Приставка как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кисиль Лилия Николаевна

Знакомство с частью слова -  приставкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavka_2_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

МБОУ «СОШ № 220»

Кисиль Л.Н.

Русский язык

Тема урока: «Приставка как часть слова».

Цель урока: знакомство с частью слова -  приставкой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений о приставке как значимой части слова; умения находить приставку среди других частей слова и образовывать с её помощью новые слова.

Метапредметные:

  • познавательные: формулировать проблемы; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи;  строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: осуществлять контроль по результату и способу действия; принимать и сохранять учебную задачу.

      Личностные:

  • стремиться к приобретению новых знаний и умений; проявлять познавательные мотивы и способы решения новых языковых задач; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новому материалу и; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I.  Организационный момент.

(слайд 1)

II. Повторение изученного.

 - Над какой темой мы работали на прошлых уроках русского языка?

- Как вы думаете, а может быть слово без суффикса? Например.

- А без корня? Почему? (В корне содержится основное значение слова.)

- Что мы называем корнем? (Общая часть родственных слов. Корень главная часть слова.)

- А есть ли в русском языке слова без окончания?  Объясни ответ. (неизменяемые)

- Для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

- Как называется способ образования новых слов при помощи суффикса? (суффиксальным)

III. Актуализация знаний.

1. Игра «Верите ли вы?» (отвечайте только ДА или НЕТ)

- Верите ли вы, что новые слова можно образовать не только при помощи суффикса?

- Верите ли вы, что в слове может быть два корня?

Вопрос

ДА (+)

НЕТ (-)

1. Верите ли вы, что новые слова можно образовать не только при помощи суффикса?

2. Верите ли вы, что в слове может быть два корня?

2. Работа в группах (слайд 2).

Создание проблемной ситуации.

- А сейчас предлагаю вам поработать в группах.

- О чём будем помнить, работая в группах?

- Я выписала группу слов. По моему мнению, они все однокоренные. Не знаю, согласитесь ли вы со мной. Прочитайте их внимательно. Если не согласны, то выберите однокоренные слова и разберите их по составу.

ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДОЛАЗ, ПОДВОДНЫЙ

Проверка работы. (слайд 3)

- Какие слова выбрали? Что у них общего? (корень)

- Назовите его. ЩЕЛЧОК

- Почему не все слова разобрали? (другое лексическое значение, водой - форма слова)

- Для чего выполняли это задание? (повторили части слова, определяли группу однокоренных слов по лексическому значению)

- С какой проблемой столкнулись во время работы? (Слово водолаз)

- В слове водолаз – 2 корня, в русском языке такие слова называются сложными. Позже на уроках мы познакомимся с ними. ЩЕЛЧОК

- Что ещё интересного в этом слове?

- Давайте обратимся к толковому словарю.

ВОДОЛАЗ: (СЛОВАРЬ Ожёгова с. 89)

1. специалист, занимающийся подводными работами, в водонепроницаемом костюме и со спецснаряжением;

2. сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения людей.

- Что же это за слово? (многозначное)

IV.   Совместное открытие нового.

- С какой новой частью слова встретились?

- Кто знает, как она называется? (Приставка)

- Кто догадался, какая тема урока?

(слайд 4) «Приставка как часть слова»

- Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

- Что нового для себя вы хотели бы узнать?

Что такое приставка?

• Как обозначается?

• Где находится?

• Для чего нужна приставка?

• Какие бывают приставки?

- Где находится эта часть? (Перед корнем)

- Как вы думаете, почему её так назвали?

- Можно сказать, что  эту часть приставили к корню, и эта часть получила название – приставка?

V. Закрепление.

1. -  Чтобы узнать, для чего нужна приставка выполните упражнение №1  на стр.143 учебника.    

Работа в паре.

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать? (дописать приставки)

- Проверим, что у вас получилось?

Забежал за угол, выбежал из дома, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края.

- Какую часть слова вы вставляли?  (приставку)

Все эти слова обозначают движение – бег. Но одинаковый ли бег они означают?

(Нет. Это бег в разных направлениях.)

- Какая часть в слове помогла уточнить,  как и куда двигался объект? (Приставка.)

- Так для чего нужна приставка? (для образования новых слов)

- Какое значение придаёт  слову каждая приставка?

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо.

Вы – указывает на движение изнутри.

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения.

Пере – направление действия через предмет.

От – удаление на небольшое расстояние.

ФИЗМИНУТКА

С при - приставкою присесть

С по – приставкою - подняться и немного покачаться

С под – подпрыгнуть, подмигнуть

С вы – вытягиваем руки

С о – опустим их опять

Вот и всё. Настало время

С за – зарядку завершать.

2. – Прочитайте текст. (слайд 5)

Шла зима. Пал первый снег. Дети бежали во двор лепить снеговика.

- Понравился? Почему? Что нужно сделать?

- Что вы для этого сделаете? (добавим приставку)

- Отредактируйте предложения.

- Прочитайте, что у вас получилось. Что изменилось? Почему?

Проверка   (слайд 6)

- Назовите приставки в словах. Как их обозначили? ЩЕЛЧКИ

- Какие орфограммы встретились? (безударная гласная  в корне слова) 

- Назовите её  и докажите, подобрав проверочное слово. ЩЕЛЧКИ

VI.   Итог урока.

 -  Какие задачи перед собой  ставили? (познакомиться с приставкой, как обозначается, для чего служит, какие бывают приставки)

-  Достигли их? (да)

-  Проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.

 Игра «Да, нет».

1. Приставка – часть предложения. (-)

2. Приставка – часть слова. (+)

2. Приставка стоит после корня. (-)

3. Приставка служит для образования новых слов. (+)

4. Приставка стоит перед корнем. (+)

5. Приставка – главная часть слова. (-)

6. Во всех словах   есть приставка. (-)

- Проверьте и оцените свою работу.

(слайд 7)

VII.  Рефлексия.  

- Всё понятно на уроке, затруднений нет.

- Ничего не понятно.

- Хочу знать больше.

- Чтобы вы хотели узнать на следующем уроке?

(слайд 8)

VIII.  Домашнее задание  учебник с.145 упражнение 4.

- Спасибо за работу на уроке.

(слайд 9)

Группа 1

Выберите однокоренные слова и разберите их по составу.

ВОДА

ВОДИЧКА

ВОДНЫЙ

ВОДИТЕЛЬ

ВОДОЛАЗ

ПОДВОДНЫЙ

ВОДОЙ

Игра «Да, нет».

Игра «Да, нет».

ДА (+)

НЕТ (-)

ДА (+)

НЕТ (-)

1. Приставка – часть предложения.

2. Приставка – часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка служит для образования новых слов.

5. Приставка стоит перед корнем.

6. Приставка – главная часть слова.

7. Во всех словах   есть приставка.

1. Приставка – часть предложения.

2. Приставка – часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка служит для образования новых слов.

5. Приставка стоит перед корнем.

6. Приставка – главная часть слова.

7. Во всех словах   есть приставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Приставка как часть слова.

конспект урока по русскому языку во 2 классе...

Приставка - значимая часть слова

Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...

Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

приставка как часть слова

Научить детей находить приставку среди других частей речи;Учащиеся должны научиться формулировать учебную задачу урока; отвечать на поствленные вопросы...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...