Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Подлипнова Елена Викторовна

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Школа России.

Урок проводится в нетрадиционной форме в виде "детективного агенства", что способствует высокой мотивации детей к изучению данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Подлипнова Елена Викторовна.

Предмет: русский язык.

Тема: Состав слова.

Класс: 3 - Б

Цель урока: Обобщить полученные знания о составе слова.

  1. Закреплять знания о составе слова.
  2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  3. Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Форма проведения урока: «урок – детектив».

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

Урок проводится в нетрадиционной форме в виде «детективного агентства», что способствует высокой мотивации детей к изучению данной темы.

В процессе работы формируются:

  • регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
  • познавательные: умение различать приставки и предлоги, развиваем мыслительную деятельность;
  • коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
  • личностные: формируем умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока:         Систематизация и обобщение знаний и умений по теме.

На уроке были использованы методы проблемного диалога, эвристического обучения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • «блокнот детектива», 
  • схемы на доске (Корень, окончание, приставка, суффикс),
  • буклет «Удостоверение».

План урока.

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная  работа.

4. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

5. Сбор улик.

6. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.        

7. Вещественные доказательства.

8. Физминутка для глаз.

9. Следственный эксперимент.

10. Работа в парах.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

13. Рефлексия.

14. Вручение удостоверений «Настоящего ДЕТЕКТИВА»

Конспект урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас в классе много гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте. Повернитесь ко мне. Молодцы. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на урок.  Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.

Минутка создания настроения и разминки пальчиков «Круг радости».

Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:

Желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь)!

– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.):

 “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!

Сегодня школа не простая

В ней детективов обучают

Развивать у всех должна

Наблюдательность она,

Память, логику, внимание,

Чтобы выполнить задание.

- Итак, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Объясните значение слова ДЕТЕКТИВ? 

[дэтэ], -а, [ муж. род ]

1. Специалист по расследованию уголовных преступлений. Частный д.

 2. Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. II прил. детективный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Детектив роман. Детективная литература.

- Какими качествами ДЕТЕКТИВ  должен обладать?  (Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать). А если мы с вами ДЕТЕКТИВЫ, то наш кабинет «Детективное агентство».

Постановка учебной проблемы.

- Итак, в наше «Детективное агентство» обратились за помощью жители Волшебной страны Морфемики. Вот что они нам написали:

«Здравствуйте, дорогие ДЕТЕКТИВЫ! В нашей стране произошло преступление. Злая волшебница ввела в заблуждение всех жителей, и мы теперь не можем найти части слова. Помогите, пожалуйста! С уважением, жители страны Морфемики.»

- Ребята, мы как настоящие детективы должны им помочь!  

- И мы срочно отправляемся в путь.  

- Что мы должны с вами сделать на уроке?

1. Собрать информацию.

2. Сделать выводы.

3. Принять решение.

4. Искать пути решения проблемы.

- Каждый из вас должен иметь БЛОКНОТ. Детектив должен писать красиво и разборчиво, чтобы не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда начали наше ДЕЛО (число, классная работа). А с какой буквы начинается наше агентство?

2. Минутка чистописания.

Дд

- Подберите однокоренные слова к слову ДЕТЕКТИВ.

Детективщик, детективный, детективность, детектировать, детектор.

Доброе дело само себя хвалит.

Пословица - девиз. Как вы понимаете ее смысл? (Люди будут смотреть на ваши дела и поймут без слов, какой вы человек. Мы всегда благодарим человека за сделанное им доброе дело.
Нам это приятно и нравится.
Рассказываем другим о человеке, который творит добрые дела.
А значит само доброе дело - это то, за что благодарят и хвалят человека.
А значит хвалят и само доброе дело и хороший поступок.)

- Сейчас отправляемся на место преступления. Необходимо собраться и действовать по плану. (Выбрать и записать словарные слова)

3. Словарная  работа.

Мы наденем строгое ПАЛЬТО и теплые САПОГИ. Возьмем красивый ПЕНАЛ и КАРАНДАШ. С нами пойдет СОБАКА  Шарик, и мы отправимся в ГОРОД. Нам не помешает сильный МОРОЗ.

4. Актуализация знаний.

- Итак, мы с вами на месте преступления и необходимо собрать УЛИКИ. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но, чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками  преступника, давайте  наденем перчатки. (Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.)

Дом
- Молоточком я стучу,
(постукивать кулачками друг о друга)
- Дом построить я хочу.
(соединить кончики пальцев обеих рук)
- Строю я высокий дом,
(поднять выпрямленные ладони вверх)
- Буду жить я в доме том.
(похлопать ладонями)

5. Задания (собрать улики - доказательство на месте преступления). 

1) Игра «Четвёртый лишний»

Час, часок, часовщик, часть.

Морозный, холодный, мороз, морозить.

Вода, водный, водить, водичка.

Улететь, полёт, летучий, летний.

Соринка, сор, сорвал, насорил. 

2)  – Образуйте от данных слов существительное, прилагательное, глагол.

Соль – солонка – солёный – солить.

Звон –

Боль –

 –Выделите в данных словах все части слова.

3) – Как изменяется слово МОСКВА?

Москва – столица нашей Родины. Часто приезжают в Москву наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади Москвы заливает море огней.

6. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

 – Найдите однокоренные слова.

В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое место многих животных

и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки.

 - Выделите в словах все значимые части слова.

-Выпишите 1 предложение. Разберите предложение по членам.

7. - Но вот наши улики и превратились в вещественные доказательства.

- Вы очень внимательные детективы. А мы продолжаем работать и должны вызвать свидетелей. (Правила)

-Они утверждают, что…

КОРЕНЬ – это…

ПРИСТАВКА – это…

СУФФИКС – это…

ОКОНЧАНИЕ – это…

ОСНОВА – это…

8. Физминутка для глаз.

- У многих детективов есть свой личный транспорт - автомобиль. Проследим за движением машин.

9. Следственный эксперимент.

- Выведем на чистую воду слово  КЕДР                         (звуко-буквенный разбор слова)

- Конечно, любое дело, которое ведет детектив, это, прежде всего загадка.

10. Работа в парах.

Экспертиза. Тест.

Корень – это   

1. главная часть предложения                            

2. главная значимая часть слова, в которой заключено общее  

3. значение всех родственных слов                                                                

4. общая часть родственных слов

 

Окончание - это

1. стоит после корня и служит для образования новых слов

2. изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

3. общая часть однокоренных слов

4. стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении

В каком ряду перечислены части слова:

1. существительное, прилагательное, корень, окончание

2. существительное, прилагательное, глагол, предлог

3. приставка, корень, суффикс, окончание

4. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

Опрос эксперта.

- Докажи. Объясни.

11. Итог урока.

- Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить?

- Я благодарю вас за урок и желаю вам оставаться такими же добрыми, весёлыми, трудолюбивыми ребятами.

12. Домашнее задание.

- Нужно «посадить» какой-либо корень и «вырастить» как можно больше однокоренных слов.

13. Рефлексия.

- Дело закрыто и отправляется в АРХИВ (учреждение, осуществляющее хранение  архивных документов).

14. Вручение удостоверений «Настоящего ДЕТЕКТИВА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...