«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тишина Елена Владимировна

«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_pravopisanie_suffiksov_-_ik-._-_ek.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Автор учебника « Русский язык» УМК «Начальная школа ХХI века» С.В.Иванов

Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик-. Закрепление»

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Методические приемы изучения темы: Наблюдение за правописанием суффиксов. Работа с алгоритмом правописания суффиксов – ек, - ик. Отработка правописания  суффиксов в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его  и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

 - строить рассуждения и сообщения в устной форме

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений закрепить, что:

-суффикс - это значимая часть слова;

- при если при изменении формы слова  гласный в суффиксе убегает, то пишем суффикс - ек, не убегает, то пишем - ик

-звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

-культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХ1 века»), Москва: Вентана-Граф, 2013 г., с.117-120; учебные принадлежности обучающегося, инд. карточки для работы в паре; мультимедийный проектор, ноутбук .

Ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

11.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

И всё грамотно писать.

   Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и поприветствуйте друг друга ладонями и помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы.  Пусть этот день несёт нам радость общения. Всё у нас получится.

Приветствуют учителя и друг друга

Проверяют готовность рабочего места.

Мотивация к учебной деятельности

2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

   Запишем в тетради дату нашей встречи.

-Откройте учебник на с.125  и посмотрите, к какому блоку относится наш урок?

(Правописание)

-Какую главную цель мы ставим перед собой на уроках блока « Правописание»?

(Грамотно, безошибочно писать)

- Для чего это нам нужно?

(Чтобы быть культурным человеком)

    А поможет нам на уроке  предмет, который вы должны отгадать. (слайд 2)

 Корень как в слове клубный, суффикс как в слове сырок.

   -Правильно клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать, а мы должны следовать за ним.

 Чтобы наш клубок не сбился с пути нужно помогать указать ему направление.

-Куда мы его отправим?

Записывают число и классная работа

Работают в паре

Умение сотрудничать со сверстниками

Планирование деятельности.

  1. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Сравнение,

анализ

Анализ, сравнение

2.1

Чистописание

2.2.

Формулировка темы и целеполагание

- На минутке чистописания мы будем писать 19 букву алфавита. Какую? (слайд 3)

- Скажите, из каких элементов состоит буква «С»? Что вы можете сказать о написании этих букв? (пишутся безотрывно)

- Какие звуки обозначает? (согласный, мягкий парный, звонкий парный; согласный, твёрдый парный,  звонкий парный)

-  Пропишите строку, чередуя буквы.

Выберите самую похожую букву на образец, поставьте под ней точку.

- Составьте предложение, в котором все слова будут начинаться на эти буквы.

(Саша сшил себе сапоги. Света смешила  Славу.и т.д.)

-Какому умению мы учились?

Катится клубочек дальше, но на дорожке встречает преграду из  рассыпавшихся букв. Поможем ему преодолеть её. Составим слова из этих букв.

Сфксфиу  суффикс фикус сук

-А что такое суффикс? (слайд 4)

- Наш урок относится к блоку правописание, поэтому попробуйте

сформулировать  тему урока (Правописание суффиксов). А чему мы будем учиться на уроке?(слайд 5)

Называют букву и дают характеристику звуков.

записывают в тетрадь буквы, составляют слова и записывают их в тетрадь, оценивают свою работу отметкой на полях

Ставят перед собой задачи на урок.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

Постановка темы и целеполагание.

2.3Актуализация знаний

    - Катиться наш клубок, катиться, а на -встречу ему Кот в сапогах (слайд 6)

и просит нас с ним поиграть.

Дидактическая игра “Составь слова”

(На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы.)

Слова: лес, изба, гора, чай.

 Суффиксы: ок,  ушк, , к,  ник,  ик,  ек.

– Составить новые слова. (Можно сопровождать работу словами, направляя детей):

– Был лес огромным, стал – лесок;

– В лесу на курьих ножках – избушка;

– Была гора, а стала – горка;

– Чтоб чай налить беру я – чайник;

 Получились новые слова: лесок, избушка, горка, чайник.

- К какой части речи относятся данные слова? (существительные)

– Какие суффиксы остались? (-ек,  -ик). Это орфограмма?

-Вспомним, правило о том,  как правильно писать суффиксы – ек, – ик. (Слайд7)

Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс.

