Конструкт урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Котрехова  Ирина Александровна

Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. В настоящее время учителю русского языка и литературы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока по русскому языку  в 4  классе

Учитель Котрехова Ирина Александровна

 УМК «Школа России»,    «Русский язык» 4 класс – Канакина, В.Г. Горецкий. 2013 г.

Урок по разделу  «Части речи»

Тип урока: повторение

Тема

Падежные окончания прилагательных женского рода

Цель темы

формирование навыка -  правильного написания окончаний имен прилагательных женского рода

Задачи

создать условия для повторения  с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в падежах, совершенствовать умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных, указывать род и падеж имен прилагательных; подчеркивать главные члены предложения, составлять словосочетания и именами прилагательными женского рода.

Планируемый результат:

Предметные

УУД

Личностные:  - прививать интерес к родному языку,

- научить  быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся

-формировать  культуры чтения и речи во время формулировки словосочетаний, предложений, выводов

Повторят падежные окончания  имен прилагательных женского рода; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных, указывать род и падеж имен прилагательных; подчеркивать главные члены предложения, составлять словосочетания с именами прилагательными женского рода

Регулятивные: осознавать, принимать и сохранять познавательную цель, самостоятельно контролировать свою деятельность по конечному результату, обнаруживать допущенные ошибки, вносить коррективы и оценивать свою деятельность, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.

Метапредметные: Поиск и извлечение значимой информации

Познавательные:  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

Межпредметные : литературное  чтение, окружающий мир

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать с учителем, работать в группе

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, в группе, самостоятельная работа, работа с тестом, проектное обучение, здоровьесберегающие технологи, исследовательская технология

Учебник .Тетрадь. Линейка. Простой карандаш.  Мультимедийка.  Доска интерактивная. Презентация. Тесты- карточки, карточки с заданием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация, мотивация.

1.Проверка готовности к уроку.  Приветствие.  Читает стихотворение.

Прозвенел звонок. Начался урок.

Тихо мы за парты встали                                                                слайд

И друг другу покивали

Всем гостям сказали «Здравствуйте».

Улыбнулись, поклонились …

И на место повернулись.

- И с хорошим настроением присели за парты.

2.      Эмоциональный настрой. Выбор настроения.                                слайд

3. Я рада вашему настрою на урок   и девиз урока «ХОРОШО СЛУШАЙ- ЧЕТКО ОТВЕЧАЙ

4. В начале проведем небольшую разминку для глаз.

Упражнения для глаз.   (здоровьесберегающие технологии)                      слайд

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются

Читают девиз урока

Водят глазами по слайду за движущимися предметами.

2. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

1. Откройте тетради, запишите дату.

2. Ребята, объясните значение слова ЗАМЕСТИТЕЛЬ (лицо, заменяющее кого-нибудь,    название должности помощника начальника)                            3 щ      слайд

 На 2 этапе нашего урока моим заместителем будет Полянская Яна, она приготовила для вас задания,  я не могу ей отказать. А вы ей помогите своей активностью.

3.  Яна:   Предлагаю вам выполнить задание.   Разделите слова на 2 группы.                  (ролевая деловая игра) (сотрудничество)

Белка, рыжая, трусливый, лисица, заяц, хитрая.      ( сущ, прил. )                          слайд

- Докажите. Составьте словосочетания.

Рыжая  белка,

Трусливый    заяц,  ++++++++++++м.р

Хитрая      лисица                                                                           3щ       слайд

Прописывают  дату.

Объясняют значение слова

Подготовленный ученик проводит опрос по теме.   Записывают слова, разделив на группы, находят лишнее словосочетание

3.Постановка учебной задачи.

-  .  Найдите лишнее словосочетание.     Докажите.

- Запишите остальные словосочетания  в тетрадь, выделите окончания.

- Если мы изменим по падежам прилагательные   ж.р. , будут ли изменяться окончания прилагательных?  (будут)

-   Как вы думаете, над чем мы будем работать?                 Назовите тему    урока?    

-   А точнее  «Падежные окончания имен прилагательных женского рода»           2щ  слайд

- Определите цели урока:                                                              слайд

  Повторим---------- Чему будем учиться----------Познакомимся   ?????????? Это пока сюрприз

Определяют тему и цель урока

4. Актуализация опорных знаний

1. - Яна предлагает послушать сказку.

Грамматическая сказка.                                      Скромные просители.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у них собственного рода, числа и падежа.

- А что если нам попросить их у Существительного, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные  и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей . Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы  рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе - дружба.

