Что такое местоимение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Безручко Нина Сергеевна

Познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Класс

2

Раздел (содержательная линия)

Части речи. Местоимение

Тема урока

Что такое местоимение

Цели урока

Познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи.

Основное содержание урока

Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, индивидуальными карточками.

Термины и понятия

Местоимение

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Регулятивные:

1.самостоятельно определять учебную задачу.

2.планировать свою деятельность по решению учебной задачи.

3.адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные:

1.понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи.

2.строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

3.осознают ценности своего языка.

Коммуникативные:

1.применять правила делового сотрудничества.

2.участвовать в продуктивном  диалоге.

 1. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

2.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Литературное чтение

Мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, кружки для рефлексии.

Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: организационно - мотивационный

Педагогические задачи: мотивировать к учебной деятельности, включить в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Планируемый результат:

К2: участвовать в продуктивном  диалоге.

Л2: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

… (придумывают свой вариант окончания стиха)

И на уроке не зевайте.

– Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

– А что такое тайна?

– А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Название этапа: чистописание

Педагогические задачи: совершенствовать умения писать буквы и их соединения.

Планируемый результат:

Р3: адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Л2: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

–Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату  и выполним работу по чистописанию.

Запишите  букву, которая является гласной буквой, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после разделительного ь. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного. 

Словарная работа

Картинный диктант. На интерактивной доске картинки. Записать словами.  

Деревня, Москва, яблоко, ягода, жёлтый, рисовать, тетрадь.

Дети смотрят на доску, выбирают из предложенных букв и повторяют написание гласной буквы Я, её соединение  с другими буквами  

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Название этапа: Постановка цели и задач урока

Педагогические задачи: создать  проблемную ситуацию, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Планируемый результат:

Р1: самостоятельно определять учебную задачу.

П3: осознают ценности своего языка.

Л2: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Физминутка

Для глаз. Посмотрите, не поворачивая головы, на дверь, на окно, вверх, вниз.

Название этапа: актуализация знаний

Педагогические задачи: организовать подготовку  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявлять  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Планируемый результат:

Р3: адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

П1: понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи.

П2:строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Л2: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Работа в парах:

– Прочитайте текст.

– Какие недостатки видете?

– Как  исправить этот недостаток?

– Обсудите с соседом, как будете исправлять

– Спишите исправленный текст.

1 ряд. Исправьте текст:

Растет мать-и-мачеха на открытых местах.Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчели шмелей своим нектаром. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья.Одна сторона листа – мягкая, теплая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

2 ряд. Исправьте текст:

Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. Цветы ландыша красивы и похожи на жемчужинки, колокольчики. У ландыша очень нежный аромат. Люди очень любят ландыша и ласково называют его «ландыш серебристый».Ландыш занесен в Красную книгу. Рвать ландыши в лесу нельзя, ими можно только любоваться и оберегать их.

3 ряд. Исправьте текст:

Первоцвет называют  золотым колокольчиком весны. Цветки первоцвета похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а из чистого золота.И сложили люди легенду, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето. Листья первоцвета похожи на молодого барашка. Поэтому первоцвет еще называют баранчиком.

Проверка работы

Учащиеся заменяют повторяющиеся существительные местоимениями, записывают текст в тетрадь

Физминутка 

Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, теплый, он, ветер, они, бегут, она,  кружат, заботливые, мы, пчёлы, раскрылись цветы.

Глагол – приседают, существительное – шагают, прилагатель-ное – наклонытуло-вища, местоимения – подпрыгнуть.

Название этапа: работа с учебником

Педагогические задачи: закрепить изученное.

Планируемый результат:

П1: понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи.

П2: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Л1: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа  по учебнику страница 101

по упр.173 (устно)

– Какие местоимения встретились в тексте упражнения?

– Каких местоимений нет?

– Для чего использовал автор местоимения?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Название этапа: первичное закрепление

Педагогические задачи: повторить  и закрепить ранее изученное.

Планируемый результат:

Р3: адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

П2: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

П3: осознают ценности своего языка.

Л2: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Самостоятельная работа

Выполнение теста.

1.Часть речи, указывающая на предмет, но не называя его, - это

а) имя существительное б) имя прилагательное  в) местоимение  г) глагол

2.Из ряда слов найти и подчеркнуть  местоимения:

как    без    он    у    я    от    ты    мы    до    вы    про    они

3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями

сахар                    оно

пальто                  он

улица                   они

ножницы             она

алфавит

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Самопроверка обучающимися своих решений

Название этапа: Итог урока

Планируемый результат:

Л1: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

П1: понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи.

П2: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

К2: участвовать в продуктивном  диалоге.

– С какой частью речи мы познакомились?

– Какие части речи заменяет местоимение?

– На какие вопросы отвечает?

– Какое определение вывели?

– В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными

-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?

Дети отвечают на вопросы.

Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не обозначает предмет, а указывает на него.

Название этапа: рефлексивно - оценочный

Педагогические задачи: оценить результат своей деятельности и всего класса.

Планируемый результат:

П2: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

К2: участвовать в продуктивном  диалоге.

Р3: адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Оцените свою работу на уроке при помощи кружков.

    Я понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.

  Я понял, что  такое местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

        Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

-Узнали о новой части речи – местоимении.

Учащиеся показывают кружок и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Список использованной литературы:

  1. Учебник. Русский язык. 2 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издательство: Москва, «Просвещение». 2013г.
  2. Каталог курсов, вебинаров, тестов, методических разработок «Инфоурок». https://infourok.ru/konspekt-uroka-imya-prilagatelnoe-klass-1152648.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Что такое местоимение"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Башкирский язык, 4 класс 2 четверть Что такое местоимение? ( вводный урок )

2 четверть  4 класс открытый урок по башкирскому языку...

Презентация к уроку русского языка по теме "Что такое местоимение?"

Данная презентация используется на уроке открытия нового знания по теме "Что такое местоимение?На этом уроке дети работают в группах по повторению пройденного материала, в парах на этапе подгото...

Проверочные работы по темам "Что такое глагол?" и " Что такое местоимение?"для 2 класса ,УМК Школа России

Данные работы по вариантам позволяют учителю выявить уровень усвоения детьми учебный материал...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Что такое местоимение"

Урок разработан в соответствии с ФГОС и содержит разнообразные формы работы....

презентация на тему "Что такое местоимение?"2 урок.

Презентация для закрепления понятия "местоимение". Орфографическая минутка, словарная работа, самооценка....

Урок русского языка во 2 классе "Что такое местоимение?"

Технологическая карта урока новых знаний по теме "Местоимение" в соответствии с требованиями ФГОС....