Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus.yaz_.docx43.83 КБ
Файл ktp_rus.yaz_.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»

РАССМОТРЕНО                СОГЛАСОВАНО                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО          зам.директора по УВР                      Директор  школы

учителей начальных________________                                    ________________

классовЛ.А. Дядькина        Н.П. Мельникова

Протокол № 1                   « » 08.2019 г.                Приказ № от     .08.19 г.

от «  » 08. 2019 г.                                        

____ Куличкова А.А.

Рабочая программа по русскому языку

Наименование учебного предмета: русский язык

Классы: 4 А, 4 Б, 4 В

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учителя: Томнатова Галина Геннадьевна, Жесткова Влада Николаевна, Деянова Татьяна Николаевна

Срок реализации программы: 2019- 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 учебных недель, 105 часов в год, в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе: основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»  

Учебник: Русский язык. 4 класс.  Автор; Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина — М., АСТ, Астрель. 2014г.

Рабочую программу составила     ____________    Томнатова Г.Г.

подпись                  расшифровка подписи

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименования разделов

стр.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  освоения программы по курсу

 « Русский язык – 4- 105ч»

3

2. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К КОНЦУ 4 КЛАССА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащихся будут сформированы:

-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

-осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

-эмоционально - ценностное отношение к конкретным поступкам.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-  выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;

-  распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- осуществлять само- и взаимопроверку, и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;

- оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

-регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- использовать знаково - символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

- строить модели слов (звуко - буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения);

- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

- строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;

- составлять сложный план текста;

- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей; самостоятельно делать выводы;

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- понимать тексты учебников, других художественных и научно - популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

-передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

- владеть диалоговой формой речи;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

- выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать (70–90 слов) и писать под диктовку тексты (75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- производить элементарные языковые анализы слов (звуко - буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms - сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс

105ч (3 ч в неделю)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая, внутренняя речь (обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание — говорение, чтение — письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла — слушание, чтение, передача смысла — говорение, письмо.

Речевая ситуация (с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? ... я буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации. Наблюдение над качествами речи: информационность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста - диалога. Текст - инструкция. Текст - письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя - тремя микротемами. Наблюдения над способами выражения основной мысли в текстах: выражена словами текста, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на опросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение её в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте. Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы - фантазии, ответы - обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно - деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет. Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две - три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130–140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям справочных источников;

— ориентироваться (предугадывать) содержание текста, его частей по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, умение «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла).

Создавать (говорить и писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2–3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение, или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до читателей, слушателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания, написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65–70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты - рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывания, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.). Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения. Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка, их стилистическая неоднородность, изобразительно - выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка.Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа. Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика* . Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа: ш_м, к_х, л_я, ы, н, у_ц, и_ее, м_ ле, щ_ из, но_ю и т.п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение) * . Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).

Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов, как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи).

Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении).

Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия, причастия, деепричастия (без терминов).

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление о роде и изменении имён существительных типа пальто, такси, метро, особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имён существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член - определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глаголов. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже — второстепенный член).

Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений. «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений. Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частицли, разве, бы.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, на который оно переходит, действие и предмет, с помощью которого оно совершается, действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул. Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме

именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2-го лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л, в глаголах прошедшего времени (таял, сеял). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами. Наблюдение над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.

3.Тематическое планирование (105 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов по программе

1

ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем)

18

Особенностиустной речи

1

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

4

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация

10

Уроки творчества

3

2

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

14

Выражаем мысли и чувства … Предложение. Части речи и члены предложения

1

Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого

6

Правописание глаголов

4

Проверочные работы

3

3

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение)

7

Правописание глаголов (продолжение)

1

Выражение сказуемого разными формами времени глагола

2

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

1

Творческие работы

3

4

РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ…

13

Используем второстепенные члены предложения

2

Предложения с однородными членами

6

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

5

5

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)

29

Слово как часть речи

1

Формы частей речи

4

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи

1

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

4

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе

4

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

3

Правописание падежных форм личных местоимений

1

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение)

11

6

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)

5

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

5

7

ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ

19

Язык и речь. Слово

2

Правописание слов

1

Проверочные работы

4

Предложение. Текст

1

Связи частей и предложений в тексте

6

Язык мой — друг мой (итоговые уроки)            

5

ИТОГО: 105часов



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык»    4 класс – 105 часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Дата по плану

Дата по факту

КИМ

Примечание

ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (18ч)

Особенности устной речи(1ч).