2. -   О чем сказка? ( о том , что прилагательные одолжили падеж, число и род у существительных)                                                                                           слайд

-  Как мы определяем род, число и падеж прилагательных?  ( по имени существительному) -  

3.--Спасибо, Яна. Оцените работу моего заместителя. зеленый все хорошо, красный не очень

-- Ты как заместитель прекрасно справилась со своими обязанностями. Тебе это пригодится в жизни?

Подготовленный ученик рассказывает сказку, ведет работу по своему проекту

Отвечают на вопросы,

Оценивают работу ученика

Работа в паре.

вспоминают признаки имени прилагательного

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

 1. Обобщим знания о части речи прилагательном                               слайд       3щ.    

 -  Мы продолжаем наш урок. Для дальнейшей работы, расскажите друг другу, все что вы знаете о прилагательном (часть речи, изменяется по числам, падежам и родам в ед.ч., в предложении является второстепенным членом предложения)                                слайд                                                                                                                                                                 

2. А сейчас мы побываем на уроке окружающего мира. Кто изображен на слайде? Что вы знаете о ней?  

- Подберите прилагательное к слову   синица.   Просклоняем.  ШУСТРАЯ СИНИЦА                       

- В каких падежах одинаковое окончание?  (Р.п. Д.п. П.п)                           слайд

- Как будете определять падеж?       (по сущ-му)

- Рассмотрите таблицу падежных окончаний имен прилагательных.                    слайд

3. Просклоняйте самостоятельно по вариантам словосочетания.

Что общего у прилагательных?       (ж.р)

Зеленая трава                           Синяя краска                       Дружная семья  (у доски)            слайд                                Проверка работ.

-Найдите и исправьте ошибки. (сигнальные карточки – красный цвет – ошибка, зеленый – правильно)

- Мы хорошо поработали, пора и отдохнуть.

Хором проговаривают правило.

 Рассказывают о птице. Фронтальная работа

Повторяют правило.

Склоняют  словосочетание устно.

Склоняют по вариантам слова, один ученик у доски, проверка по документ- камере.

6.  Физминутка

Проводит физминутку     (здоровьесберегающие технологии)

Повторяют движения под музыку

7. Обобщение и систематизация знаний

1. Кто помнит, чему посвящается год в ХМАО?    А в России  год?  Какое словосочетание подходит к этой теме?          ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.

Составьте и   Запишите предложение например  «Наша дружная семья с пользой проводит свободное время».   Назовите главные члены  предложения. Найдите прилагательные, определите род, падеж.

-  Кто считает,  что у вас дружная семья? Что для этого надо делать?

2. Работа по учебнику  с. 35 № 74.  Разобрать задание. ( желтою, темною)  Измените окончание на ОЙ. Изменилась красота поэтической строчки?

- Спишите любые 2 строчки.     - 6ч  работаете в карточках.

3.  Вспомните цели  урока.  (повторить, учиться и познакомиться)

Вам интересно с чем мы должны познакомиться?                                                         4щ  слайд

4. Словарная работа .  

Влад  читает загадки.   Значение слов   КАСТРЮЛЯ  (металлическая посуда, для варки кушанья) ТАРЕЛКА ( вид столовой посуды, служит для подачи пищи не стол)

 - Как вы думаете, что это за слова? Почему?

Запишите слова. Обозначьте ударение, назовите орфограмму.

- Подберите к словам прилагательное. Определите род. Измените слова в Т.п., Р.п.

Отвечают на вопросы.

Записывают предложения , разбирают.

6 человек работают по карточкам, остальные номер

Самостоятельно записывают текст по выбору.

Подготовленный ученик читает загадки словарных слов, дети объясняют слова, записывают в тетрадь. Доказывают

8.Рефлексия.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.      Тестовая работа. Чья команда быстрее выполнить, поднимут руки.  Проверка. Оцените работу ребят сигнальными карточками.                                 Слайд  

2.  На странице 36 найдите № 76 и 79.  Выполните дома    на выбор   одно любое упражнение.                           Д/З объясняется

3. Рефлексия .

- Подведем итог.  Что повторили  на уроке?

- Что нового узнали?  - Где пригодятся нам эти знания?   - Оцените себя                слайд.                            

4. Мы  урок посвятили русскому языку.  Слайд со словами Константина Паустовского. Кто это?  (писатель)

Работают в группе по тесту.

Слушают объяснение д\з. Записывают в дневник.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вставить буквы, поставить  запятые, указать падежи и подчеркнуть главные члены предложения

На л…сной п…лянк… с…неют кр…снеют ж…лтеют б…леют цв…ты.

Х…р…шо п…л…жать летним днём на мя…кой и ш..лковистой тр…ве.

Вставить буквы, поставить  запятые, указать падежи и подчеркнуть главные  члены предложения

На л…сной п…лянк… с…неют кр…снеют ж…лтеют б…леют цв…ты.

