Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: «Одушевленные и неодушевленные  имена существительные»

            Цель урока: формирование  умения  различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям.

         Задачи:

  • Обучающие: обучать умению распознавать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам и лексическим значениям.
  • Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимание к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема: «Одушевленные и неодушевленные  имена существительные»

            Цель урока: формирование  умения  различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям.

        Задачи:

  • Обучающие: обучать умению распознавать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам и лексическим значениям.
  • Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимание к окружающим.

Оборудование:

Презентация на компьютере,  раздаточные карточки с заданиями, маркер.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будем с вами  мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

    - Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным.

II. Минутка чистописания.

( А 5-6 человек работают по карточкам)

Слайд № 1

-Работу начинаем с чистописания.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький,

сухой -…

старый - …

твёрдый - …

- Подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м) -дайте характеристику звуку

Слайд № 2

 - Пропишите заглавную и строчную  буквы  до конца строки.

Самооценка.

- Подчеркните самое красивое буквосочетание.

III. Словарная работа.

Слайд № 3

- Отгадайте загадку.

Какой это художник

На стекло нанёс

Волшебные узоры

Из серебристых роз…    (Мороз)

   - А что такое мороз? Выясним значение этого слова.

   - А поможет нам это сделать  Толковый словарь С. И. Ожегова

Мороз – сильный холод, стужа, холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Произошло слово от древнего слова мерз – «холодный», от него и образовалось слово мёрзнуть.

Слайд № 4-5

- Запишите слово мороз. (Можно составить с этим словом предложение и выделить главные члены)  Речку сковал сильный мороз.

Слайд № 6

- Сколько слогов в этом слове?

 - На какой слог падает ударение?

- Какие орфограммы вы увидели в этом слове?

- Сейчас мы с вами от слова мороз образуем и запишем  однокоренные слова.

- Первоначально вспомним признаки однокоренных слов. (Общее значение, одинаковый корень).

- Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)

1.Очень холодный день…(морозный)

2.Он раздаёт подарки взрослым и детям…(Дед Мороз)

3.Устройство, для длительного хранения продуктов питания…(морозильник)

4.Сказочный персонаж, который отблагодарил одну девочку и наказал другую…(Морозко)

- Посмотрите на получившийся ряд однокоренных слов, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, написание которой необходимо запомнить.

Слайд № 7-8

Мороз, морозный, Дед Мороз, морозильник, Морозко.

- Какое слово будет лишним и почему? (морозный, слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами)

IV. Формулировка темы урока.

- А как называются слова, которые обозначают предметы? (имена существительные).Что такое имя существительное?

- На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?)

- Как бы вы назвали слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)

- Как бы вы назвали слова, отвечающие на вопросы что? (неодушевлённые)

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)

        V. Целеполагание     (слайд 9)

- Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые  имена существительные) Откройте учебник на странице 48. Прочитайте тему нашего урока.

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

  • Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(Будем учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое).

        VI. Работа над темой урока (Учебник с 48-50). Правила. Упр.80, 84

Проверим. совпадает ли наш вывод с выводом авторов учебника.

-Работа в парах, группах

- Я приготовила вам задания, которые помогут вам усвоить наш урок, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

-У вас на столах лежат конверты, в них задания. Работаем парами.. Достаньте из 1 конверта белый лист. На листочках с помощью стрелок распределите слова на две группы.

Одушевлённые имена существительные

заяц,

коньки,

 собака,

снегирь,

тетрадь,

карандаш,

дорога,

воробей

Неодушевлённые имена существительные

Разделите слова на 2 группы.

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему? (кто?)

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему? (что?)

Делаем вывод:

Слайд 10 «Вывод»

К каким существительным ставится вопрос кто?     Что?

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными. К

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.    

Физкультминутка  

VII. Работа по теме урока. Закрепление.

Слайд 12. «Один ум хорошо, а два лучше (самый внимательный)»

 «Самый внимательный»  

- А теперь   хотелось бы проверить, насколько вы внимательны. Под конвертом лежит лист 1 на парту.

- Работать будете в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

 (2 работают у доски)

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверка.

 Слайд 13 «Не зевай проверяй»

дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима (Какие из них отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?)

Слайд 14 «Слова»

-Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.

Работа с текстом. (Работа в группе)

- Достаньте из конверта    лист. Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст. Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.

Слайд 15 «Работа с текстом»

             Наступила (что?)……….  Белое пушистое (что?)……….. укрыло землю.

(Что?) ……….. украсил деревья. Вот (кто?)………….  прыгает с ветки на ветку. А (кто?)………  стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)……….. зимой.

- Прочитаем получившийся текст. - О чём говорится в тексте?

Проверьте свою работу.

Слайд 16 «Работа с текстом. Проверка»

Если останется время (ТЕСТ)

Работа с тестом

 1) Существительное- это

 a) Самостоятельная часть речи

 б) Служебная часть речи

 2) Имена существительные обозначают

 a) Признак предмета

 б) Действие предмета

в) Предмет

 3) Имена существительные отвечают на вопросы

 a) Кто? Какой?

б) ЧТО? Что делает?

в) Кто? Что?

 4) Укажите имена существительные

 a) Мороз, далеко, холодильник

 б) Яблоко, сапоги, глаза

 в) Мама, папа, смотрит

 5) Выдели строчку одушевлённых имён существительных

 a) Антон,тетрадь,Мама

 б) Дедушка, велосипед, Иван

 в) дятел, жираф, Коля

Взаимопроверка.

 - Поменяйтесь листами .

1. Расшифруй слова.

Слайд № 8

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам  необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
  • мышцы+катер=….(мышка)
  • рога+забор=…(роза)
  • сова+баня+капуста=…(собака)
  • коза+лето+сова=…(колесо)
  • сито+нива+царица=…(синица)

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. Слайд № 9

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё  значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

VII. Физминутка.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы приседаете, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете хлопок над головой.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

2. «Самый внимательный»

- А теперь мне бы хотелось проверить насколько вы внимательны.

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверка.

Ученики выходят к доске, обводят найденные слова.

дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима

-Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.

IX. Работа с текстом.

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

             Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

- Прочитаем получившийся текст.

- О чём говорится в тексте?

- Как бы вы озаглавили текст?

- Запишите второе предложение, выделите грамматическую основу.

3. «Волшебные превращения»

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

- Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

- Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.

Слайд № 10

что?

кто?

коса

коза

мак

рак

капля

цапля

сон

сом

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

Слайд № 11

- А теперь поработайте со словами: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарник.

- Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

- Образуйте от данных слов  однокоренные неодушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

что?

кто?

сила

силач

гриб

грибник

лыжи

лыжник

пожар

пожарник

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

        4. Самостоятельная работа

-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

VIII. Рефлексия.

- Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  • В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.
  • Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)

- Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги:

если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.

IX. Домашнее задание.

Слайд № 12

- Подберите и запишите как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

Слайд № 13

Долгожданный дан звонок,

Вот и кончился урок.

И смогли вы все на пять

Думать, рассуждать, смекать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...