Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Доржиева Арюна Баировна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», базисным учебным планом, ООП НОО и учебным планом МБОУ «Убур-Дзокойская ООШ», и авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует ФГОС НОО второго поколения.

Количество недель в году – 34 недели.

В неделю – 4 часа.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

Общую характеристику учебного предмета;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

Содержание тем и разделов учебного предмета, курса

Учебно- тематический план

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

           Календарно – тематический  план

Общая характеристика учебного предмета

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. 

Описание места учебного курса «Русский язык» в учебном плане

Курс «Русский язык» рассчитан  в 3 классе на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

        1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание тем и разделов учебного курса, предмета

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (18 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (14 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (23)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Имя существительное (27 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (15ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимене (4 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (14ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (7 ч)

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Кол-во

часов

Контр.

работы

проекты

1

Язык и речь

2

Текст. Предложение. Словосочетание

11ч

1

3

Слово в языке и речи

18ч

1

1

4

Состав слова

14ч

1

1

5

Правописание частей слова

23ч

2

1

6

Части речи

61ч

7

Части речи

8

Имя существительное

27ч

1

1

9

Имя прилагательное

15ч

1

1

10

Местоимение

11

Глагол

14ч

1

12

Повторение

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы

Методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.)

Информационное обеспечение (интерне-источники, ЭОР, образовательные диски идр.)

При подготовке программы

Рекомендуемый для учащихся

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования РФ.- М., 2004.- 41 с.ВАКО, 2014

2. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2014, 1 часть, 158 с.

1.Учебник  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3класс  - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение» 2014

2. Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение» 2018

1. Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2018, 208 с. (Учебный год)

2. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2018, 144 с. (Мастерская учителя)

3.Канакина В.П.Русский язык  Методическое пособие 3 класс – М. «Просвещение» 2012

1.Библиотека материалов для начальной школы

http://www.nachalka.com/biblioteka

2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

http://katalog.iot.ru/

3. Методические рекомендации по технологии создания  электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Календарно-тематический  план

№ п/п

урока

№ урока

Тема

По плану

Факт.

Язык и речь

1

1

Наша речь. Виды речи

2

2

Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание

3

1

Текст. Типы текстов

4

2

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

5

3

Виды предложений по интонации.

6

4

Предложения с обращением.

7

5

Главные и второстепенные члены предложения

8

6

Главные и второстепенные члены предложения

9

7

Простое и сложное предложения

10

8

Простое и сложное предложения

11

9

Словосочетание

12

10

Словосочетание

13

11

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи

14

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

15

2

Синонимы и антонимы

16

3

Омонимы

17

4

Слово и словосочетание

18

5

Фразеологизмы

19

6

Обучающее изложение

20

7

Части речи

21

8

Имя существительное

22

9

Имя прилагательное

23

10

Глагол

24

11

Что такое имя числительное?

25

12

Однокоренные слова

26

13

Звуки и буквы. Гласные звуки

27

14

Звуки и буквы. Согласные  звуки

28

15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

29

16

Обучающее изложение

30

17

Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове»

31

18

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Состав слова

32

1

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

33

2

Сложные слова

34

3

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

35

4

Окончание слова.

36

5

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

37

6

Значения приставок.

38

7

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

39

8

Значения суффиксов.

40

9

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

41

10

Что такое основа слова?

42

11

Обобщение изученного

43

12

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

44

13

Обучающее изложение

45

14

Проект «Семья слов»

Правописание частей слова

46

1

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне

47

2

Правописание слов с безударными гласными в корне

48

3

Правописание слов с безударными гласными в корне

49

4

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

50

5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

51

6

Обучающее изложение

52

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

53

8

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

54

9

Правописание слов с удвоенными согласными

55

10

Правописание слов с удвоенными согласными

56

11

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

57

12

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

58

13

Правописание суффиксов и приставок

59

14

Правописание суффиксов и приставок

60

15

Правописание суффиксов и приставок

61

16

Правописание приставок и предлогов

62

17

Правописание приставок и предлогов

63

18

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

64

19

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

65

20

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

66

21

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

67

22

Обучающее изложение

68

23

Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи

69

1

Части речи

Имя существительное

70

1

Значение и употребление имен существительных в речи

71

2

Значение и употребление имен существительных в речи

72

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

73

4

Обучающее изложение

74

5

Собственные и нарицательные имена существительные

75

6

Проект «Тайна имени»

76

7

Число имён существительных

77

8

Число имён существительных

78

9

Род имён существительных

79

10

Род имён существительных

80

11

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

81

12

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

82

13

Обучающее изложение

83

14

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

84

15

Склонение имён существительных

85

16

Падеж имён существительных

86

17

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

87

18

Именительный падеж

88

19

Родительный падеж

89

20

Дательный падеж

90

21

Винительный падеж

91

22

Творительный падеж

92

23

Предложный падеж

93

24

Обучающее изложение

94

25

Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка»

95

26

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

96

27

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

Имя прилагательное

97

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи

98

2

Значение и употребление имён прилагательных в речи

99

3

Роль прилагательных в тексте

100

4

Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «царевна-лебедь».

101

5

Род имён прилагательных

102

6

Изменение имён прилагательных по родам

103

7

Изменение имён прилагательных по родам

104

8

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

105

9

Число имён прилагательных

106

10

Число имён прилагательных

107

11

Изменение имён прилагательных по падежам

108

12

Изменение имён прилагательных по падежам

109

13

Обобщение изученного

110

14

Отзыв по картине А.А. Серова  «Девочка с персиками»

111

15

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение

112

1

Личные местоимения

113

2

Изменение личных местоимений по родам

114

3

Местоимение

115

4

Обучающее изложение

Глагол

116

1

Значение и употребление глаголов в речи

117

2

Значение и употребление глаголов в речи

118

3

Неопределённая форма глагола

119

4

Неопределённая форма глагола

120

5

Число глаголов

121

6

Времена глаголов

122

7

Времена глаголов. 2е лицо глаголов

123

8

Изменение глаголов по временам

124

9

Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение

125

10

Род глаголов в прошедшем времени

126

11

Правописание частицы не с глаголами

127

12

Обобщение изученного

128

13

Обобщение изученного

129

14

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Повторение

130

1

Части речи

131

2

Обобщение изученного о словах, предложениях

132

3

Правописание окончаний имён прилагательных

133

4

Правописание приставок и предлогов

134

5

Правописание безударных гласных

135

6

Итоговый контрольный диктант

136

7

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...