Х…р…шо п…л…жать летним днём на мя…кой и ш..лковистой тр…ве.

Вставить буквы, указать падежи и подчеркнуть главные члены предложения

Из леса возвр…щается гр…бник с полн…й к…рзиной гр…бов.

Дети увидели на кр…ю п…ляны лису с мышкой в зубах.

Х…р…шо п…л…жать летним днём на мя…кой и ш..лковистой тр…ве.

Вставить буквы, указать падежи и подчеркнуть главные члены предложения

Из леса возвр…щается гр…бник с полн…й к…рзиной гр…бов.

Дети увидели на кр…ю п…ляны лису с мышкой в зубах.

Вставить буквы, указать падежи и подчеркнуть главные члены предложения

Из леса возвр…щается гр…бник с полн…й к…рзиной гр…бов.

Дети увидели на кр…ю п…ляны лису с мышкой в зубах.

1. Яна:   Предлагаю вам выполнить задание.   Разделите слова на 2 группы

Белка, рыжая, трусливый, лисица, заяц, хитрая.      ( сущ, прил. )                          слайд

- Докажите. Составьте словосочетания.

Рыжая  белка,

Трусливый    заяц,  ++++++++++++м.р

Хитрая      лисица        

                                   

-  .  Найдите лишнее словосочетание.     Докажите.

- Запишите остальные словосочетания  в тетрадь, выделите окончания.

- Если мы изменим по падежам прилагательные   ж.р. , будут ли изменяться окончания прилагательных?  (будут)

-   Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?                 Назовите тему    урока?    

-   А точнее тема урока  «Падежные окончания имен прилагательных женского рода»           2щ  слайд

- Определите цели урока:                                                              слайд

  Повторим-----------

Чему будем учиться-----------------------

Познакомимся   ????????????? Это пока сюрприз

А пока послушайте сказку.

Грамматическая сказка.                                      Скромные просители.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером , но вот незадача: не было у них собственного рода, числа и падежа.

- А что если нам попросить их у Существительного, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные  и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей . Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы  рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе- дружба.

-   О чем сказка? ( о том , что прилагательные одолжили падеж, число и род у существительных)

-  Как мы определяем род, число и падеж прилагательных?  ( по существительному)

Влад  предлагает   квест - загадки

Синичка неперелетная птица. Принадлежит к  отряду "воробьиных".

Размеры могут быть до 14см,

 а вес всего 22грамма. Встретить ее можно

В Европейской части России, на Кавказе, в Сибири и Приамурье.

Для того, чтобы они легче пережили зимовку, нужно их подкармливать,

мастерить кормушки. Любительница сала.

                                 Отгадайте загадки

Чайника подружка 
Имеет два ушка
Варит кашу, суп для Юли
И зовут её  (кастрюля)
 

\Салаты, кашу и пирог,
Супы и с сыром гренки
Чтобы все это съесть ты смог
Скорей неси ... . (тарелки)   Правильно. 

             Объясните значение слов   КАСТРЮЛЯ,   ТАРЕЛКА .

Я нашел в толковом словаре Ожегова значение этих

(металлическая посуда, для варки кушанья)  кастрюля

 ( вид столовой посуды, служит для подачи пищи не стол) тарелка

Тест по теме «Имя прилагательное»

1.Выберите правильный ответ: «Что такое Имя прилагательное»?

А) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

      Б) Имя прилагательное- часть речи,  которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы - какой? Какая? Какое? Какие?

В) Имя прилагательное- часть речи , которая обозначает  признак предмета  и отвечает на вопросы -какой? Какая? Какое? Какие?

2. В какой строке записаны окончания Имени  прилагательного мужского рода?

А) ой, ий, ый                                                 В) ой, ая , яя

Б) ой, ей, ий                                                  Г) ой, ое,ее

3. Выбери верное утверждение.

А) Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

         Б) Имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе  по родам.

В) Имя прилагательное не изменяется по родам и числам.

         Г) Имя прилагательное изменяется по числам, во множественном числе  по родам.

4. В какой строке записаны прилагательные- синонимы?

А) смелый – трусливый                                          Б) ласковый – нежный

В) мягкий – твердый                                              Г) глупый - светлый

5. Какое окончание  у имени прилагательном в женском роде?

Весен….    погода               А)  яя         Б) ие       В)  ее       Г) ии

6. Найди грамматическую основу в предложении, найдите прилагательное, отметьте род, падеж.

«Моя семья живет в северном поселке Приобье»   м.р. П.п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конструкт урока по русскому языку в 4 классе

Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? ...

Конструкт урока по русскому языку в 4 классе

Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? ...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....