе на ближайшие дни, запишите дату в дневник.
  2. Вспомните правила подготовки к письменной работе по русскому языку.
  3. Повторите основные правила и пройденные темы.
  4. Вспомните 9 правил орфографии.
  5. При необходимости, выполните задания для повторения.
  6. Подготовьте необходимые канцелярские принадлежности для работы (2 ручки, простой карандаш, линейка, ластик, черновик, толковый словарь, орфографический словарь (при необходимости).
  7. Внимательно послушайте инструктаж учителя.
  8. Задайте вопросы!
  9. Обведите номера заданий для письменного выполнения.
  10. Внимательно прочитайте вопрос к заданию.
  11. Аккуратно и правильно выполните работу.
  12. Проверьте выполнение работы.
  13. Сдайте работу учителю.
  14. После проверки,  выполните работу над ошибками.
  15. Дома выполните задания подобные тем, где содержались ошибки.

9 правил орфографии

  1. Заглавная (прописная) буква в именах собственных. (Москва, Лена, Иванова, Нева) 
  2. Проверяемая безударная гласная в корне слова (садовник, котенок) 
  3. Проверяемые парные согласные по звонкости-глухости в корне слова (поезд,  легко, дождь) 
  4. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн  (пожилой, лыжи, шина) 
  5. Непроизносимые согласные в корне слова (лестница, сердце) 
  6. Удвоенные согласные (группа, коллекция) 
  7. Разделительный мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки (письмо, обезьяна, объявление) 
  8. Правила переноса слов (маль-чик, май-ка, груп-па) 
  9. Непроверяемая гласная и согласная в корне слова (словарные слова)

Глава 2. Практическое применение комплексной работы с текстом

2.1. Подборка заданий для комплексной работы с текстом на всех языковых уровнях

Фонетика - Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

Лексика -  раздел науки о языке, изучающий значения слов; совокупность слов того или иного языка, части языка или слов которые знает тот или иной человек или группа людей;

Грамматика (морфология и синтаксис) – раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов).

Морфология – это раздел грамматики, который изучает слово как часть речи.

Синтаксис - часть грамматики русского языка, указывающая на правила соединения слов в словосочетании и предложении.

Фонетический уровень

Работа со звуками:

  • определение звуков слова,
  • произношение и слушание звуков,
  • сравнение и сопоставление звуков,
  • выделение звуков из общего потока речи,
  • выделение на слух фонетических признаков,
  • гласные, смягчающие согласную.

Моделирование:

  • соотнесение слова  и схемы,
  • составление звуковой схемы слова,
  • исправление ошибок в фонетических схемах.

Работа с ударениями

  • постановка ударений,
  • перестановка ударений.

Работа со слогами:

  • деление на слоги,
  • перенос слов,
  • выбор правильного деления,
  • исправление деления.

Морфемный уровень

  • работа с родственными словами,
  • работа с однокоренными словами,
  • выделение морфем в словах,
  • подбор слов с одинаковыми морфемами,
  • выполнение морфемного разбора,

Лексический уровень:

Обогащение словаря:        

  • усвоение новых слов,
  • усвоение новых значений известных слов,
  • словообразовательный анализ.

Уточнение словаря:

  • сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов
  • выяснение значения нового слова но справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. 
  • включение в контекст новых слов,        
  • объяснение значения через контекст
  • сравнение с другими словами,
  • усвоение лексической сочетаемости,
  • усвоение иносказательных значений слов.

Активизация словаря:

  • включение слов в предложения,
  • работа с многозначными словами
  • работа с синонимами и антонимами,
  1. обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
  2.  подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
  3. специальные упражнения с синонимами;
  4. активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:
  5. исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
  • подбор антонимической пары,
  • развернутое описание.

