Единственное и множественное число прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку

Безручко Нина Сергеевна

Познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Класс

2

Раздел (содержательная линия)

Части речи. Имя прилагательное

Тема урока

Единственное и множественное число прилагательных.

Цели урока

Познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Основное содержание урока

Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, индивидуальными карточками.

Термины и понятия

Имя прилагательное.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Познавательные:

  1. определение цели своего обучения;
  2. устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  3. анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания , ответы на вопросы.

Регулятивные:

  1. Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
  2. умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные: 

  1. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  3. выполнять практические упражнения;
  4. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
  5. настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

1.формирование нравственно-этических качеств личности;

2.воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

3.умение реализовывать теоретические познания на практике;

4.умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

5. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Литературное чтение

Учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Индивидуальная, парная, групповая.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: Организационно – мотивационный

Педагогические задачи: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Планируемый результат:

К5: настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Л5: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.

Название этапа: Актуализация знаний
Педагогические задачи:

 1) актуализировать знания об изученных орфограммах;  изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Планируемый результат:

К1: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

П3: анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания, ответы на вопросы.

Л2: воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку .

На доске записаны слова:

– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат,  зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное,  живые.

 - Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите  слова в два столбика.  В первый столбик   – имена существительные,

 во второй глаголы.

 - Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:

Оцените свою работу у доски.

 - Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

 - Что они обозначают?

Дети читают слова

2 человека работают у доски, остальные – в тетради.

1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.

Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...

 зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

Название этапа: Формулирование проблемы, планирование деятельности

Педагогические задачи: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

Планируемый результат: 

П1: определение цели своего обучения.

Р1: целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную.

Л4: умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)

Тема: слова-признаки предметов.

Слайд1.

Как называются слова?

На какие вопросы отвечают?

Что они обозначают?

Какую роль в нашей речи играют?

Название этапа: Открытие новых знаний.

Педагогические задачи:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Планируемый результат:

П2: устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения.

Р2: умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами).

К2: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль.

К3: выполнять практические упражнения.

Устно:  К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2.
 - На какой вопрос отвечают слова-признаки?

 - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

 - У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

 И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________

        

-  Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.     

                                                                                                                                       

Где мы можем проверить наш вывод?

 - На какой вопрос осталось получить ответ?

                 

         

 Исследование данной проблемы.

Работа по теме

  - Возьмите карточку 2.

   - Прочитайте текст №1.                                                                                                                                        

1. Наступила  весна.  

 Тает снег.                

Журчат ручьи.    

Светит солнце.      

Летят птицы.      

   

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

 Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст?

 - Нравится ли он вам?

 -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

 - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

 - Сравним два текста.

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Что же отличает первый текст от второго?

 - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

                                                                                                                                           

А  теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

 - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

 - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

 

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.

Отвечают на вопросы какой? Какая?  какое?

Имя прилагательное.

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Работают

с правилом, с. 86. 

Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

(О весне)

Добавить слов, распространить предложения.

Прилагательные.

Дети составляют предложения.

Нет.

(Наличие прилагательных)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Тает последний снег.

Прилагательное  ПОСЛЕДНИЙ.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Название этапа: физкультминутка

Педагогические задачи: снять усталость и напряжения пальцев рук.

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.

САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ

Название этапа: Первичное закрепление

Педагогические задачи: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

Планируемый результат:

К4: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Л3: умение реализовывать теоретические познания на практике.

Л4: умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

П3: анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания, ответы на вопросы.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

1) Игра. Отгадай кто это?       

Бурый, мохнатый, косолапый.                                        

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      

Серый, хищный, жадный.                                                

Белый, пушистый, холодный.                                                            

Круглое, сладкое, сочное.    

                                             

2) Работа в группах.

На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка.

Опишите предмет, определяя    его    форму, цвет,  вкус, размер.                                      

Проверка

 - Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.

Медведь

Лиса

 Волк

 Снег

Яблоко

Работа в группах.

 Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)

Имя существительное.

речь идёт об именах прилагательных

 с существительными

Название этапа: самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Педагогические задачи: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их в тексте.

Планируемый результат:

Л3: умение реализовывать теоретические познания на практике.

К2: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль.

Работа с разноуровневыми карточками.

 - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?

Задание:  Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель.  Выдался _________________день.Светит ________________солнце.  Небо сегодня _____________.  Весело бежит _____________ ручей.  

Слова для справок:  тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

2. Задание:  Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель.  Выдался _________________день.Светит ________________солнце.  Небо сегодня _____________.  Весело бежит _____________ ручей.  

Проверка:

1.  Слайд 4. – первый уровень.

2.  - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень.

Работают самостоятельно.

Сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.

Название этапа: Рефлексивно - оценочный

Педагогические задачи:  осознавание цели учения, его необходимость; оценить свою работу и работу класса на уроке; наметить направления будущей учебной деятельности; закрепить знания учащихся.

Планируемый результат:

Л2: воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку.

Р2: умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами).

- Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд

На все ли вопросы ответили?

Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

 - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?

кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

 3) выучить правило, с.46.

Повторяют вопросам.

Список использованной литературы:

  1. Учебник. Русский язык. 2 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издательство: Москва, «Просвещение». 2013г.
  2. Каталог курсов, вебинаров, тестов, методических разработок «Инфоурок». https://infourok.ru/konspekt-uroka-imya-prilagatelnoe-klass-1152648.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

урок русского языка 2 класс. Единственное и множественное число имен прилагательных.

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Цель:...

Единственное и множественное число имён прилагательных.

Урок разработан в рамках внедрения новых стандартов. Очень хорошие результаты по изучению данной темы....

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемые результаты: Предметные:- знать какая часть слова указывает на то, что чис...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Единственное и множественное число прилагательных» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.Задачи урокаДидактические:1)  формировать знания уч...

Урок: Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

Технологическая карта к уроку русского языка  : " Единственное и множественное число имени прилагательного. Изменение имён прилагательных по числам".Презентация к уроку :" Единстве...