1

Произносим внятно, читаем выразительно. Наблюдение над свойствами русского ударения.

1

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (4 ч)

2

О нормах произношения и правописания гласных в словах.

1

3

О нормах произношения и правописания  согласных в словах.

1

4

Употребление Ь и Ъ.

1

5

Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм.

1

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10ч)

6

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение. Словарный диктант.

1

7

Уточняем смысл высказывания.

1

8

Обучающее изложение  по тексту «Отдых Сони у бабушки в Сызрани». Творческая  работа с текстом. Выделяем части.

1

Учебник

С.44

9

Анализ изложения и работа над ошибками. Выделяем  этикетные слова и фразы.

1

10

Входной контроль.

Диктант  с грамматическими заданиями.

1

КДР №1

с.4-5

11

Анализ диктанта и работа над ошибками. Уточняем смысл высказывания.

1

12

Уточняем смысл высказывания.

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста.

1

КДР №2

с.6-7

13

Перечисляем…

1

14

Контрольный диктант  с грамматическими заданиями  по теме: «Общаемся устно и письменно…».

1

КДР  №3

с.8-9

15

Анализ  диктанта и работа над ошибками. Используем средства пунктуации.

1

Уроки творчества (3 ч)

16

Используем средства пунктуации.

Свободный диктант по теме: «Общаемся устно и письменно…».

1

Учебник

С.39

17

Используем средства пунктуации.

18

Составляем текст поздравления с днём рождения.

1

Учебник

С.45

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14 ч)

Выражаем мысли и чувства … Предложение 

Части речи и члены предложения (1 ч) 

19

Выражаем мысли и чувства…Предложение. Части речи и члены предложения. Словарный диктант.

1

Формы  глаголов  и их «работа» в роли сказуемого (6 ч)

20

Глагол как двигатель всей фразы .

1

21

Неопределённая форма глаголов.

1

22

Промежуточный контроль.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями за 1 четверть.

1

КДР №4

с.10-11

23

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Формы времен глаголов. Глаголы прошедшего времени. Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

1

24

Спряжение глаголов. 

Глаголы  1  и  2  спряжения.

1

25

Спряжение глаголов. 

Глаголы  1  и  2  спряжения.

1

Правописание глаголов(4ч)

26

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

1

27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

1

28

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

1

29

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

1

Проверочные работы (3 ч)

30

Правописание безударных личных окончаний глагола.

1

31

Проверочная работа по теме: «Правописание безударных личных окончаний глагола».

1

КДР №5

С.12-17

32

Глаголы с чередованием гласных. Работа над ошибками.

1

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (7 ч)

Правописание глаголов (продолжение) (1ч)

33

Правописание безударных личных окончаний глагола. Словарный диктант.

1

Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) (2 ч)

34

Обобщение сведений о формах времени глаголов.

1

35

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глагола».

1

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях (1 ч)

Правописание глаголов (8 ч)

36

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях.

1

Творческие работы (3ч)

37

Свободный  диктант по теме: «Выражение сказуемого разными формами времени глагола»

1

Учебник

С.90

38

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Обобщение сведений о формах времени глаголов.

1

39

Творческое списывание текста.

1

Учебник

С.90 -91

РАЗВЁРТЫВАЕМ,  РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (13 ч)

Используем второстепенные члены предложения (2 ч)

40

Используем второстепенные члены предложения.

Анализ и работа над ошибками.

1

41

Падежные формы склоняемых частей речи. Словарный диктант.

1

Предложения с однородными членами (6 ч)

42

Однородные подлежащие и сказуемые. Знаки препинания при однородных членах предложения.  Проект: «Используем средства языка при общении».

1

Учебник

С.127

43

Однородные подлежащие и сказуемые. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

44

Осложненное списывание текста.

1

КДР №6

С.18-19

45

Решение общих пунктуационных задач .

Анализ работ и работа над ошибками.

1

46

Промежуточный контроль.

Контрольный диктант   с грамматическими заданиями  за 2 четверть.

1

КДР №7

С.20-21

47

Анализ диктанта и работа над ошибками. Строим предложения с однородными членами.

1

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5 ч)

48

Строение текстов разных типов.

1

49

Обучающее изложение по тексту «Переправа».

1

Учебник

С.124

50

Анализ изложения и работа над ошибками. Строение текстов разных типов.

1

51

Обучающее сочинение «Мой любимый праздник».

1

52

Анализ работ и работа над ошибками.

Сопоставление  признаков  разных типов текста.

1

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (29 ч)

Слово как часть речи (1 ч)

53

Слово как часть речи.

