Материал к уроку русского языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никитина Тамара Васильевна

Конспект Части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Части речи

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется «Морфология». Что это за страна? Спросите вы.  Морфология - это удивительная страна, в которой живут части речи.

Почему части речи живут именно в этой стране? Морфология – это наука, которая изучает части речи. Поэтому страна, в которой живут части речи, и  названа Морфологией.

Части речи – самые дружные жители, они всегда ходят вместе и никогда не ссорятся.  Ведь они знают, что все слова служат для выражения наших мыслей и составляют предложение, а если они поссорятся,  то мы не сможем правильно выразить свою мысль.

Как в любое путешествие нам необходимо собрать багаж. Что же мы возьмем с собой?

Для успешного путешествия нужно взять: знания, интерес и прилежание.

Все взяли? Тогда можно отправиться в путь.

Давайте сядем на вертолет и посмотрим на страну Морфологию. Мы видим, что она состоит из двух частей. На одной части страны живут самостоятельные части речи, а на другой – служебные. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие. Самостоятельные части речи являются членами предложения, имеют лексическое значение и отвечают на определенные вопросы.  

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях (не являясь членами предложения), не имеют лексического значения, не отвечают на вопросы. Каждая из служебных частей речи выполняет свои функции.

Наш вертолет идет на посадку. Но посмотрите, кто-то забыл чемодан.  Давайте вспомним, как пишется слово «чемодан»

Чистописание

Чч (припишите заглавную букву Ч в соединении со строчной) ча, чу и слоги (ча, чу). На другой строчке зашипите слово чемодан, запомните, как оно пишется. Поставьте  ударение,  поделите слова на слоги.

Давайте заглянем в чемодан. Там лежат слова, но они перепутались. Давайте разделим их на группы.

Первый вариант запишет самостоятельные части речи, а второй вариант – служебные.

Волк, снег, на, медвежий, веселье, бегать, повеселиться, а,    он, и,   через , беговой, одиннадцать, пятый, из, ночь, в, издалека, снежный, но, она, с, как.

Проверь себя

Самостоятельные части речи: волк, снег, медвежий, веселье, бегать, повеселиться, он, беговой, пять, пятый, ночь, издалека, снежный, она.

Служебные части речи: на, а, и, через, из, в, но, с, как.

Самостоятельные части речи

Имя существительное является одной из самых важных частей речи, так как все вещи, предметы, живые существа и  в нашей жизни названы именем существительным. Обозначает  имя существительное предмет и отвечает на вопросы – Кто? и Что?

Пример: кот, дом, молния, Москва

Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? С помощью имени прилагательного предмет может быть охарактеризован с различных точек зрения.

Например: Кот (какой?) маленький, черный, пушистый.

Имя числительное обозначает число (пятнадцать), количество предметов (три яблока), их порядок при счете (седьмой человек) и дает ответ на вопросы - Сколько? Какой? Который? (по счету).

Местоимения — это слова, которые указывают на предмет, но не называют его (я, ты, мы, вы, этот, тот, столько.

Глагол — часть речи, которая объединяет  слова, обозначающие действия или состояние предмета. Глаголы отвечают на вопросы – Что делать? (Рисовать, читать) Что сделать? (Написать, сказать)

Наречие - часть речи, включающая слова, которые обозначают признаки действий или признаки признаков.  Дает ответ на вопросы - Как? (пешком, верхом) Когда?  (вчера) Где? (впереди) Куда? (вверх).

Запомните! Наречие не изменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.

Прочитайте текст.  Назовите сказку.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Это сказка Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев»

Запомните написание слова

Спишите, укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Проверь себя

глагол                      сущ.

Разбегайтесь, ручьи,

глагол                      сущ.

Растекайтесь, лужи,

глагол                      сущ.

Вылезайте, муравьи,

предлог         прил.             сущ.

После зимней стужи!

глагол                      сущ.

Пробирается медведь

предлог         прил.             сущ.

Сквозь лесной валежник.

глагол             сущ.        сущ.             глаг.

Стали птицы песни петь,

союз       глаг.               сущ.

И    расцвел  подснежник.

Физкультминутка.

Я буду называть слово, если это существительное, поднимаем руки вверх, если прилагательное – приседаем, если глагол – выполняем то действие, которое называю.

Плыть, солнце, ходить, пушистый, лететь, ромашка, пишу, маленький, бег.

Спишите, дополняя каждое предложение подходящими по смыслу словами с корнем гриб-.

Прошёл теплый ……. дождь.

По лесу прошли …..  .

Под елкой вырос белый …. .

Маленький ….. спрятался под мох.

Проверь себя

Прошёл теплый грибной дождь.

По лесу прошли грибники.

Под елкой вырос белый гриб.

Маленький грибок спрятался под мох.

В предложении подчеркните главные члены и второстепенные члены.

Над каждым словом напишите, какой частью речи они выражены.

1 группа – второе предложение.

2 группа – третье предложение.

3 группа – четвертое предложение.

Образец рассуждения:

  1. В предложении говорится о дожде. Что? Дождь - это подлежащее, оно выражено именем существительным. Дождь что сделал?  Прошел – это сказуемое, выражено глаголом. Дождь какой? Теплый – это определение, выражено прилагательным. Дождь какой? Грибной – это определение, выражено прилагательным.
  2. В предложении говорится про грибников. Кто? Грибники – это подлежащее, выражено именем существительным. Грибники что сделали? Прошли – это сказуемое, выраженное глаголом.  Прошли где? По лесу – это обстоятельство. Оно выражено предлогом по и именем существительным лесу.
  3. В предложении говорится про гриб. Что? Гриб - это подлежащее, оно выражено именем существительным. Гриб что сделал?  Вырос – это сказуемое, выражено глаголом. Гриб какой? Белый – это определение, выражено прилагательным. Вырос где? Под елкой – это обстоятельство. Оно выражено предлогом под и именем существительным елкой.
  4. В предложении говорится про грибок. Что? Грибок - это подлежащее, оно выражено именем существительным. Грибок что сделал?  Спрятался – это сказуемое, выражено глаголом. Грибок какой? Маленький – это определение, выражено прилагательным. Спрятался куда? Под мох – это обстоятельство. Оно выражено предлогом под и именем существительным мох.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку.

глагол           прил.         прил.                сущ.

Прошёл теплый грибной дождь.

 предл. сущ. глаг.         сущ.

По лесу прошли грибники.

предл.   сущ.        глаг.         прил.  сущ.

Под елкой вырос белый гриб.

прил.                      сущ.                глаг.       предл.  сущ.

Маленький грибок спрятался под мох.

Найдите, какие части речи спрятались в стихотворении.

Существительное школа.

Просыпаемся глагол.

С прилагательным весёлый 

Новый школьный день пришёл.

Встали мы — местоименье.

Бьёт числительное — семь.

За ученье, без сомненья.

Приниматься нужно всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно.

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

                            О. Высотская

Рефлексия:

Отправь свой вертолёт к тому облачку, которое  наиболее точно характеризует сегодняшний урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...