Тема. Звуки и буквы. Слова с буквой «Э».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Педагогические цели.

Образовательная - создать условия для ознакомления детей со словами с буквой «Э», показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков.

Развивающая – развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой «Э», развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e_otk_urok.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

           

Тема.Звуки и буквы. Слова с буквой «Э».

Педагогические цели.

Образовательная - создать условия для ознакомления детей со словами с буквой «Э», показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков.

Развивающая – развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой «Э», развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока.

Решение частных задач.

Планируемые результаты (предметные).

Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв.

Получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Личностные результаты.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог; владеть диалогической формой речи.

Методы и формы обучения.

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Образовательные ресурсы.

Проектор, учебник, рабочая тетрадь, буквы слова «эскимо»; загадки и лист разбора слова для работы в группах.


                                 

                                          Ход урока.

I. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь

II. Актуализация знаний.

  1. Разминка.
  • Как называется урок?
  • Чему учимся на уроке русского языка?
  • Кто создал славянскую азбуку?
  • Сколько букв в современном русском языке?
  • На какие две группы можно разделить звуки?
  • Какие особенности гласных звуков вы знаете?
  1. Состоит из голоса.
  2. Воздух выходит свободно, без преград.
  3. Образует слог.
  • Чем звук отличается от буквы?

Запомните!

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё произносить,

Но не трогать и носить.

  • Сколько гласных звуков? Назови их.
  • Сколько гласных букв?
  • Какие гласные буквы могут давать два звука?
  • В каких позициях?
  1. Работа а парах.  Раскрасьте только те картинки, в названиях которых гласная буква даёт два звука.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6426/20190327150214/OEBPS/objects/c_russ_1_77_1/09f2d699-d855-49b4-8b76-b6ad36c6201a.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6426/20190327150214/OEBPS/objects/c_russ_1_77_1/83e26736-2d49-4b0f-bb58-4984f739885f.png

 Правильно. Ёлка и ёжик.

  1. Посмотрите на доску. В словах « потерялась» буква. Какая буква потерялась?

…то,  …таж, …хо, …дик.

  1. Постановка темы и целей урока.
  • О чём пойдет речь сегодня на уроке?
  • Сегодня мы поговорим о букве Э, вспомним всё, что мы о ней знаем и, может быть, узнаем что- то новое.

III. Минутка чистописания.

Э э это этаж эхо Эдик

-- Итак, что мы можем сказать о букве э.

IV.Работа по учебнику. Упр 9, с 61.

  • Прочитайте.
  • Из какой сказки взят этот отрывок? Назовите автора сказки.
  • О чём говорится в этом отрывке? Кто такие Эльфы? ( Это духи природы).
  • Вспомните, как  Дюймовочка попала к эльфам? Расскажите.
  • Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

V.Физкульминутка.

VI.-- Скажите, как называется поверхность, на которой появляется изображение? ( экран).

-- Вот наш экран, на столе лежат буквы: О, С, К, М, Э, И.Сейчас мы будем сочинять сказку.

Проходила мимо экрана буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «О» и продолжает сказку: «Буква «О» обозначает гласный звук». Смотрит, никого нет на экране. Вошла буква «О» на экран и стала там жить.

На следующий день шла мимо ещё одна буква … Другой ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку: «Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой».

- Решили буквы жить вместе.

- На следующий день шла мимо ещё одна буква … и т.д.

- Так все буквы поселились на экране. Чтобы жить дружно, они должны постараться составить слово. (Дети «выстраиваются» и получается слово «ЭСКИМО»).

VII. Постановка проблемы. Работа в группах. Изучение нового материала.

- А сейчас поработаем в группах.

Первая группа  читает стихотворные строчки «Доскажи словечко» и запоминает четверостишие об «эскимо», выбрав это четверостишие из трёх.

  1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж –

Что же это? …

  1. Вот ладонь на длинной ножке

Выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая,

А зовут …

  1. В золотистой обложке,

В шоколадной рубашке.

В руки просится само.

Что же это? …

- Вторая группа  думает, что такое «эскимо» и почему оно так называется?

- Третья группа  выполняет звуко-буквенный разбор слова «эскимо».

«Эскимо - ___ слога, __________ ударный, ____ букв, ____ звуков, ____ гласных, ____ согласных».

Четвёртая группа составит предложение со словом эскимо. Предложение- ком.

Пятая группа. Найдите слова с буквой э :эскимо, экран, этаж, эхо.

О

С

З

О

Э

С

К

И

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Э

А

А

И

С

Э

М

О

П

А

М

Ы

В

Э

С

Б

В

Э

Д

Т

О

В

Э

К

А

Ф

Ы

М

К

О

Н

С

А

А

Ы

А

Х

О

Р

В

И

У

А

Т

А

К

Е

Ж

Е

С

О

Л

А

Я

В

В

Л

Л

Я

И

П

В

П

П

Д

Ц

Е

С

О

М

А

И

У

М

У

А

А

О

У

О

Л

Ф

В

П

Т

В

Т

О

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Э

К

С

К

А

В

А

Т

О

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Э

К

Р

А

Н

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

- Проверяем. Кто отвечает? А кто думает иначе?

1 группа. «В золотистой обложке,

В шоколадной рубашке.

В руки просится само,

Что же это? …….. (эскимо).

2 группа. Эскимо – мороженое в шоколаде. Пришло в наш язык из французского языка, в котором раньше обозначало детскую одежду – вязаный комбинезон для малышей, похожий на эскимосский костюм. Эскимо названо так потому, что как будто «одето в комбинезон».

3 группа. Эскимо – 3 слога, третий ударный, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных.

Четвёртая группа. На Московском хладокомбинате изготавливают очень вкусное сладкое шоколадное, ванильное, сливочное эскимо в красивой упаковке.

Пятая группа

О

С

З

О

Э

С

К

И

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Э

А

А

И

С

Э

М

О

П

А

М

Ы

В

Э

С

Б

В

Э

Д

Т

О

В

Э

К

А

Ф

Ы

М

К

О

Н

С

А

А

Ы

А

Х

О

Р

В

И

У

А

Т

А

К

Е

Ж

Е

С

О

Л

А

Я

В

В

Л

Л

Я

И

П

В

П

П

Д

Ц

Е

С

О

М

А

И

У

М

У

А

А

О

У

О

Л

Ф

В

П

Т

В

Т

О

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Э

К

С

К

А

В

А

Т

О

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Э

К

Р

А

Н

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

- Все поработали очень хорошо! Молодцы! Запишем слова «экран, эскимо» в тетрадь.

- Во всех словах буква «Э» находится в начале слова. А может ли эта буква быть в другой части слова? Докажите. (Аэропорт, поэт, дуэт, каноэ, статуэтка, алоэ, мэр, поэма, каратэ).

- Работа по учебнику. С. 62, упражнение 10. Прочитаем задание. Какой вывод можно сделать? (Большинство слов, в которых пишется буква «Э» - иностранные, «пришли» в русский язык из других языков.) Понятно ли вам значение этих слов? Что делать, если непонятно? Напишите два слова с буквой «Э» не в начале слова. Какие слова вы записали?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

  • Буква э обозначает гласный или согласный звук?
  • Как определить гласный звук в слове?
  • Что узнали о словах с буквой э?
  • Оцените свою работу в тетрадях на полях на последней строчке.
  • Кому было интересно на уроке?
  • Что было легко делать? Что вызвало затруднение?
  • Как вы считаете, кто сегодня очень хорошо работал, много и правильно отвечал? ( Вручение наклеек). Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"...

Конспект открытого урока с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [н], [н`]. [р], [р`]. Буквы Нн, Рр. Слова-указатели (без введения термина «местоимение»). Наблюдение средств выражения рода»

В конспекте урока представлен методический материал по  знакомству учащихся  с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Конспект урока по рус.языку. Упражнения в написании слов с изученными буквами, слов с буквами парных согласных звуков на конце

Тип урока:рефлексияЦель:формируем умение различать парные и непарные согласные звуки;УУД:Личностные:Освоить  статус  ученика; формировать мотивацию к учению.Регулятивные:1. Организовывать св...

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.

Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....