"Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление". Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Каширская Ольга Трофимовна

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка

Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Каширская О.Т.

2018 год

Тип урока: формирования и закрепления знаний и умений.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
-
обобщить и закрепить знания, умения и навыки, применять на практике правила правописания гласных после шипящих;

- формировать умения осознанного восприятия составленных и прочитанных слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу;

- продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма.

Коррекционно-развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки при работе;

- развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение           сопоставлять, сравнивать;

- развивать зрительную память, мышление, устойчивое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать культуру общения, чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость;

- воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка;

- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:

- схемы-опоры: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;

- карточки со слогами для слов (лыжи, часы, роща, свеча, чайник, ежи, щука, жираф, туча, машина);

- алфавит (индивидуальные карточки);

- картинки с изображением солнышка, трех тучек, Белочки, Зайки, Серого Волка, Ёжика, Лисички;  

- ёлочки, шарики;                                                                    

- плакат «Лесная школа» с пословицей «Умей дружбой дорожить»;

- индивидуальные карточки для каждой группы обучающихся.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

- Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.                                                                                

Придумано кем-то                                                                                                                            

Просто и мудро.                                                                                                                      

При встрече здороваться:                                                                                                

Доброе утро!

- Поздороваемся с нашими гостями…

- Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

- Поздоровавшись учтиво,

Мы стоим у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо

Начинаем наш урок.

Всем успехов я желаю,

Пусть урок пойдет вам впрок.

Обучающиеся внимательно слушают.

Приветствуют:

- Здравствуйте!

II. Объявление темы урока и постановка задач.

- Ребята, сегодня у нас не простой урок, мы отправимся в лесную школу и будем учиться вместе со зверятами!

- Приготовим наши ручки для работы:

      Вдруг в лесу раздался стук –

      Это дятел долбит сук.

      Он деревья не калечит,

      Он их просто клювом лечит.

- Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.                                                                                                                                                              

Сядьте прямо, не кривитесь,                                                                                                                  

За работу все возьмитесь.                                                                                                              

Запишите все число,                                                                                                                      

Классная работа.

- Сейчас внимательно слушайте. Я вам буду читать слова, а вы должны мне сказать: какие звуки чаще всего встречаются:

ЛЫЖИ, МЫШИ И УЖИ,

ШИНЫ, ЕЖИКИ, СТРИЖИ

РОЩА, ЧАЩА И СВЕЧА,

ПИЩА, ТУЧА, САРАНЧА

ЧУЛОК И ЧУДО И ЧУГУН,

ЧУДАК И ЩУКА И ВОРЧУН.

- Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на мой вопрос: «Какие звуки в этих словах встречаются чаще других?»

- А какие шипящие согласные звуки вы знаете?

- Сформулируйте тему урока в лесной школе.

Обучающиеся слушают учителя.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Проверяют посадку,

записывают число, классная работа.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Делают предположения.

III. Актуализация необходимых знаний.

1. Минутка чистописания.

- Я тетрадь свою открою                                                                                                                              

И наклонно положу,                                                                                                                                    

Я, друзья, от вас не скрою,                                                                                                                  

Ручку я вот так держу.                                                                                                                          

Сяду прямо не согнусь,                                                                                                                          

За работу я возьмусь.  

- Запишем в тетради шипящие согласные:

Жж Шш Щщ Чч

(Показ образца написания на доске с комментированием элементов букв.)

- Произнесите звуки…

- Это гласные или согласные?

- Твердые или мягкие? Какую шапочку наденем? Что дадим колокольчик или наушники?

Обучающиеся выполняют требования к посадке при письме.

Записывают буквы в тетрадь.

3 группа – обводят буквы по контуру.

Произносят, дают характеристику шипящим согласным.

2. Повторение правил написания сочетаний.

1) На урок в лесную школу заглянуло солнышко, но его лучи закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке есть вопросы о правописании сочетаний. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания правил о написании этих сочетаний.

1 тучка – расскажите о написании сочетаний ЖИ – ШИ. 

ЖИ – ШИ пиши с буквой И                                                                                                                  

2 тучка – расскажите о написании сочетаний ЧА – ЩА.

ЧА - ЩА пиши с буквой А                                                                                                    

3 тучка – расскажите о написании сочетаний ЧУ – ЩУ.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У

- Молодцы, ребята!  Солнышко засияло улыбкой, и оно дарит вам свои лучики. Пусть они помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день.

2) Игра «С какими гласными дружат шипящие согласные звуки?»

- Дружат ли шипящие с буквами А, Ю, У, Ы, И, Я.

- Давайте еще раз повторим правило правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

Молодцы, ребята.                                                                                                      

Обучающиеся, пользуясь схемой-опорой, рассказывают правила написания сочетаний.

С гласными   И, А. У.

Молча показывают (кивок головы или покачали головой) с какими гласными.

Повторяют правила.

IV.Физминутка. 

Щу-щу-щу – я сегодня не грущу. (Голова наклоняется влево, вправо.)

Ши-ши-ши – все заданья хороши. (Туловище наклоняется влево, вправо.)

Ща-ща-ща – пишем вместе сообща. (Руки вперед, в стороны.)

Жи-жи-жи – ты за партой не лежи. (Погрозить.)

Ча-ча-ча – слушай, думай, отвечай. (Показать уши, лобик, рот.)

Обучающиеся выполняют движения с проговариванием чистоговорки.

V. Практическая работа по закреплению знаний и умений.

1. Отгадывание загадок.

 Письмо с комментированием.

- Ребята, кто-то уже сидит за партой в лесной школе?

Словно елка,

Весь в иголках.

(Это – ежик.)

