Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Крыгина Елена Николаевна

Урок систематизации знаний по  русскому языку для учащихся 2 класса

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Учитель начальных классов

Крыгина Елена Николаевна

Цель: совершенствование учебно-языковых и правописных умений, формирование орфографической зоркости в работе с безударными гласными в корне слова.

Задачи: учить ставить ударение в словах, находить опасные места в слове, проговаривать орфограммы, составлять алгоритм для проверки безударной гласной  в корне слова и им пользоваться при работе с этой орфограммой, учить подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне слова.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применять изученные способы фиксации информации;  представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, планировать свои действия для решения орфографических задач.

Коммуникативные УУД: развивать  умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме, соблюдать нормы литературного языка.

Материалы и оборудование: компьютер, магнитная доска, презентация, ракеты с названиями, ватман с изображением космоса и планет, рисунок с инопланетянином,  у детей три звездочки разного цвета, космические  ракеты с домашней работой, карточки с заданиями для работы в группах, плакат с алгоритмом для поверки безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rus_yazyku_2_klass.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок систематизации знаний по  русскому языку для учащихся 2 класса

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Учитель начальных классов

Крыгина Елена Николаевна

Цель: совершенствование учебно-языковых и правописных умений, формирование орфографической зоркости в работе с безударными гласными в корне слова.

Задачи: учить ставить ударение в словах, находить опасные места в слове, проговаривать орфограммы, составлять алгоритм для проверки безударной гласной  в корне слова и им пользоваться при работе с этой орфограммой, учить подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне слова.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применять изученные способы фиксации информации;  представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, планировать свои действия для решения орфографических задач.

Коммуникативные УУД: развивать  умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме, соблюдать нормы литературного языка.

Материалы и оборудование: компьютер, магнитная доска, презентация, ракеты с названиями, ватман с изображением космоса и планет, рисунок с инопланетянином,  у детей три звездочки разного цвета, космические  ракеты с домашней работой, карточки с заданиями для работы в группах, плакат с алгоритмом для поверки безударных гласных в корне слова.

Ход урока:

I. Мотивация  к учебной деятельности.

Солнышко лучистое заглянуло в класс,

Светом своим ласковым согревая нас.

Солнце улыбается, улыбнись и ты,

Поделись с друзьями частичкой доброты.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Сегодня у нас немного необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие на разные планеты космические  корабли. Для того, чтобы наши корабли без происшествий летали по просторам космоса, мы должны быть на уроке старательными, внимательными и очень активными. Вы готовы?    Инопланетянин Нео  будет контролировать полеты наших ракет.

 Открываем  тетради, записываем число,  классная работа.

- Готовы к запуску  ракет? Запускаем двигатели кораблей.

Минутка чистописания:

- Ребята, вам вставить нужную букву в слова. Прочитаем, что здесь написано.

Дуб з…лёный над х...лмом,

А под дубом ст…ит дом,

В доме буковки ж…вут,

Нас к себе они з…вут.

- Назовите буквы, которые нужно писать в этих словах. (Дети называют буквы и проверочные слова).

-Вы наверное заметили буковки в руках у Нео. Вот их мы и запишем в тетради.

еее ооо иии ааа яяя

- Теперь всё у нас в порядке: все гласные в тетрадке.

- На следующей строке запишем предложение. Дети, прочитаем его вместе.

Друзья познаются в беде.

- Что это такое? (Пословица)

- Как вы понимаете её смысл?

- Запишите это предложение.

- Найдите в пословице слова, в которых гласные вызывают сомнение. Скажите, сколько букв и звуков в слове друзья (6з, 6б)

 Словарная работа:

Картинный диктант – запись слов на доске, расстановка ударений, выделение опасных мест.

Воробей  мороз сорока  город  картина

- Почему эти слова называются словарными?

(в этих словах есть  гласные  буквы, написание которых нужно запомнить)

II. Актуализация знаний.

Вспомните, что такое КОРЕНЬ слова. (ответы  детей)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54dc3d1f4386e/konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-biezudarnaia-ghlasnaia-v-kornie-slova_12.png

- Выпишите однокоренные слова, поставьте ударение, найдите опасные места.

Водичка, вода, водитель, водный

-Обоснуй выбор.( Водитель слово лишнее, оно не однокоренное всем остальным, отличается значением)

- Какие слова называются однокоренными?

- Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? (вода, водичка – в  словах безударная гласная, требующая проверки)

III. Постановка учебной задачи.

Отправляем  ракеты к своим планетам. Чтобы взлетели  ракеты, выполним задания.

Вот названия наших планет А О Я И Е

Нео убрал  буквы  из названий ракет. Наши ракеты В . терок   В . лна   П . руса    Л . сток   Гр . да   полетят каждая на свою планету.

Определите соответствие.

Дети предлагают свои варианты ответов, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ   СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРАВИЛОМ для этой работы.

- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)

- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)

А инопланетянин Нео нам в этом поможет.

IV. Поиск решения проблемы.

- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.

- Выдели части слова, в которых пропущена буква?

- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять?

(А или О, И или Е или Я)

- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.

- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)

- Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”?

(На планету с буквой Е)

Запись в тетрадь проверочного слова.

- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)

- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)

- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)

- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)

- Почему эти слова подошли для проверки?

Запись в тетрадь проверочного слова.

Ракеты отправлены каждая на свою планету. Чтобы гостеприимно наши ракеты были встречены,  выполним задание от Нео

Он предлагает нам сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая гласная находилась под ударением )

V. Моделирование алгоритма.

В помощь детям, можно представить таблицу:

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Изменяю слово

Подбираю однокоренное слово

1. Один - много

волна – волны

2. Много - один

паруса – парус

3. По вопросу:

Где? моря – в море

Что делал? – Что делает?

писал - пишет

1. Большой - маленький

ковёр – коврик

2. Маленький - большой

площадка – площадь

3. Назови ласково:

зима - зимушка

4. Какой? - Что?

зелёный – зелень

5. Что делал? - Что?

плясал – пляска

Как же определить и записать правильно слова, где неясно слышится гласная:

Алгоритм проверки безударных гласных  (появляется плакат на доске после проговаривания алгоритма)

1. Определяю часть слова;

2. Слышу в корне безударный гласный;

3. Ставлю его под ударение;

4. Под ударением …;

5. Пишу ту же гласную в корне слова.

       ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление изученного. Сейчас  покажем жителям на планетах, как  мы будем подбирать проверочные слова для  проверяемых слов. Поработаем в парах на карточках, с последующей проверкой.

 -Найдите пару из второго столбика

гн…здо            травы

ос…нь              письма

пр…мой           гнёзда

п…сьмо            числа

м…ряк              осенняя

с…лить             беды

тр…ва               прямо

б…да                море

м…сной            соль

ч…сло               мясо

Работа по учебнику с.87 упр.155 – выполнение задания по рядам

Проверка выполнения задания из учебника

VII. Самостоятельная работа  Дети выполняют самостоятельную работу по уровням, пользуясь алгоритмом.

- Первый столбик – за эту работу ставится оценка 3

-1,2 столбик -4

-1,2,3 столбик – 5

Чтобы наши ракеты вернулись домой выполним самостоятельную работу.

Запишите слова с безударными гласными по образцу: снега – снег.

стр(и,е)жи

сл(е,и)ды

дв(о,а)ры

Выпишите слова с безударной гласной о, напишите к ним проверочные.

х(о,а)дили

сл(о,а)варь

п(о,а)левой

Запишите слова в алфавитном порядке, напишите 3 слова на это правило.

ун(е,и)сли

с(а,о)довые

р(е,и)ка

Самопроверка: поднимите руки, кто написал 1 столбик. Прочитайте. Кто второй, третий столбик. (Дети читают с объяснением).

VIII.  Итог урока. Встретим наши корабли подведением итогов урока.

- Какое правило нам помог  изучить инопланетянин НЕО?

- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?

- Зачем нужно знать и помнить это правило?

- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

Домашнее задание.

Каждый ученик получает ракетку с домашним заданием.

IХ. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке сами. Подойдите к космическому небосводу и подарите ему свои звёздочки.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красную звезду

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – зеленую звёздочку;

Тот, кому было что-то непонятно на уроке –синюю звезду.

Х. Выставление оценок

- За работу на уроке я выставила такие оценки …

Уроку русского языка конец,

А кто работал – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс. Тема: Правописание безударной гласной в корне слова.

Цель:1.     Сформировать навык  проверки безударной гласной в корне  слова.2.     Закрепить знания  о составе  слова.3....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).

- дальнейшее формирование  умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение  находить безударные гласные в корне, распознавать в словах  ...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели: формировать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова. Задачи:·...

план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова

план к уроку  русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...