Грамматический уровень

Синтаксис

  • выделение словосочетания в составе предложения,
  • отличия словосочетания и грамматической основы,
  • деление сплошного пакет на предложения,
  • восстановления деформированного предложения,
  • составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам. где? что делают? кто?
  • составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры,
  • образование слов (с помощью приставки, суффикса),
  • словообразование различных частей речи,
  • словообразовательный анализ слов.
  • запись образцов, отработка интонации и выразительности, а в некоторых случаях – заучивание предложений,
  • построение предложений по вопросам,
  • составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре, но на другую тему,
  • деление текста на предложения,
  • постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов,
  • соединение двух или трех простых предложений в одно сложное,
  • построение предложений заданного типа (изученной конструкции),
  • составление предложений по заданной синтаксической схеме,
  • выражение одной и той же мысли в нескольких примерах предложения,
  • работа с разными типами предложений (определение типа, доказательство),
  • определение темы текста, основной мысли,
  • придумывание заголовка к тексту,
  • ответы на вопросы к тексту,
  • знаки препинания в конце предложения (чтение предложений, постановка знаков препинания, замена знаков),
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения,
  • работа с однородными членами предложения.

Морфология включает в себя изучение обширных тем: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Именно поэтому представлены темы, которые изучаются в начальной школе, с их помощью легко составить задания и упражнения.

2 КЛАСС

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? И что? Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Нахождение главных членов предложения : подлежащего и сказуемого.

3 КЛАСС

Имя существительно. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? И что? Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания.

4 КЛАСС

Умение различать падежи. Знакомство с названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей. Знакомство со склонениями имен существительных с ударными окончаниями.правописание падежных окончаний в единственном числе. Склонение и правописание  имен существительных во множественном числе.

1.2. Подборка тематических произведений на каждый год обучения

1 класс - «Сказочная страна»

  • Русские народные сказки: «Алёша Попович», «Снегурочка»,  «Бобовое зернышко», «Морозко», «Совка-Бурка»
  • А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»
  • Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», «Теленок», «Лягушонок – пекарь»
  • Братья Гримм «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине»
  • Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»
  • В Катаев «Цветик-семицветик»
  • С. Маршак «Кот и лодыри»
  • К. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Путаница»
  • Д. Хармс «Храбрый ёж»

2 класс - «Природа родного края»

  • М. Пришвин – миниатюры из сборника «Времена года», "Берестяная трубочка"
  • К. Ушинский «Природа в коротких рассказах»
  • К. Паустовский- миниатюры о временах года
  • А. Тумбасов- этюды о природе
  • Г. Скребицкий « На пороге весны», "Маленький лесовод"

  • Э. Шим «Какой будет день?»
  • В. Бианки «Плавунчики»
  • Николай Сладков "Осенние радости", "Ука", "Ранняя птичка"
  • "Ивовый пир"
  • Эдуард Шим "Тяжкий труд", "Кто был рад снегу?" Георгий Скребицкий "На пороге весны"
  • Геннадий Снегирёв "Бобрёнок"
  • Иван Тургенев "Воробей"

3 класс - « Необыкновенные приключения»

  • С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  • А. Шклярский «Томек в стране кенгуру»
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
  • Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
  • В. Коржиков «Веселое мореплавание Солнышкина»
  • Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»
  • С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»
  • Д. Хармс «В зоологическом саду»
  • Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  • А. Чехов «Каштанка»
  • В. Голявкин «Путешественник»
  • Д. Роуллинг «Гарри Поттер и Философский камень»

4 класс - «Россия-Родина моя»

  • И.  Шмелёв "Русская песня"
  • М.  Пришвин "Моя родина (Из воспоминаний детства)"
  • К. Ушинский "Наше отечество", "Хлеб"
  • И Бунин "Косцы"
  • К. Паустовский "Моя Россия", "Собрание чудес"
  • Н. Некрасов «Школьник»
  • В.  Степанов  «Необъятная страна»
  • С.  Михалков « Кремлёвские звёзды»
  • В.  Семернин «Родина»
  • А.  Усачёв «Русский дом»
  • А.  Прокофьев «Родимая страна»
  • В  Боков «Какая наша Родина»
  • С.  Максимов "Поездка в Соловецкий монастырь"
  • А.  Гайдар "Поход"
  • С.  Романовский "Русь"
  • Е.  Пермяк "Сказка-присказка про родной Урал»