1

Формы частей речи (4 ч)

54

Изменение частей речи по числам и родам .

1

55

Спряжение и склонение.

1

56

Контрольный диктант   с грамматическими заданиями  по теме: «Формы частей речи».

1

КДР №8

С.22-23

57

Анализ диктанта и работа над ошибками. Спряжение и склонение.

1

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (1 ч)

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (3 ч)

58

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений.

Словарный диктант.

1

Безударные  падежные  окончания  имен существительных в единственном числе (4ч)

Безударные  падежные  окончания  имен существительных в единственном числе (8 ч)

59

Безударные падежные окончания имён существительных в

единственном числе.  Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений.

1

60

Безударные падежные окончания имён существительных в

единственном числе. Как  выбрать окончание: е или и?

1

61

Контрольный диктант  по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

62

Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

1

Безударные  падежные  окончания  имен существительных во  множественном числе  (4ч)

63

Безударные падежные окончания имён существительных во

множественном числе.

1

64

Безударные падежные окончания имён существительных во

множественном числе.

1

65

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

1

66

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

1

Безударные  падежные  окончания  имен прилагательных  (3 ч)

Безударные падежные окончания имён прилагательных ( 7 ч)

67

Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

1

68

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

1

69

Проверочная работа  по теме: «Проверка безударных окончаний

имён прилагательных».

1

КДР №9

С.24-25

Правописание падежных форм личных местоимений  (1ч)

70

Правописание падежных форм личных местоимений.  

1

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) (11 ч)

71

Правописание падежных форм склоняемых частей речи.

1

72

Правописание падежных форм склоняемых частей речи .

Словарный диктант.

1

73

Обучающее изложение по тексту «Грачи- вестники весны».

Учебник

С.94

74

Анализ изложения и работа над ошибками.

Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

1

75

Проверочная работа по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

1

КДР
(Работа №10)

С.26-31

76

Анализ проверочной работы  и работа над ошибками. Закрепление  по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

1

77

Обучающее сочинение «Подснежник».

1

Учебник

С.95

78

Анализ сочинения и работа над ошибками. Закрепление  по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

1

79

Промежуточный контроль.

Контрольный диктант  с грамматическими заданиями  за 3 четверть.

1

КДР
(Работа №11)

С.32-33

80

Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи.

1

81

Правописание падежных форм склоняемых частей речи.

1

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (5ч)

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) (5 ч)

82

Самостоятельные и служебные части речи.

 Формы имён прилагательных.

1

83

Причастие. Наречия — признаки действия. Деепричастия.

1

84

Частицы - служебные части речи.  Предлоги, союзы– служебные части речи.

1

85

Контрольный диктант с грамматическими заданиями  по теме: «Части речи, их формы и правописание».

1

86

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Части речи, их формы и правописание.

1

Используем средства языка в речи. (19ч)

Язык и речь(2ч).

Язык и речь. Слово (3  ч)

87

Слово. Называть, обозначать, давать имя…

1

88

Лексическое значение слова.

Формы речи: монолог, диалог. Словарный диктант.

1

Правописание слов (1 ч)

89

Правописание слов .

1

Проверочные  работы (4 ч)

90

Всероссийская проверочная работа (часть1).

1

91

Анализ Всероссийской проверочной работы  и работа над ошибками. Правописание слов.

1

92

Всероссийская проверочная работа (часть2).

1

93

Анализ Всероссийской проверочной работы    и работа над ошибками. Правописание  слов .

1

Предложение. Текст (1 ч)

94

Предложение. Текст Распространение мыслей в предложении и тексте.

1

Связи частей и предложений в тексте (6 ч)

95

Связи частей и предложений в тексте.

Составление инструкции как разновидности текста - повествования.

1

96

Композиция текста.

Обучающее изложение по тексту  «Как воробьи утоляли жажду».

1

Учебник

С.117

97

Анализ изложения и работа над ошибками. Композиция

текста.

1

98

Обучающее сочинение описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

Учебник

С.120-121

99

Композиция текста. Анализ сочинения и работа над ошибками.

1

100

Комплексная контрольная работа.

1

Язык мой — друг мой (5 ч)

101

О роли языка в жизни человека.

Словарный диктант.

1

102

Повторение правил составления текста письма.

1

КДР
(Работа №13)

С.36-39

103

Итоговая контрольная работа.

1

104

Анализ итоговой контрольной работы  и работа над ошибками. Друзья  мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге).

1

105

Текст. Проект по теме: «Язык мой- друг мой».

1

Учебник

С.130-131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...