Чистоговорка:

               Ель на ежика похожа

               Еж в иголках, елка тоже.

- Ёжик приготовил задание: отгадать загадки, а ответы в тетрадь записать.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

- Поставили точку с новой строки, отгадываем загадки и отгадки записываем в тетрадь:

     1) Не поедет без бензина

          Наша быстрая … (машина).

     2) Захотели малыши

Поточить…(карандаши).

  1. Из чего весной готовят,

И окрошку, и кисель?

Подскажите мне ребята

Как зовут его? ...(щавель).

Обучающиеся отгадывают загадку, находят ежика на стене в классе.

Проговаривают чистоговорку.

По одному обучающиеся работают у доски, объясняют написание слова по изученному правилу.

2. Физминутка (зрительная). 

- Когда мы много читаем или пишем, устают глазки. Дадим им отдых.              

Разогрейте ладошки и приложите их к глазкам, почувствуете тепло…

- Вдаль посмотрим и под ноги,

  Влево, вправо поскорей.

  Удивимся: что такое?

  И закроем их скорей.

Обучающиеся выполняют упражнения.

3. Игра «Собери слова».

- Белочка так спешила в школу, что упала и все слова у нее рассыпались и перепутались.

- Давайте, ребята, мы поможем их собрать.

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

- Нужно составить слова из слогов:

Лыжи, часы, роща, свеча, чайник, ежи, щука, жираф, туча, машина.

- Спасибо, тебе Белочка за интересное задание и вам ребята, спасибо!

- А слова Белочка не просто так принесла в лесную школу. Она приготовила задание для зверят:

Лисичке нужно найти слова с сочетаниями жи-ши,

Волчонку – с сочетаниями ча-ща,

Зайчику – с сочетаниями чу-щу.

- Запишите слова в тетрадь.                                              

Обучающиеся работают в парах: из карточек-слогов составляют слова.

Прикрепляют составленные слова под картинками соответствующих животных на доске.

1 группа - 3 столбика

2-3 группа - 1 столбик                                            4 группа - на карточке

4. Физминутка.

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Обучающиеся повторяют движения.

5. Работа с предложением.

- Совушка всем зверятам приготовила пословицу:

Умей дружбой дорожить.

Давайте попробуем её разъяснить. Дружба – это прекрасное чувство. Не оставляйте друга в беде. Относитесь к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

Руки – на месте,                                                                                                                                      

Ноги – на месте,                                                                                                                                          

Локти – у края,                                                                                                                                

Спинка – прямая.

- Вспомните правила написания предложения.

- Запишите пословицу правильно и красиво.

Обучающиеся читают пословицу.

Разъясняют её смысл.

Повторяют хором правила.

Записывают с комментированием (один ученик).

VI.Самостоятельная работа. Работа с текстом.

- Ребята, написание каких сочетаний мы повторяем?

- Давайте назовем эти правила.

- Пользуясь правилами написания сочетаний, выполните задания зверят на  карточках.

Задания для 1 группы (Бозунов А., Дмитриенко Я.)

- Нужно найти и исправить ошибки. Предложения записать в тетрадь.

Малышы ходили в рощю . Там озеро. У берега качялись камышы. Над водой летели чяйки и стрижы. (6 ошибок)

Задания для 2 группы (Боталов С.)

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Малыш… ходили в рощ… . Там озеро. У берега кач..лись камыш… . Над водой летели ч..йки и стриж…

Задания для 3 группы (Барсуков П., Сидоренко С., Фомин А.)

- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Малыш… ходили в рощ… Там озеро. У берега кач..лись камыш… .

Задания для 4 группы (Андреева А.)

- Пропиши.

Малыши ходили в рощу. Там озеро.

- Прочитайте слова, в которых встретились сочетания жи-ши. Подчеркните их.

- Прочитайте слова, в которых встретились сочетания ча-ща. Подчеркните их.

- Прочитайте слова, в которых встретились сочетания чу-щу. Подчеркните их.

Обучающиеся вспоминают - жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Проговаривание по схеме-опоре.

Выполняют задания на карточках.

Проверяют написанное, зачитывают нужные слова, подчеркивают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

VII. Задание на дом.

Ребята, Мышонок выполнил задание с ошибками. Давайте поможем ему найти и исправить ошибки.

Задания для 1 группы 

- Исправь ошибки и перепиши текст в тетрадь.

Летом я был на даче. Дачя была у речки. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и лещя.

Задания для 2 группы 

- Исправь ошибки и перепиши текст в тетрадь.

Летом я был на даче. Я поймал щюку и лещя.

Задания для 3 группы

- Запиши текст.

Летом я был на даче. Дача была у речки. Я поймал щуку и леща.

Задания для 4 группы

- Пропиши текст.

Летом я был на даче. Я поймал щуку и леща.

- Скажите, почему Мышонок допустил так много ошибок?

- Зачем надо на уроке быть внимательным?

- Зачем знать правила правописания?

Молодцы!

Обучающиеся отвечают на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний и умений.

- А сейчас мы подведём итоги урока в лесной школе.

- Понравился ли вам урок?

- Слова, с какой орфограммой мы повторяли?

- Какие задания вам больше всего понравились? Почему?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?                                                            

- А какие задания с трудом?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

IX. Рефлексия.

- Скоро Новый год, наши елочки становятся очень нарядными. Продолжим украшать их. Если вы довольны своей работой и вам понравился урок возьмите зелёную игрушку. А если испытывали затруднения возьмите желтую.

- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.   Всем спасибо за понимание и активность. Попрощайтесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.

Обучающиеся выбирают игрушки соответствующего цвета, «вешают» их на свои ёлочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...

«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

laquo;Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»...