Открытый урок по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок дан 13.03.2016 в 3 "б" классе учителям города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имен существительных.

Цели: продолжить знакомство с именами существительными, дать понятие о роде имён существительных, познакомить с мужским, женским и средним родами имён существительных, учиться различать имена существительные по родам и определять род имён существительных; отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения; развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся; прививать навыки аккуратного письма; прививать любовь и уважение к труду.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Настрой на урок.

Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и пожелаем друг другу хорошей работы.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. На чистописание я даю вам слова огород и урожай.

- На какую орфограмму эти слова?

Обратите внимание на наклон, размер, высоту, а также на правильность соединения букв.

На прошлом уроке мы познакомились с новой частью речи, которая называется «Имя существительное». При опросе я хочу предложить вам игру «Да – нет». Игра «Да – нет».

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными? (Да!)

При помощи игры «Да – Нет» мы собрали богатый урожай наших знаний, вспомнили все, что знали об имени существительном.

А теперь скажите, что такое имя существительное? (правило).

- Да, очень хорошо, когда собираешь урожай. А теперь давайте соберем урожай слов с непроверяемыми безударными гласными.

(Раздача карточек: Слова для игры: уро-жай, ого-род, ар-буз, го-рох, ма-лина, мор-ковь, черё-муха.

Работу выполняем тихо. Каждый поднимает свою половинку карточки и ищет вторую половинку. Соединяя карточку, получают слово и дают правильный вариант. Правильные ответы записывают в тетради. (Идет проверка по словарю. С 164).

Итог работы: как называются такие слова? Почему? Задание вам понравилось? Еще на какую орфограмму эти слова? (перенос слов)

(Показ лестницы на слайде).

При помощи вопросов вспомнили правило, при помощи урожая слов вспомнили орфограммы. А настоящий урожай, где мы соберем? (На огороде, в саду, на поле).

1 ряд – мешок  (соберите овощи)

2 ряд – корзинка (соберите фрукты)

3 ряд – ведро (соберите ягоды)

(Из каждого ряда выходят по 2 ученика, выбирают картинки и складывают в корзину, мешок, ведро).

(Учитель проверяет, вытаскивает по 3 картинки и прикрепляет на доску, под картинками записывает слова).

Вот мы и собрали урожай овощей, фруктов и ягод.

Постановка проблемы.

В русском языке очень много слов и в своей речи мы часто употребляем имена существительные.

Сегодня нам предстоит дополнить свои знания еще одним признаком имени существительного.

Проблемная задача: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Но в начале, давайте подумаем, какие задачи можем перед собой поставить? Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов:

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Научиться определять…(род имени существительного.)

3. Познакомиться с приёмами …(распознавания рода.)

-Да, тема нашего урока: «Род имён существительных». Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных).

Давайте вспомним, где и в чем мы собирали урожай?

Мешок                       корзина                          ведро

Он                                  она                               оно        

Чей? Мой                   чья? Моя                       чьё? Моё

Помидор                    капуста                          яблоко

Банан                         груша                             манго

чеснок                       малина                            авокадо    

                                                       

Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.

Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам.

Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: 1 ряд - мужской, 2 ряд - женский и 3 ряд -средний. Каждое существительное относится к одному из родов. Имена существительные по родам распределяются. Они по родам не изменяются.

Теперь познакомимся с окончаниями имен существительных всех трех родов. (слайд). Откройте учебники страницу 90.

А теперь опять возвращаемся к нашим словам. Какое слово у нас осталось без рода?

Да, слово морковь. В русском языке есть слова с мягким знаком на конце. Эти слова тоже имеют свой род. Чтобы определить род таких имен существительных, надо поставить к ним вопрос: Нет кого? Нет чего? (Слайд).

ФИЗМИНУТКА

Проблемный вопрос:

– Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?

– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.

Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)

– Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)

Медведь – медведица

Волк – волчица

Заяц – зайчиха

Голубь – голубка

– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:

2. Определи род имен существительных.

Бананы, яблоки, груши, арбузы, огурцы.

VI. Работа по учебнику. Упражнение 3 стр. 91. Прочитайте вопросы и ответьте на них. Ответы запишите.

Впиши подходящие по смыслу имена существительные, определи род.

Душистая …                              Субботний …

Красное …                                    Верный …

Железная …                              Топленное …        

Добрая …                                   Смелый …

– Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении рода и числа имен существительных?

8. Итог урока. Рефлексия.

-Какие учебные задачи мы перед собой ставили?

-Что нового вы узнали об имени существительном?

-Какого рода бывают существительные?

- Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

-Дайте оценку своей деятельности на уроке. Отметьте ступеньку знаний, на которой вы стоите после этого урока:

Красный квадрат - «Не понял тему урока»

Жёлтый квадрат - «Надо еще поработать дома»

Зелёный квадрат - «Тему хорошо усвоил»

Домашняя работа. Упражнение 5 стр. 91. Вместо точек употребите слова какой? Он, она, оно.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного" 4 класс

Цель урока: формировать  представление о типах склонения имён существительных, учить распознавать склонение по окончанию....