Урок по русскому языку " Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цухт Наталья Владимировна

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Учитель Цухт Н.В.

           

Тема: Имя существительное    УМК «Школа России»

Задачи:

  • учебно-познавательные:
  1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;
  2. формирование языковой и речевой компетенций;
  3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
  • интеллектуально-развивающие:
  1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда;
  3. развивать творческий подход;
  • воспитывающая:
  1. формировать у учащихся коммуникативные умения;
  2. воспитывать бережное отношение к природе.

Технологии: технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение и исследовательский метод

Оборудование:

- толковые словари;

- блок-опоры(проектор);

-  карточки

Ход урока.

    1.Орг.момент. Урок русского языка.

   2. Орфографическая пятиминутка.

Зима принесла в наш город много слов.

Задание.

- Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания.

- Прочитайте эти слова.  

С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.

- Что вы заметили? (два одинаковых слова)

- Так ли это?

- Что может нам помочь в определении лексического  значения слова?  (толковые словари)

Задание.

1гр. – определяет лексическое значение слова:  иней

2гр. – изморозь

3гр. – изморось

- Назовите слова – синонимы!

(иней – изморозь)

3. Тема: Имя существительное.

  1. Повторить всё, что мы знаем об имени существительном.

- Я добавляю ещё одну цель:

  1. - Работать будем  по группам.

  1гр. Смекалистые

  2гр. Сообразительные

   3гр. Догадливые

- Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?

- Что это? (устойчивое сочетание слов)

1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)

2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)

3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

«Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино.

- Чтобы бы вы ответили ему?

(Имя существительное -  самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной)

- Давайте докажем Буратино важность имени существительного.

«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

4. Что такое имя существительное?  (ответы уч-ся)  

Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы)

Схема на доске.

- Задание. Подчеркнуть.

1гр.  – явления природы

2гр. – признак, как предмет

3гр. – действие, как предмет.

- Проверка.

5.Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

- Что относим к постоянным признакам?  (ответы)

- Мы это знаем?

- Давайте докажем!

«Снежная атака»

Вопросы:

- Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что?  (одуш. и неодуш.)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)

- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)

- Ф  и  з  м  и  н  у  т  к  а  !

(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели)

Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь.

- Молодцы!

- Какие существительные называются собственными? (ответы)

- Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)

- В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

- Сколько родов в русском языке?

- Как определить род у имени существительного?

- Что вы знаете о типах склонения?

- Как определить склонение?

Задание.

   Работаем в группе!

(если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами)

Задания:

1гр. – Защищает постоянный признак:  собственное или нарицательное.

Исправь ошибки:

                  Ждал этот Край человека,

                  И Люди пришли наконец,

                  Посеять в долине умптэка

                   Искры своих сердец. (И. Марченко)

2гр. Род.

- На сколько групп вы бы разделили имена существительные?

Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние.

3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово,

             Мой друг, подумай, не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души».

Вопрос:

- На карточке записаны слова.  Мне бы очень хотелось, чтобы  они никогда не звучали в нашем классе и в нашей жизни.

Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-антонимы. И пусть эти слова  чаще звучат среди нас.

Определите склонение!

- Проверка! Защита!

Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь.

 

6. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

- Как изменяются имена существительные?

(по числам)

-Найди лишнее:

Ельник, мерзлота, Ногинск, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.)

 Задание.

- Что мы называем склонением?

Вопрос – ловушка?

- Просклоняй имена существительные.

Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е)

- Сколько падежей?  Как определить падеж?  (по вопросу и предлогу)

- Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.)

- Как различить В.п. и Р.п.?

смотрю на оленя

враги оленя

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п.          кто? что?

И.п.          кем? чем?

Т.п.           кого? что?

П.п.           кому? чему?

Р.п.           о ком? о чём?

В.п.           кого? что?

2группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п.      с, за, между…

Т.п.       к, по

П.п.       через, в, на

В.п.       у, от, до, из…

Д.п.      в, о, при, на

3группа.

Определить падеж, вставить безударное окончание е или и :

С Арктик _ (      ), в Мурманск__ (       ),

по Тундр_ (      ), из-за метел_  (      )

- Взаимопроверка.

- Ф  и  з  м  и  н  у  т  к  а 

- Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

- На какие две группы можно разделить окончания существительных?           (ударные и безударные)

- Назовите алгоритм для определения безударного  падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-помощник)

   Вывести правило!

Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц?

«е» или «о»

Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й.

Вывод: под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения е.(дети выводят алгоритм)

7.Творческая работа.

Составить предложение. Подчеркнуть грамматическую  основу.

Иней, на, красивый, радует, деревьях, глаз.

    8.Рефлексия.

  • На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я
  •  «На седьмом небе».
  • Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным)

Благодарю вас за урок.

Вы – молодцы!

Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

 9.Домашнее задание. (на выбор)

Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить.

Домашнее задание по теме «Имя существительное».

Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить.

Задание №1.

Расставить знаки препинания.

Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере.

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

1предложение – морозы (И.п.)

2предложение – берёза (П.п.)

3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4предложение – прилёт (Д.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос: Кто?Что?" 3 класс

Урок русского языка по "Школе России" по учебнику Рамзаевой...

Конспект урока по русскому языку. Имя существительное.

Урок с использованием групповых форм обучения....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 4 класс

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное"....

Урок по русскому языку "Имя существительное" 3 класс

Урок по русскому языку, проводимый в 3 классе по теме: "Имя существительное"....

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...