Называют алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек

Умение классифицировать и определять критерий для классификации

Умение составлять алгоритмы

3. Этап закрепления знаний

3.1

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

3.2 Физминутка

Катится клубочек дальше, а навстречу ему Буратино. (Слайд 8)

 Что он держит в руках? (ключик)

- А что ключиком открывают? (замочек)

-Запиши эти слова в тетрадь, помня об орфограмме.  Выдели орфограмму. Проверь по слайду. Оцени свою работу на полях. (Слайд 9)

-Какому умению мы учились? Хорошо мы умеем писать суффиксы – ик-, - ек-?

Поработаем по учебнику.  Откройте  с.   125упр.1.

- Прочитайте задание.  Расскажите, как будете выполнять? (вспомним алгоритм правописания суффиксов – ек – ик)

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, затем по образцу. (Слайд 10)

- Какому умению вы учились? Когда вы писали суффикс – ек-, -ик-? Оцените свою работу отметкой на полях.

- Отдохнем немного. Встали и  выполняем физминутку для тела и глаз по видео -минутке из info@ infourok.org

Запись слов, выделение корней и суффиксов

Отвечают на вопросы

Работаю в тетради, затем взаимопроверка и оценивание

Выполняют физминутку

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Самопроверка по эталону и самооценка

Умение сотрудничать с учителем

Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор

Взаимопроверка и оценивание работ

3.3 Устный диктант  с сигнальными карточками

Покатился наш клубок дальше и ему навстречу Кот в сапогах, он  нес мешок, а в мешке была дыра, из которой рассыпались буквы иие  (Слайд 11)

Поможем ему собрать их, вставляя в слова?

Даны слова:

Горош..к

нос…к

веноч..к

чулоч..к

карандаш..к

кирпич..к

звоноч…к

Показывают карточки с суффиксами. В случае затруднения вспоминаем алгоритм проверки суффиксов.

Применение алгоритма для решения задачи

3.4 Работа в тетради

Работа в тетради с. 73 упр. 3

Самостоятельно работают в тетради, оценивают свою работу.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Применение алгоритма для решения задачи. Оценивание.

3.5 Найди ошибку.

Катится наш клубок, катится и встречает  на своем пути Буратино, который задумался, как вы думаете, о чём?(слайд12)

- Верно, он задумался, что это? (суффиксы)

-н-                - к-

  • ов-                 - оват-
  • еньк-            -ушк-

- онок-                 -ич-

-ёнок-      - евна-      -ович-

-Скажите, какое значение у суффиксов  -оват- .- еват-? (неполнота , чуть – чуть)

- Для чего используют суффиксы -ич-, ович-,-евна-,-овна-?

- Скажите, какие значения у суффиксов  - н,-к- , -ушк-,- ёнок, - онок,-еньк?

 (уменьшительно- ласкательное)?

- Какую орфограмму мы знаем? (правописание –онок-, ёнок)

-У вас лежат карточки, поработайте в паре и найдите ошибки в написании суффиксов.

Стрижонок, бельчёнок, лисёнок, мышонок, утьёнок.

Вспоминают значение суффиксов и орфограмму « Правописание – онок-, - ёнок-, работают в паре, проверка по образцу.

  1. Умение сознательно строить речевое высказываниев соответствии с задачами учебной коммуникации.

Применение алгоритма для решения задачи.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Оценивание.

4.Подведение итогов.  Оценивание

-Ребята, а наш клубок назад прикатился, только это уже не клубок, а клубочек. Запишите : клубок-клубочек.

- Чему нас учил сегодня клубочек?

Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Какая работа была интересной?

-А что вызвало затруднение?

-Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности?

Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов?

Подводят итог урока. Оценивают своюдеятельност на уроке.

Умение осознавать способы действий,приведших к успеху или неуспеху.

5. Домашнее задание.

1)упр. 2 с. 73  (тетрадь на печатной основе)

2) карточка

Записывают в дневник д/з

6.Рефлексия.

Синквейн.

- Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка  -  темасинквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка -новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Суффикс

Ласкательный, новый

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь  скучная.

Образователь

Выполняют задание, зачитывают

  1. Умение осуществлять логическое действие обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть слова

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть словаЦель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоени...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение" (УМК "Начальная школа XXI века, 3 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изученных орфограммах, пунктуации в предложениях с однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические:Обобщить и систематизировать знания об орфог...