Урок обучения грамоте в 1 классе "ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВЫ Фф."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федорова Ирина Ивановна

Урок обучения грамоте в 1классе составлен в соответствии с требованием ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе

Разработала учитель начальных классов Фёдорова И.И.

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВЫ Фф.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Фф. Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.

Развивающие: развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух навык каллиграфически правильного письма.

Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.

Познавательные: формирование необходимого уровня читательской компетентности и овладение техникой чтения.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Предметные умения: сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения мягкости и твердости согласного, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать характеристику.

ТИП УРОКА: урок приобретения новых знаний - знакомство с новой буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Проектор,
  • Компьютер,
  • Карточки для детей.

ХОД УРОКА

I. Мотивация, психологический настрой.

Прозвенел звонок….начинается урок.

Ребята, давайте начнем урок с улыбки! Улыбнитесь друг другу, улыбнетесь мне? гостям? И садитесь по местам.

Пожелание: постараться на уроке, чтобы получить новые знания и стать лучше, умнее.

II. Актуализация.

- При помощи улыбок мы передали друг другу радость и тепло. Но за окном зима, холодно и вьюга перепутала нам буквы.

ИГРА «Найди лишнюю букву»

- 1.Назовите буквы

С Щ М И Ч Н Б Ц П Ш З

-2. Найдите лишнюю букву? (буква и)

- По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?

(обозначают согласные зв.)

-Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?

-( при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто). Гласные можно петь, а согласные – нет).

- 3.На какие группы можно разделить эти согласные?

(Б, М, Н, , З – звонкие, С,Щ Ч Ц П Ш – глухие,

Б – П, З – С, - парные,

М, Н –сонорные,

ЩЧ – всегда мягкие

Ц Ш –всегда твердые

– непарные).

III Самоопределение к деятельности

1.Волшебный сундучок приготовил сюрприз (картинки: перо и фонарь)

Отгадайте какой гость торопится к нам на урок?

Послушайте и отгадайте загадку:

Днем он молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Зверушек пугает. (Филин )

- А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?( толковый словарь, энциклопедия)

Филин ночная птица семейства совых, хищная птица, питается мелкими грызунами, живет долго, поэтому наверно является символом мудрости.

- Сегодня он прилетел к нам на урок со своим фонарем, чтобы поделится своей мудростью, познакомить вас с новыми звуками и буквой .

Спроектируйте, чем мы будем сегодня заниматься. Какова тема урока?

- Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока:

Познакомимся –

Учиться отличать –

Учиться читать -

ЦЕЛЬ:

Мы познакомимся со звуками [ф]. {ф’], буквой, которая их обозначает.

Задачи уроука:

1)Будем учиться отличать звуки [ф]. [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв.

2) Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

IV Работа по теме

1.Знакомстао со звуком

1) Игра «Исследователи»

Давайте выясним какой он?

(Согласный – глухой)

2) Звуковые схемы (фронтально, доска + тетради) слов по картинкам

филин -- фонарь

(Вывод: парные по твердости , мягкости.)

2. Первичное закрепление Игра «Узнай звук».

- Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречаются новые звуки [ф’]. [ф].

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин прыг, филин скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад,

Два фонарика горят.

- Кто такой филиненок? (Детеныш филина).

- С чем сравнивает автор глаза филина? ( с фарами).

- Почему? (они, как фары светятся в темноте).

- Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова).

- Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо).

- Составьте схемы к этим словам с/р( по рядам: фары, флажок, ).

Вывод: С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’].

(Обозначаю достигнутую цель)

Физминутка.

3. Введение новой буквы - Молодцы, ребята, а теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.

- Вы хотите научиться писать букву, которая обозначает эти звуки?

- Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».

Показ печатной буквы + картинка на доску

-На что похожа буква «ЭФ»?. (кадр из презентации)

- С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

- Федя ходит руки в боки.

Значит выучил уроки.

- Ножницы я в руки взял –

Буква Ф я в них узнал

- Буква Эф так нарядилась

В пышный бантик превратилась. (слайд 11)

4. Первичное закрепление.

Игра «Корректор»

(индивидуальная работа по карточке №1)

- Ребята, маленький филиненок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак ее найти. Поможем ему?

Показываю на доске как печатать букву Фф

- Сравните, что заметили? (Они одинаковые, отличаются лишь размером.

- Из каких элементов состоит буква Ф (Из палочки и двух овалов)

Ваша задача – найти буквы Ф и зачеркнуть ( у каждого карточка, работают самостоятельно)

А П Л Т Н Г П Ц У Е В Д Ы Ф Ч Т Х Н

П Б Ф П Н Е В Ы Д Э Ж Т Е К У М И

Р Ф В Ы Ч С Б Н П В У Т Ф Э Т Ь К Н

Т Н Ф С Б Т И М А Ф О Л Д Р М А П

(Проверка фронтально)

Местонахождение буквы Ф на ленте букв.

- Определите место буквы Ф на ленте букв.

- Почему ее место под буквой в? (Они образуют пары по звонкости-глухости.)

5. Закрепление. Работа по учебнику

Чтение слогов, текстов хорошо читающими детьми.

Парная работа «Задай вопросы по тексту» (один задает второй отвечает)

- Где живет фазан?

- Чей это родственник?

- Почему филина называют пернатой кошкой?

- Кого поедает щегол?

- Какая песня у щегла?

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Том и Тим».

Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья Тима (девочки) а если твердый – то друзья Тома (мальчики).

СЛОВА: фабрика, флажок, шофер, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.

РЕЗЕРВ: Игра «ТЕРЕМОК» (Найти закономерности, общие признаки по которым слова можно «поселить « в теремок.

Карточка №2

Фёдор – Федя - филин – фазан - жираф - форма

Федора – Фёдя – Фрол - Фая – Фаина - Фёдор

V. Итог урока:

Заполнение паспорта буквы –звука

(Карточка №3)

VI. Рефлексия.

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали затруднения?

Оцените свою работу на уроке

(Заполнение дерева снежинками)

* Кому было все понятно, интересно и легко работать, тот возьмет голубые снежинки.

* Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.

* Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые.

Подарок от Филина – народная мудрость (Выучить дома)

1) Азбука - к мудрости ступенька.

2) Красна птица опереньем, а человек - ученьем

Спасибо за урок.


ПАСПОРТ БУКВЫ

Букву разукрасить, придумать и записать слова, где звук ( –Ф ) мягкий и твёрдый.

Ф

[ Ф ]

[ Ф̓ ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....