Рабочая программа курса «Русский язык» УМК "ПШН" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Приходько Маргарита Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе систематического курса русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой, который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения  и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_russkiy_yazyk.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Русский язык. 2 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе систематического курса русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой, который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения  и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2-го класса).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны – организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка зарождением интереса  к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно - методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках русского языка используются электронные образовательные ресурсы.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Цели и задачи курса

В системе предметов курс русского языка реализует познавательную и социокультурнуюцели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины  мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать. Участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции  младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Общая характеристика предмета

Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Материал курса «»Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

  • системы языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Учёт психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения его в корпус той словарной и орфоэпической работы, которая не практиковалась как система.

  • Обязательный учёт реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка – и практической, и теоретической. Это понятие должно быть ориентировано не на подчёркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
  • Учёт реальных норм произношения предполагает и учёт статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во- вторых с искажением произношения отдельных звуков. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
  • Учёт того, что с каждым годом в классах растёт процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Задача именно 2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Постоянная работа с обратным словарём (включенным в корпус УМК), в котором материал выстроен с учётом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного (через окончания) способа связи слов в предложении.
  • Учёт того, что практически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарём) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и – что очень важно – к правильному выделению окончаний.
  • Учёт того, что ученик начальной школы – это не только городской, но и сельский ребёнок. Интерактивная переписка, которая  заложена как методический приём в комплект учебников, – это тоже форма реакции на восполнение дефицита впечатлений и общения учащихся, нуждающихся в дополнительной эмоциональной поддержке.
  • Учёт неврологического образа современного ребёнка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.
  • Изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах.
  • Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений к обобщению.
  • Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чём-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоёванным позициям на протяжении всего периода обучения.
  • Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
  • Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним содержательную переписку, чтобы восстановить воспитательный потенциал, который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.

Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребёнка – хорошо известный факт.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещённых в учебнике «Литературное чтение».

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи,  изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии. Характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, Л.И. Тимченко  «Списывание в обучении правописанию», Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».

Описание места предмета в учебном плане

Во 2 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность. Что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков  в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений. Достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания  к работе над письменной речью – применение достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Содержание предмета

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Повторение материала 1 класса

10

2.

Морфология и словообразование

35

3.

Лексика

7

4.

Фонетика и орфография

26

5.

Морфология

10

6.

Морфемика и словообразование

44

7.

Фонетика и орфография

31

8.

Повторение изученного во 2 классе

7

Итого

170

Календарно-тематическое планирование образовательной программы по русскому языку

  Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5  часов:

  количество часов в  I четверти –    40;

  количество часов во II четверти – 40;

  количество часов в III четверти – 50;

  количество часов в IV четверти – 40

Система контрольных и проверочных работ

№ урока

Дата проведения

Вид работы

Тема

8

11.09.2013

Входная контрольная работа

Повторение пройденного

18

25.09.2013

Стартовая диагностика по ФГОС

25

04.10.2013

Текущая диагностика

Контрольное списывание № 1

38

23.10.2013

Промежуточная диагностика

Контрольная работа за 1-ю четверть

44

08.11.2013

Проверочная работа № 1

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

59

29.11.2013

Тематическая диагностика

Контрольная работа №1 по теме «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»

65

09.12.2013

Текущая диагностика

Контрольное списывание № 2

74

20.12.2013

Промежуточная диагностика

Контрольная работа за 1-е полугодие

99

07.02.2014

Текущая диагностика

Контрольное списывание № 3

110

25.02.2014

Тематическая диагностика

Контрольная работа №2 по теме «Парный звонкий-глухой согласный в середине и на конце слова»

117

06.03.2014

Тематическая диагностика

Контрольная работа №3 по теме «Раздельное написание «НЕ» с глаголами»

125

18.03.2014

Промежуточная диагностика

Контрольная работа за 3-ю четверть

140

16.04.2014

Текущая диагностика

Контрольное списывание № 4

142

18.04.2014

Тематическая диагностика

Контрольная работа № 4 по теме «Написание разделительных  Ъ  и  Ь»

152

06.05.2014

Итоговая стандартизированная диагностика

Итоговая комплексная работа

157

14.05.2014

Тематическая диагностика

Контрольная работа № 5 по теме «Непроизносимый согласный в корне слова»

162

21.05.2014

Итоговая диагностика

Итоговая контрольная работа за год

164

23.05.2014

Проверочная работа № 2

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;    
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  
  • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
  • умение работать с таблицами, схемами, моделями;
  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
  • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;  умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.  

Содержательная линия  «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
  • соотносить количество  и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно употреблять  приставки на- и о- в слова надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы,…).