Заключение

Включение комплексной работы с текстом с систему обучения учащихся начальных классов – это шанс не только эффективно проводить каждый урок, но и возможность для учеников усвоить школьную программу в комплексе. Данную цель ставит ФГОС НОО, но она не всегда соблюдается, так как для подготовки к каждому уроку тратится драгоценное время. Пособие создано для облегчения деятельности учителя. Оно может дополняться и изменяться вами и будет служить опорой для создания своей комплексной работы с текстом на каждом уроке. Примеры уже апробированных работ вы можете посмотреть после заключения или на нашем персональном сайте, где каждый месяц будут публиковаться работы и степень их эффективности, там вы можете задать свои вопросы или предложить новый материал.

Была также введена система оценивания, соответствующая стандартам обучения:

Максимальное количество баллов: 13

Количество баллов по языковым уровням:

  • Фонетический: 2
  • Морфемный: 2
  • Лексический: 2
  • Грамматический: 2

  • На знание орфограмм: 2

  • Творческое задание: 1

100 %-отметка «5»

75 %-100 %-отметка «4»

50%-75 %-отметка «3»

Меньше 50 %-отметка «

Приложение 1

Комплексная работа с текстом, 2 класс

По теме: «Повторение изученного во втором классе»

(УМК «Школа России»)

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте его, запишите основную мысль этого текста. Вставьте пропущенные буквы.

________________________

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали.

Душный жар см_нился влаж _ным холодом.

И. Тургенев

Основная мысль: ______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Вспомните, что такое предложение, главные члены предложения. Докажите, что выделенный фрагмент является предложением:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите и выделите главные члены 4 предложения

Выпиши из текста  2 слова, в которых 3 слога:

_______________________________________________________

Продолжите фразу:

Сколько в слове гласных  _______________________________________

  1. Продолжите фразу:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо__________________________________________________________

Подчеркните данную орфограмму в словах из текста

  1. Какие слова мы называем однокоренными?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подберите однокоренные слова:

Длинные-____________________________________________________

Холодом-____________________________________________________

  1. Найдите в тексте  по 3 слова:

а) где букв больше, чем звуков

________________________________

________________________________

________________________________

б) где звуков больше, чем букв

________________________________

________________________________

________________________________

  1. Подчеркните орфограммы и подберите проверочные слова::

Впереди-________________________

Гроза-__________________________

Лепетали-_______________________

  1. Запишите определения:

Синонимы-это _________________________________________________________

_________________________________________________________

Антонимы-это _________________________________________________________

_________________________________________________________

Подберите синоним и антоним к слову МЕДЛЕННО:

__________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста по 3 примера:

Имя существительное-____________________________________

Имя прилагательное-______________________________________

Глагол-_________________________________________________

  1.  Какие морфемы вам известны? Запишите их.

_________________________________________________________

  1. Какое может быть продолжение у данного текста? Придумайте и запишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество баллов

Качество выполнения (в %)

Отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом.

На этом уроке развития речи дети знакомятся с новым видом работы - редактированием. На основе материала о языке как средстве общения, дети выполняют редактирование текста, т.е. исправляют "ошибки" при...

Урок развития речи "Комплексная работа с текстом" 2 класс

Работа на уроке предполагает закрепление и обобщение понятий: текст, части текста, тема и главная мысль текста. С помощью приема "редактирование" дети учатся исправлять речевые и орфографические ошибк...

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...

Комплексная работа с текстом "Дедушка".

Комплексная работа с текстом. ПНШ, 3 класс...

Программа курса внеурочной деятельности «Комплексные работы по текстам»

Рабочая программа к курсу «Комплексные работы по текстам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с...

Комплексная работа с текстом

Комплексная работа подойдет для любого УМК...

Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом

Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом...