КИМ. Русский язык. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Харитончук Юлия Николаевна

КИМ. Русский язык. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim._russkiy_yazyk._4_klass.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты и проверочные работы

по русскому языку

для 4 класса

УМК «Перспектива»

(авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина)

Русский язык

  1. Проверочная работа по теме «Повторяем – узнаём новое».
  2. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Текст».
  3. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Средства общения».
  4. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Предложение».
  5. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение».
  6. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Состав слова».
  7. Проверочная работа по теме «Слово как часть речи». Систематизация знаний о частях речи.
  8. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное».
  9. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное».
  10. Проверочная работа по теме «Местоимение».
  11. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Глагол».
  12. Итоговая контрольная работа.
  13. Контрольное списывание с грамматическими заданиями.

Проверочная работа по теме “Повторяем – узнаем новое”(1)

Цель: проверить умения определять, к какому типу речи относится текст, находить в тексте средства речевой выразительности, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Планируемые результаты: п. - умение определять в тексте место где легко допустить ошибку; к. - речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. - умение самостоятельно принимать решения; способность к мобилизации сил и энергии; л. - владение основами экологической культуры.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках, и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинами.

По М. Пришвину.

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась

Грамматическое задание:

  1. Выпишите по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
  1. Выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – ягода, вариант 2– поздно.
  1. Обозначьте грамматическую основу: вариант 1 – третье предложение, вариант 2 – шестое предложение.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» –безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме “Текст”(2)

Цель: проверить умение определять тип текста, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Формируемые УУД: п. - соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очередности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; умение применять правила правописания; к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р. - умение самостоятельно принимать решения; работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя; л. - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.

                                                                      По И.Соколову-Микитову.

Слова для справок: медленно

Грамматические задания:

  1. Напишите к какому типу относится этот текст. Выпишите словосочетания, доказывающее это.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант – грустно; 2 вариант – листья.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» –безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме “Средства общения” (3)

Цель: проверить усвоение орфографических навыков.

Формируемые УУД: п. - соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очередности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к. - владение письменной речью как видом речевой деятельности; р. - умение самостоятельно принимать решения; л. -готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм; умение противостоять действиям и влиянию, представляющим угрозу для жизни, здоровья и безопасности.

Гроза

Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушённый треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

По И.Тургеневу

Грамматические задания:

  1. Выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
  2. Подчеркните грамматическую основу, обозначьте части речи: вариант 1 – в четвёртом предложении, 2 вариант – в третьем предложении.
  3. Сделайте звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – дождь; 2 вариант – яростно.
  4. Обозначьте ударение в словах: хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» –безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме “Предложение” (4)

Цель: проверить усвоение навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, орфографических навыков.

Формируемые УУД: п. - соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очередности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р. - умение самостоятельно принимать решения; л. - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Трусиха

Ребята  играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался  с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

                                                                              По Н.Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматические задания:

  1. Выпишите предложение к схемам: вариант 1 – О,О, и О.        , а        .;  вариант 2 – О и О.         ,        .
  2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: вариант 1 – из второго предложения третьего абзаца; вариант 2 – из первого предложения последнего абзаца.
  3. Сделайте звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – вдруг; 2 вариант – очень.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» –безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Проверочная работа по теме

“Слово и его лексическое значение”(5)

Цель: проверить знания по изученному разделу.

Формируемые УУД: п. – освоение базовых предметных понятий, владение навыками работы со справочниками; к. – формирование навыков устной и письменной речевой деятельности, умение устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в паре, в группе; р. – умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче, планировать время при ее выполнении; л. – готовность к преодолению трудностей.

Критерии оценивания проверочной работы в форме теста.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Оценка "5" ставится за 90 – 100% правильно выполненных заданий;

Оценка "4" ставится за 70 – 80% правильно выполненных заданий;

Оценка "3" ставится за 50  60% правильно выполненных заданий;

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.

Проверочная работа по теме

“Слово и его лексическое значение”

1 вариант

1. Какой словарь даёт следующие сведения:

Толкование значения слова

Значение устойчивых словосочетаний

Произношение слова

Правописание слова

Фразеологический словарь

Орфоэпический словарь

Толковый словарь

Орфографический словарь

2. Объясни значение фразеологизмов:

Спустя рукава  _________________________________________________________

Водить за нос  __________________________________________________________

На краю света  _________________________________________________________

Обвести вокруг пальца  __________________________________________________

3. Укажи стрелками правильные ответы.

Синонимы                                        слова, противоположные по значению

Антонимы                                        слова, которые звучат и пишутся одинаково,

                                                           но имеют разные значения.

Омонимы                                          слова, имеющие несколько значений,

                                                           в чём –то сходных.

Многозначные слова                       слова, близкие по значению

4. Подбери к словам 1 -2 синонима

Страшный______________________________________________________________

Игра___________________________________________________________________

Бегать__________________________________________________________________

5. Подбери к словам 1 -2 антонима

Весёлый________________________________________________________________

Смеяться_______________________________________________________________

Поздно_________________________________________________________________

6. Подчеркни омонимы

Стоит средневековый замок, который закрыт на огромный замок. Я пью молоко с пеночкой и слушаю, как щебечет в саду пеночка.

7. Укажите ряд, где все слова многозначные:

а) рысь, кисть, щенок

б) ручка, ёрш, кастрюля

в) корень, ключ, кнопка

г) лампа, компьютер, ножницы

8. Замени выделенное слово, близким по значению:

Золотые листья  ________________________________________________________

Золотые руки  _________________________________________________________

Золотой человек  _______________________________________________________

9. Найди и подчеркни слова- синонимы в предложениях:

  • Остались у нас зимовать рябчики и синицы.
  • Медали и ордена люди получают за мужество, отвагу, храбрость, смелость.
  • Осенью в садах собирают яблоки и груши.
  • От долгих дождей лес стал влажным, мокрым, сырым.

Проверочная работа по теме

“Слово и его лексическое значение”

2 вариант

1. Какой словарь даёт следующие сведения:

Толкование значения слова

Значение устойчивых словосочетаний

Произношение слова

Правописание слова

Фразеологический словарь

Орфоэпический словарь

Толковый словарь

Орфографический словарь

2. Объясни значение фразеологизмов:

Яблоку упасть негде  ____________________________________________________

За тридевять земель  ____________________________________________________

Сломя голову  __________________________________________________________

Кот наплакал  __________________________________________________________


3. Укажи стрелками правильные ответы.

Синонимы                                        слова, противоположные по значению

Антонимы                                        слова, которые звучат и пишутся одинаково,

                                                           но имеют разные значения.

Омонимы                                          слова, имеющие несколько значений,

                                                           в чём –то сходных.

Многозначные слова                       слова, близкие по значению


4. Подберите к словам 1 -2 синонима

Красивый_______________________________________________________________

Правда_________________________________________________________________

Играть _________________________________________________________________


  1. Подберите к словам 1 -2 антонима

Умный _________________________________________________________________

Трудиться ______________________________________________________________

Высоко ________________________________________________________________


6. Подчеркни омонимы

У Розы в саду растут розы. Животное ласка любит как все ласку.

7. Укажите ряд, где все слова многозначные:

а)бабочка, кисть, звезда

б) сковорода, топор, комната

в) земля, железо, крот

г)телёнок, свеча, ручка

8. Замени выделенное слово, близким по значению:

Свежий хлеб ___________________________________________________________

Свежий воздух  ____________________________ ____________________________

Свежая новость  ________________________________________________________

9.Найди и подчеркни слова- синонимы в предложениях:

  • Зимой у нас часто бывают метели, бураны, вьюги.
  • По осеннему небу мчаться серые и белые облака.
  • На зиму к нам прилетают синицы, снегири, сороки.
  • От кота скрылась в норе проворная, быстрая, юркая мышь.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме “Состав слова”(6)

Цели: систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умение разбирать слова по составу.

Формируемые УУД: п. - отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; к. - владение письменной речью как видом речевой деятельности; р. - умение самостоятельно принимать решения; л. - готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм; отсутствие чувства беспомощности при выполнении учебной задачи.

Беда

Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерок. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.

Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.

Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!

Слова для справок: муравейник, загорелась.

Грамматические задания:

  1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
  2. Образуйте от слов слон, волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов – ик-, -ёнок-, -их-, -ок-, -ат-, -ят-.
  3. Выпишите три глагола с приставками, выделите приставки.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Проверочная работа по теме “Слово как часть речи”(7)

Цель: проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умения разбирать слова по составу, определять части речи и их грамматическое значение.

Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отражение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.- предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.- способствовать к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

В тундре

Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.

Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.

По А.Дитриху и Г. Юрмину

Грамматические задания:

  1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи: 1 вариант – в  первом предложении, 2 вариант – в восьмом предложении.
  2. Разберите слова как части речи: 1 вариант – (по) тундре, местные, срывают; 2 вариант – гусениц, ползёт, ужасная.
  3. Укажите части речи и разберите слова по составу: 1 вариант – ползёт, зелёный, северные; 2 вариант – стальных, заживёт, покров.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме “Имя существительное”(8)

Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных, умение определять грамматические признаки существительного.

Формируемые УУД: п. - отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к. - речевое отображение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. - предвосхищение результата учебной деятельности;  умение самостоятельно принимать решения; л. - способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

Лес

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительными.

Грамматические задания: 

  1. Выпишите три словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.
  2. Спишите предложения; имена существительные, данные в скобках, запишите  в форме родительного падежа мн. числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

  1. Выполните разбор имён существительных как части речи: 1 вариант –вредителей, 2 вариант – гусениц.
  2. Запишите противоположные по значению фразеологизмы парами:

Семи прядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя  в голове.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме “Имя прилагательное”(9)

Цель: проверить умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных, обозначать буквами изученные орфограммы.

Формируемые УУД: п. - отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очерёдности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к. - владение письменной речью как видом речевой деятельности; р. - контроль и оценивание собственных учебных действий; л. - владение основами экологической культуры.

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркие свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички, вороны и рябчики дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три словосочетания “прил.+сущ.”. Выдели в именах прилагательных окончания, определите падеж.
  2. Составьте словосочетания по схемам.

“прил.+сущ. м.р., Т.п.”, “прил.+ сущ. с.р., Д.п.”, “прил.+сущ. ж.р., П.п.”

  1. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

В ....., ....., ...., уборе стоит осенний лес. На ......., ...... загорелись яркие звезды.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Проверочная работа по теме “Местоимение”(10)

Цель: проверить умения правильно писать местоимение, обозначать буквами изученные орфограммы.

Формируемые УУД: п. - отнесение объектов к известных понятиям; умение применять правила правописания; соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очередности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к. - владение письменной речью как видом речевой  деятельности; р. - умение самостоятельно  принимать решения; контроль и оценивания собственных учебных действий; л. - владение основами экологической культуры.

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один  раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в темных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая - кукушка!

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста местоимения. Определите их лицо, число и падеж.
  2. Спишите слова, разделяя их на две группы: Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.
  3. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ...... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На .... были красные, жёлтые, оранжевые листья ..... встал под деревом. На ..... дождём посыпались осенние листья.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме “Глагол”(11)

Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных  в окончаниях глаголов, умение определять грамматические признаки глаголов.

Формируемые УУД: п. - отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к. - речевое отражение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. - предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л. - способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

Весеннее утро

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматические задания:

  1. Выпишите два глагола, разберите их как часть речи.
  2. Разберите по составу глагол  высвистывает.
  3. Найдите по два глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.
  4. Образуйте от глагола  покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Итоговая контрольная работа (12)

Цель: проверить знания по изученным темам.

Формируемые УУД: п. - отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очерёдности и выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к. - владение письменной речью как видом речевой деятельности; р. - умение самостоятельно принимать решения; контроль и оценивание собственных учебных действий; л. - способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами; усвоение гуманистических, общечеловеческих ценностей и этических норм.

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима а мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок сбросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания: 

  1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания; над каждым словом надпишите части речи.
  2. Разберите слова как части речи: укрыли, молочным, за ночь.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова: ледяные.

Критерии оценивания:

Диктант

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания:

 «5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольное списывание с грамматическим заданием (13)

Цель: проверка усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Поверка умений списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста

Формируемые УУД: п.  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к.  речевое отражение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;; р.  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л.  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

По Л. Толстому

Грамматические задания:

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — камень, вариант 2 — шесть.
  2. Разобрать как часть речи: вариант 1 — предложил, вариант 2 — огромный.
  3. Составить из слов пословицы. Определить и подписать части речи.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

Критерии оценивания контрольного списывания

«5»  нет ошибок

«4»  1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс)

1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс)

«3»  3 ошибки и 1 исправление (1 класс)

2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс)

«2»  4 ошибки (1 класс)

3 ошибки (2-4 класс)

Ошибкой считается:

1. Нарушение правил орфографии при написании слов

2. Пропуск и искажение букв в словах

3. Замена слов

4. Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса.

5. Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом

За ошибку не считается:

1. Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе, ни в предшествующих не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску)

2. Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы.

3. Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За 1 ошибку считается:

1. Два исправления

2. Две пунктуационные ошибки

3. Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются:

1. Повторение одной и той же буквы в слове

2. Недописанное слово

3. Перенос слова

4. Дважды записанное одно и то же слово в предложении

Грамматические задания:

«5» – безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» – ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;

«3» – ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» – ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....