Раздел «Морфемика и словообразование»

Обучающиеся научатся:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова,  имеющие окончания, словам без окончаний;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова , связанные отношениями производности, объяснять , какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые  на письме);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

  • определять начальную форму  слов-названий предметов, слов-названий признаков  и слов - названий действий;
  • изменять слова - названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • изменять слова – названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
  • задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия  «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • поверять сомнительные написания (безударные гласные в корне слова, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ь и ъ;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия  «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме;
  • грамотно писать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.);
  • соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • устному повседневному общению  со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения , нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
  • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
  • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных  учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке.

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединиться к одной  из них;
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области контроля и самоконтроля  учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
  • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Демо-версии итоговых контрольных работ

  1. Входная контрольная работа по теме «Повторение пройденного»

Летучая белка

Вижу на сосне шар.  Серый, пушистый.* Хочу взять в руки. Шар стал плоским и уплыл. Это летяга. Летучая белка.   (19 слов)

Слова для справок: летяга.

Примечание. Заголовок диктанта записывается на доске. Сообщается о запятой в предложении, отмеченной звёздочкой.Выделенные написания чётко (орфографически)  проговариваются учителем..

Грамматическое задание

1. Найди в 1-м и 3-м предложениях слова-названия действий и подчеркни их    ——— .

2. Подчеркни в словах карандашом сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением.

  1. Контрольный диктант I полугодие

Снежные загадки

Пришла зима.  Кругом лежит пушистый снег. До весны задремали дуб и берёза.  Ель и сосна наделизимний наряд.  Они укрылись снежными косынками.Красив лес зимой!   (25 слов)

Задания к диктанту

1. Выпиши 3 слова, в которых 1 слог.

2. Выпиши из текста родственные слова. Поставь в них ударение.

3. Выдели окончание в словах БЕРЁЗА, СОСНА, ДУБ.

4. Составь схему первого предложения.

Анализ текста диктанта (объём – 25 слов)

В тексте:

  1. словарные слова – 2 (берёза, косынками);
  2. слова с безударными гласными в корне – 9;
  3. слова с парными звонкими согласными на конце слов – 4;
  4. слова с сочетаниями ЖИ-ШИ – 2.
  1. Контрольный диктант II полугодие

Птичьи хлопоты

На дворе весна.  Ярко светит солнце.  Весело журчат ручьи.  Кругом молодая травка.  Деревья надели зелёные платья.  У берёзки золотые серёжки.  Всюду слышны птичьи голоса.  Весной у птиц много работы.Они вьют гнёзда.  Скоро в каждом гнезде запищат птенцы.  Хорошо весной!   (40 слов)

Задания к диктанту

1. Выдели основу во втором предложении.

2. Покажи, от каких слов образовались слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА: травка - …, берёзка - … .

Разбери слова ТРАВКА  и БЕРЁЗКА по составу.

3. Выпиши слово ПТИЧЬИ.  Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив

его в начальную форму. Выдели корни. Покажи, какие звуки чередуются в корне; [ '] /[ ].

Анализ текста диктанта (объём – 40 слов)

В тексте:

1) словарные слова – 4 (весело, берёзки, работы, хорошо);

2) слова с безударными гласными в корне – 12;

3) слова с парными звонкими согласными в середине слова – 3;

4) слова с разделительным  Ь – 4

5) слова с непроизносимым согласным звуком – 1.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета   «Русский язык» УМК «Перспективная начальная школа»

Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности  [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
  3. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч.  Части 1 и 3 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  4. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н. А.  Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  5. Байкова Т. А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  6. Чуракова Н. А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  7. Лаврова Н.М., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. Сборник проверочных контрольных работ. 1 – 2 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011.

Методические пособия для учащихся

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч.  Части 1 и 3 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н. А.  Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  3. Байкова Т. А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Специфическое сопровождение  (оборудование):

  • интерактивная доска
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер;
  • видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка;
  • компьютерные программы, соответствующие тематике программы по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

Рабочая программа курса «Русский язык» 3-А класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по русскому языку...

Рабочая программа курса Русский язык 2 класс УМК "Перспектива" ФГОС

1 титульный лист2 пояснительная записка.3.общая характеристика предмета4 содержание учебного предмета5 учебно-тематическое планирование6 текущий и итоговый контроль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русский язык» 3 класс

Программа составлена по УМК ОС «Школа 2100», разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной осно...

Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...

Рабочая программа курса «Русский язык» 2 класс

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Канакина В.П.,...

Рабочая программа курса Русский язык 4 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу Русский язык. 4 класс. "Школа России", Канакина В.П., Горецкий В.Г. ФГОС НОО...