Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

 

Цель: дать первое представление о наречии как части речи; по­знакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

 

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

 

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этиче­ское оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Формы работы:

фронтальная

самостоятельная

парная

 

Методы работы:

наглядный

диалог

 

Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Творческая мастерская»

 

Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

(Слайд1) видеозаставка

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

(Слайд2)

- Откройте тетради, запишите двадцать второе октября, классная работа

(Слайд3)

Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …е

Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… с

В слове тонна удвоенная …н

Буква, похожая на окружность… о

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н о ь)

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- А какая орфоргамма есть в слове осень?

- Подберите проверочное слово

1 стадия. Вызов.

Актуализация знаний.

Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию давайте вспомним какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

Для этого я предлагаю заполнить Кластер.

(Слайд 4 -5)

Прием «Кластер»

Возьмите лист голубого цвета, составьте кластер по изучаемой теме.

(Слайд 6)

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем известные части речи.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)

- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Нет.

- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? уныло)

Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

либо попробуйте предположить.

(Слайд 7)

- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). Значит, слово «уныло» – это …. (хором - наречия).

(Слайд 8)

- Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи. Признаки наречия.

- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

«Корзина идей»

  • Что обозначает?
  • Может ли отвечать на другие вопросы?
  • Каким членом предложения является?
  • С чем связано в предложении?
  • Можно ли обойтись без наречия?
  • Как изменяется?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

(Слайд 9)

У каждого из вас на парте лежит «Маршрутный лист урока» (оранжевый лист), который мы будем заполнять по ходу наших открытий.

 

2 стадия. Осмысление содержания.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

(Слайд 10)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.(Розовый)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1)Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

2) Я возвращался с охоты вечером.

3) Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

4) Кругом ещё ярко светило солнце.

5) Я благополучно спустился с холма вниз.

- Проверим выполнения задания.

Поднималась (Где?) впереди, (когда?) вечером.

Возвращался (когда?) вечером;

Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо;

Светило (как?) ярко

Спустился (как?) благополучно

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Теперь обратимся к учебнику, откроем с. 74 упр 126. , в нём даны предложения с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия – записать в маршрутный лист урока)

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. (где? когда? – записать в маршрутный лист)

Отвечаем на следующий пункт плана:

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной – записать в маршрутный лист)

(Слайд 11)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)

Слайд

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.

(Слайд 12)

Физминутка.

 - Какие слова-наречия встретились в физминутке?

(Слайд 13)

«Мозговой штурм» (работа в парах)

-А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Для этого возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленный вопрос. Работаем в паре.

- Итак, какой вывод мы сделаем? (наречея неизменяемая часть речи запись в маршрутный лист)

(Слайд 14)

«Творческая мастерская»

- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор.

яркое, заблестело, солнышко, весело. (Весело заблестело яркое солнышко).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое).

- Назовите наречие? (весело)

- На какой вопрос отвечает? (как?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире).

Итог урока:

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытии мы сегодня сделали?

(Слайд 15)

Давайте снова вернемся к «Маршрутному листу урока»

С какой частью речи мы сегодня познакомились? (наречие)

- Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?»)

(Слайд 16)

- Проверим наши выводы о наречии, прочитав правило на стр. 74 (правило).

(Слайд 17-18)

Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина

3hello_html_2176fb19.gif стадия. Рефлексия

(Слайд 19)

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

(Слайд 20)

Домашнее задание.

1)Дополнить кластер по теме «Части речи».

 

2)Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формы работы:

фронтальная

самостоятельная

парная

Методы работы:

наглядный

диалог

Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Творческая мастерская»

Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

(Слайд1) видеозаставка

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

(Слайд2)

- Откройте тетради, запишите двадцать второе октября, классная работа

(Слайд3)

Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …е

Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… с

В слове тонна удвоенная …н

Буква, похожая на окружность… о

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н о ь)

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- А какая орфоргамма есть в слове осень?

- Подберите проверочное слово

1 стадия. Вызов.

Актуализация знаний.

Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию давайте вспомним какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

Для этого я предлагаю заполнить Кластер.

(Слайд 4 -5)

Прием «Кластер»

Возьмите лист голубого цвета, составьте кластер по изучаемой теме.

(Слайд 6)

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем известные части речи.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)

- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Нет.

- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? уныло)

Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

либо попробуйте предположить.

(Слайд 7)

- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). Значит, слово «уныло» – это …. (хором - наречия).

(Слайд 8)

- Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи. Признаки наречия.

- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

«Корзина идей»

  • Что обозначает?
  • Может ли отвечать на другие вопросы?
  • Каким членом предложения является?
  • С чем связано в предложении?
  • Можно ли обойтись без наречия?
  • Как изменяется?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

(Слайд 9)

У каждого из вас на парте лежит «Маршрутный лист урока» (оранжевый лист), который мы будем заполнять по ходу наших открытий.

2 стадия. Осмысление содержания.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

(Слайд 10)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.(Розовый)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1)Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

2) Я возвращался с охоты вечером.

3) Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

4) Кругом ещё ярко светило солнце.

5) Я благополучно спустился с холма вниз.

- Проверим выполнения задания.

Поднималась (Где?) впереди, (когда?) вечером.

Возвращался (когда?) вечером;

Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо;

Светило (как?) ярко

Спустился (как?) благополучно

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Теперь обратимся к учебнику, откроем с. 74 упр 126. , в нём даны предложения с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия – записать в маршрутный лист урока)

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. (где? когда? – записать в маршрутный лист)

Отвечаем на следующий пункт плана:

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной – записать в маршрутный лист)

(Слайд 11)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)

Слайд

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.

(Слайд 12)

Физминутка.

 - Какие слова-наречия встретились в физминутке?

(Слайд 13)

«Мозговой штурм» (работа в парах)

-А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Для этого возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленный вопрос. Работаем в паре.

- Итак, какой вывод мы сделаем? (наречея неизменяемая часть речи запись в маршрутный лист)

(Слайд 14)

«Творческая мастерская»

- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор.

яркое, заблестело, солнышко, весело. (Весело заблестело яркое солнышко).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое).

- Назовите наречие? (весело)

- На какой вопрос отвечает? (как?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире).

Итог урока:

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытии мы сегодня сделали?

(Слайд 15)

Давайте снова вернемся к «Маршрутному листу урока»

С какой частью речи мы сегодня познакомились? (наречие)

- Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?»)

(Слайд 16)

- Проверим наши выводы о наречии, прочитав правило на стр. 74 (правило).

(Слайд 17-18)

Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина

3 стадия. Рефлексияhello_html_2176fb19.gif

(Слайд 19)

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

(Слайд 20)

Домашнее задание.

1)Дополнить кластер по теме «Части речи».

2)Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия...

Конспект урока русского языка: "Местоимение как часть речи (общие представления)." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Местоимение как часть речи (общие представления).Цели деятельности учителя: формирование представлений о местоимении как части речи, о роли местоимения в устной и письменной речиПланируемые резу...

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи

Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признакаминаречия как части речи...